Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» : Литература

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Основная часть

А) Вступительное слово учителя

В конце августа 1830 г. В связи с женитьбой на Н.Н. Гончаровой Пушкин отправляется в Болдино Лукояновского уезда Нижегородской губернии, чтобы войти во владение подаренной ему отцом деревней. О настроениях, с которыми он уезжал, говорит его письмо к П.А. Плетневу: «Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска…Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает… Еду в деревню, бог весть ,буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие, без которого ничего не произведёшь…»
Раздумья поэта о своей жизни, судьбе родины – всё это преображенное искусством и превращенное великой силой художника в чистейшее золото поэзии, становилось подлинным художественным зеркалом того времени.
В ночной осенней тишине старого, давно нежилого дома, прерываемый лишь ночными звуками – от однообразного хода часов, неторопливо и безостановочно сбрасывающих в вечность минуты, дни, годы уходящей жизни, до мелкой беготни по рассохшемуся полу, – вслушиваясь в ночные шорохи, вглядываясь в окружающий мрак, поэт снова и снова думал о смысле уходившей жизни, ассоциировавшейся в этой обстановке с бесцельной мышиной беготней. Так рождались строки стихотворений.
Как огромное обобщение переживаний Пушкина этого времени, переведенных на специфически образный  язык искусства, возникало стихотворение «Бесы» (1830) – своеобразный итог пушкинских раздумий о жуткой жизни николаевской России.

Б) Выразительное чтение стихотворения (на фоне музыки)

В) Анализ стихотворения

– Прокомментируйте название стихотворения, объясните значение слова «бесы»? (Бес – в религии и народных поверьях: злой дух. Народная фантазия часто видела в метели что-то бесовское, колдовское, завораживающее.)

– Зачитайте отрывки,  упоминается слово «бесы».

В поле бес нас водит, видно.
И кружит по сторонам.
В мутной месяце игре
Закружились бесы разны…
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине…

– Каково состояние у вас, после прочтения стихотворения? (Тревога, страх).

– Зачитайте слова, которые передают состояния тревоги, страха.

Мутно небо, ночь мутна.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
Сбились мы. Что делать нам!  И т.д.

– Какие литературные приемы использует автор? (Олицетворения: вьюга злится. Вьюга плачет…
Сравнение:

Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре… и т.д.)

– Назовите языковые особенности стихотворения. (Обилие глаголов передает стремительность действий. Краткие прилагательные еще более усиливают тревогу. Использование предложений с прямой речью помогают понять, что здесь два героя.)

– Назовите героев стихотворения. Кого из них мы можем назвать главным? (Главные герои – путник и ямщик. Слова, что вложены в уста ямщика, воспринимаются как эмоции путника, а в конечном счете автора, образ которого в стихотворении полностью сливается с образом путника.

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы; что делать нам!)

Учитель: Эта соотнесенность эмоций путника и автора уже намечена в самом начале стихотворения строкой:

Еду, еду в чистом поле –

И особенно последней строкой стихотворения, которая в читательском восприятии определенно связывается с эмоциями самого автора:

Мчатся бесы рой за роем,
В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

– О чем размышляет поэт в стихотворении? (Это – и реалистическая картина метели, в которой кружится сбившийся с дороги одинокий путник. Это – и итог горьких раздумий Пушкина о путях современной ему России. Это в конечном счете – стихотворение о самом себе, о своем месте в жизни, о своем отношении к окружающей действительности. Здесь и раздумья о личной судьбе, и ощущение безвыходного одиночества, и чувстве беспомощности, щемящей тоски перед бессмысленностью жизни.)

– Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали?  Какие краски использовали?

Г) Демонстрация рисунков к стихотворению и их защита

Учитель: Ребята, неслучайно это стихотворение мы изучаем после повести «Метель». Проведите сопоставительный анализ двух произведений письменно. Что их объединяет?

«Метель»

«Бесы»

«В одну минуту дорогу занесло;
окрестность исчезла во мгле мутной
и желтоватой, сквозь которую летели
белые хлопья снегу;
небо слилося с землею».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна –
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
«Владимир очутился в поле
и напрасно хотел снова попасть
на дорогу, лошадь ступала наудачу…
Лошадь начинала уставать…»
Коням. Барин. Тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбилися мы. Что делать нам!

Подберите синонимы к слову «метель» (вьюга, пурга, поземка). В каком стихотворении вы уже встречали описание подобной погоды? («Зимнее утро»)

3. Рефлексия

4. Итог урока

– Почему А.С. Пушкин называет стихотворение «Бесы»?
– Какое впечатление произвело на вас стихотворение ?
– О чем размышляет поэт в этом стихотворении?
– Что объединяет стихотворение «Бесы» и повесть «Метель»?

5. Домашнее задание: прочитать повесть «Станционный смотритель».

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка (Школа 2100), 4-й класс "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе" :: Урок русского языка (Школа 2100), 4-й класс "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе" :: Классный час на тему "От пера к компьютеру" :: Урок развития речи в 4-м классе школе VIII-го вида. Тема: "Растения зимой: хвойные деревья и кустарники" :: Урок окружающего мира по теме "Домашние опасности. Пожар" во 2-м классе :: Геошторм ( Geostorm ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Стенки и наборы/Стенки горки / Анрекс / Стенка-горка Olivia ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD