Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» : Литература

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворения «Бесы»;
  • научить производить сопоставительный анализ двух произведений;
  • развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
  • привить любовь к литературе и поэтическому слову.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Основная часть

А) Вступительное слово учителя

В конце августа 1830 г. В связи с женитьбой на Н.Н. Гончаровой Пушкин отправляется в Болдино Лукояновского уезда Нижегородской губернии, чтобы войти во владение подаренной ему отцом деревней. О настроениях, с которыми он уезжал, говорит его письмо к П.А. Плетневу: «Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска…Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает… Еду в деревню, бог весть ,буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие, без которого ничего не произведёшь…»
Раздумья поэта о своей жизни, судьбе родины – всё это преображенное искусством и превращенное великой силой художника в чистейшее золото поэзии, становилось подлинным художественным зеркалом того времени.
В ночной осенней тишине старого, давно нежилого дома, прерываемый лишь ночными звуками – от однообразного хода часов, неторопливо и безостановочно сбрасывающих в вечность минуты, дни, годы уходящей жизни, до мелкой беготни по рассохшемуся полу, – вслушиваясь в ночные шорохи, вглядываясь в окружающий мрак, поэт снова и снова думал о смысле уходившей жизни, ассоциировавшейся в этой обстановке с бесцельной мышиной беготней. Так рождались строки стихотворений.
Как огромное обобщение переживаний Пушкина этого времени, переведенных на специфически образный  язык искусства, возникало стихотворение «Бесы» (1830) – своеобразный итог пушкинских раздумий о жуткой жизни николаевской России.

Б) Выразительное чтение стихотворения (на фоне музыки)

В) Анализ стихотворения

– Прокомментируйте название стихотворения, объясните значение слова «бесы»? (Бес – в религии и народных поверьях: злой дух. Народная фантазия часто видела в метели что-то бесовское, колдовское, завораживающее.)

– Зачитайте отрывки,  упоминается слово «бесы».

В поле бес нас водит, видно.
И кружит по сторонам.
В мутной месяце игре
Закружились бесы разны…
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине…

– Каково состояние у вас, после прочтения стихотворения? (Тревога, страх).

– Зачитайте слова, которые передают состояния тревоги, страха.

Мутно небо, ночь мутна.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
Сбились мы. Что делать нам!  И т.д.

– Какие литературные приемы использует автор? (Олицетворения: вьюга злится. Вьюга плачет…
Сравнение:

Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре… и т.д.)

– Назовите языковые особенности стихотворения. (Обилие глаголов передает стремительность действий. Краткие прилагательные еще более усиливают тревогу. Использование предложений с прямой речью помогают понять, что здесь два героя.)

– Назовите героев стихотворения. Кого из них мы можем назвать главным? (Главные герои – путник и ямщик. Слова, что вложены в уста ямщика, воспринимаются как эмоции путника, а в конечном счете автора, образ которого в стихотворении полностью сливается с образом путника.

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы; что делать нам!)

Учитель: Эта соотнесенность эмоций путника и автора уже намечена в самом начале стихотворения строкой:

Еду, еду в чистом поле –

И особенно последней строкой стихотворения, которая в читательском восприятии определенно связывается с эмоциями самого автора:

Мчатся бесы рой за роем,
В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

– О чем размышляет поэт в стихотворении? (Это – и реалистическая картина метели, в которой кружится сбившийся с дороги одинокий путник. Это – и итог горьких раздумий Пушкина о путях современной ему России. Это в конечном счете – стихотворение о самом себе, о своем месте в жизни, о своем отношении к окружающей действительности. Здесь и раздумья о личной судьбе, и ощущение безвыходного одиночества, и чувстве беспомощности, щемящей тоски перед бессмысленностью жизни.)

– Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали?  Какие краски использовали?

Г) Демонстрация рисунков к стихотворению и их защита

Учитель: Ребята, неслучайно это стихотворение мы изучаем после повести «Метель». Проведите сопоставительный анализ двух произведений письменно. Что их объединяет?

«Метель»

«Бесы»

«В одну минуту дорогу занесло;
окрестность исчезла во мгле мутной
и желтоватой, сквозь которую летели
белые хлопья снегу;
небо слилося с землею».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна –
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
«Владимир очутился в поле
и напрасно хотел снова попасть
на дорогу, лошадь ступала наудачу…
Лошадь начинала уставать…»
Коням. Барин. Тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбилися мы. Что делать нам!

Подберите синонимы к слову «метель» (вьюга, пурга, поземка). В каком стихотворении вы уже встречали описание подобной погоды? («Зимнее утро»)

3. Рефлексия

4. Итог урока

– Почему А.С. Пушкин называет стихотворение «Бесы»?
– Какое впечатление произвело на вас стихотворение ?
– О чем размышляет поэт в этом стихотворении?
– Что объединяет стихотворение «Бесы» и повесть «Метель»?

5. Домашнее задание: прочитать повесть «Станционный смотритель».

Читать еще:


Новые материалы:

Поле чудес :: Улицы Салыма :: Обобщающий урок "Имя существительное". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида :: Сценарий общешкольного мероприятия "Широкая Масленица" :: Влияние музыки на человека :: Призраки Исмаэля ( Les fantômes d'Ismaël ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Платяные / Анрекс / Шкаф платяной Monako 3D4S ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как надо качаться чтобы росли мышцы

Как заставить свои мышцы расти: 7 советов для быстрого роста Приветствую, друзья! В этой статье я хотел бы поговорить о том, что такое рост мышц как заставить...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как быстро накачать мышцы груди

...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Отруби для похудения отзывы

Овсяные, пшеничные, ржаные отруби для похудения Порой похудеть мешают мелочи: сидячая работа, любовь к вкусным булочкам и разгулявшийся аппетит. Как бороться с...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать ноги мужчине

Как накачать ноги мужчине в домашних условиях Гармоничная и красивая мужская фигура привлекает женские взгляды накачанным торсом и подтянутыми ногами. Достигнуть...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD