Образ праведника в рассказе Н.С. Лескова «Однодум» : Литература

Задачи урока

Образовательная: раскрыть смысл названия произведения, понятия “праведность”, “праведник”; выявить особенности изображения русского национального характера; формировать умения анализировать художественное слово произведений Н.С.Лескова.

Развивающая: логическое мышление, осознанную речь, память.

Воспитывающая: прививать интерес к художественному слову, прививать чувство патриотизма, гордости за русскую нацию, уважительное отношение к художественному слову.

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к произведению, карточки.

Ход урока

I . Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь. Настройтесь на урок. Он сегодня у нас необычный. Речь пойдет о самом сокровенном: о жизни, об истине, о душе человеческой.

II. Вступительное слово

Находясь наедине с самим собой, мы размышляем, что такое жизнь, как её нужно прожить, чтобы не сбиться с истинного пути?

И уходим, много не поняв и не осмыслив, а под конец жизни вздыхаем: “Прошла жизнь, о, если бы это было прожито начерно, а теперь бы начать жизнь заново, и жить бы её начисто!..”.

- Это вечные вопросы, которые будут всегда интересовать нас, “пока человек будет томиться на земле…”

- А как эти мысли отражаются в творчестве Лескова? (Истину жизни постигал писатель и пытался выразить в своем творчестве.)

III. Сообщение тему урока.

В 1889 году Лесков издал сборник-цикл “Три праведника и один Шерамур”. В него вошли 10 произведений: “Однодум”, “Пигмей”, “Кадетский монастырь”, “Русский демократ в Польше”, “Несмертельный Голован”, “Инженеры- бессребреники”, “Левша”, “Очарованный странник”, “Человек на часах”, “Шерамур”. В предисловии к сборнику автор помещает диалог с умирающим “русским писателем” Писемским, в котором Николай Семенович ставит себе целью одобрить, воодушевить Русь , поэтому начинает создавать для России галерею самобытных народных характеров: святых и праведников.

- Какой обет дает Лесков?

“Без трех праведников несть граду стояния”.

-Как вы их понимаете? Давайте возьмем их за эпиграф к нашему уроку.

Первым из задуманных Лесковым рассказов цикла - “Однодум”. В 1879 году в газете “Еженедельное новое время” рассказ был опубликован под общим заголовком: “Русские антики. (Из рассказов о трех праведниках). Однодум. (Очерк)”

IV. Словарная работа.

- Ребята, как вы считаете, кто такой праведник?

Праведник, или праведный- название святых, праведно живущий, во всем по закону Божию поступающий, безгрешник, вещающий Божию правду. (Словарь Даля)

Антик - старинный, древний, помнящий о древности. Они всегда связаны на прямую с сугубо церковной жизнью, а живут в миру, в центре человеческих радостей и горестей, но живут по своим праведным законам.

- В жизни, в литературе встречали таких героев?

V. Постановка задачи урока.

- Итак, давайте определим проблему нашего урока. Анализируя произведение Н.С.Лескова “Однодум”, на что будем обращать внимание?

1. Почему Лесков называет героя рассказа праведником?

2. Кто он такой “Лесковский праведник”? Образ главного героя.

VI. Анализ произведения.

- Кто является первым праведником? Что мы знаем о нем, о его происхождении? (Родился в семье приказного Рыжова в Солигаличе. Отец рано умер, жили трудом.)

- Каким автор нам представляет героя? Зачитайте описание героя.

- Расскажите, как начинается его самостоятельная жизнь в 14 лет. (Охочим ходоком с почтою)

- Почему не было желающих на эту должность? (Полтора рубля в месяц “на своих харчах и при своей обуви”)

- А почему же эта должность Алексашке пришлась по вкусу? Зачитайте.

- Что помогало Рыжову в нелегком пути? (Библия)

- Расскажите, как А.Рыжов познает Библию. (Не только умом познал Библию, но “дышал любовью и дерзновением”. Библия прошла через сердце, совесть).

- Какие он создал правила на библейской почве? Что это за правила?

Проверка домашнего задания

  1. “Устыдить крепчайших”.
  2. “Бог всегда со мной, а кроме него никого не страшно”.
  3. “В поте лица ешь хлеб твой”.
  4. “Мзду брать Бог запрещает”.
  5. “Даров не приемлю”.
  6. “Одеваюсь по простоте”.
  7. “Дело не в платье, а в рассудке и совести”.
  8. “Ложь заповедью запрещена- я лгать не стану”.

- Где он применяет все эти правила? (В новой должности, получил чин квартального) - Изменилось ли отношение Рыжова к жизни, к людям, ведь его поставили на высокую должность? (Не изменилась).

- Расскажите о его службе? (Честно служил, никому не угождал, верил людям, отчитывался Единому, служил верою и правдою, был исправен, везде хозяйский догляд, не был горд, не зазновался).

- А как же люди оценивали его отношение к службе? (Называли “библейским чудаком”; говорили, что “живет по- библейски”).

- Что значит “жить по- библейски”? (Жить по совести, свято исполнять свой долг).

- Какой случай приводили в пример? (Случай с губернатором).

- Перескажите историю с губернатором в церкви. Целевой вопрос: чем можно объяснить такое поведение Рыжова? (Дышал любовью к Богу, хотел устыдить крепчайших).

- А как губернатор реагирует на поступок Однодума? Похож ли Ланской на Гоголевского губернатора из комедии “Ревизор”? Почему?

Карточка 1: найдите и зачитайте описание Рыжова при встрече с губернатором (глава 11). Целевой вопрос: с кем автор сравнивает героя? (Триумфатор, богатырь, гигантская фигура) Какое изобразительно-выразительное средство использует Лесков при описании героя? (Использует гиперболу, чтобы показать героя как необыкновенного человека).

- Окружающие люди воспринимают героя по-разному. Заполните таблицу:

Карточка 2: общественное мнение о Рыжове (глава 12).

Автор- повествователь Ланской Простецы- простолюдины Городничий
Чудак Однодум, этот чудак, Солигалический антик Чудак, удивительный человек Такой, некий, этакой “Дурак”, “этакий дурак”

- Каким в глазах людей представляется Рыжов? (Не такой, как все, странный человек, многие его не понимают, поэтому одинок среди людей)

- Какое автор даёт прозвище своему герою? Почему? (Однодум. Герой любил оставаться один, думать, размышлять. Сам Рыжов назвал свою тетрадь с синими листами, в которую вписывает свои пророчества).

- Какую форму повествования выбирает Лесков? Что такое сказ?

-Кто рассказал историю об Однодуме? Каким вы себе представляете рассказчика? Как он относится к Однодуму? (Приводят примеры из текста). Рассказчик и Н.С.Лесков- это одно лицо? (Нет, но Лесков так же, как и повествователь, горд за Однодума).

- Как люди отплатили А.Рыжову за его службу?

VII. Обобщение по анализу произведения

- Подводя итог, давайте поразмышляем над проблемными вопросами, которые поставили в начале урока.

1. Почему Лесков называет героя рассказа праведником? Любого ли верующего человека можно назвать праведником? (В Библии говорится:“Не всякий, говорящий мне “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного”. Как вы понимаете эту фразу? Что значит “исполняет волю”? (Живет по закону, придерживается библейских заповедей. Это энергичные, всепобеждающие, способные воодушевить угнетенного человека, подать “бодрый пример своего высокого человеколюбия”)

2. Кто он такой “Лесковский праведник”? Образ главного героя.

- деятельный,

- самоотверженный,

- любящий,

- исполнительный, долг превыше всего,

- честный,

- скромный,

- повышенная требовательность к себе,

- живет по заповедям Божьим, по законам совести,

- высокое человеколюбие,

- одиночество.

VIII. Обобщение

- А что дает праведничество самому человеку? Был ли счастлив А.Рыжов в своей жизни? Как вы определили? (Счастье праведное было у героя, так как ум в ладу с сердцем, был кроткий духом.)

- А как вы думаете, почему Н.С.Лесков в качестве эпиграфа к циклу “Три праведника и один Шерамур” взял слова “Без трех праведников несть граду стояния”? (Н.С.Лесков считал, что на Руси есть праведники, именно они спасут Россию).

- Эта фраза имеет библейское происхождение.

Карточка 3: рассказ о Содоме и Гоморре.

Узнал Господь о беззакониях жителей Содома и Гоморры, решил проверить, сколь тяжел их грех, и наказать нечестивых, Авраам воззвал к нему: “…неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме 50 праведников, то Я ради них пощажу все место сие”. Авраам, зная моральный уровень своих соплеменников, продолжал вопросы, уменьшая число праведников. И каждый раз обещал Господь, что если осталось 40, 20, 10 праведных, город будет спасен. Но не нашлось в Содоме праведников, кроме одного Лота, которому и повелел Господь вместе с семьей покинуть город, чтобы не погибнуть от его беззаконий. “И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… с неба, и ниспроверг города сии… и всех жителей городов сих.”.

Отсюда и закрепилось в народном сознании убеждение: пока есть на земле праведники, не повторит страна судьбы Содома и Гоморры, ибо “…много может усиленная молитва праведного”. (Иак. 1,6).

IX. Домашнее задание: написать эссе на тему: “Актуальна ли тема праведничества сегодня”.

X. Вывод. В заключение урока хочется подарить вам сердечки, на которых написано изречение об одной из праведных черт- жизнь по совести. Необходимо жить по совести, так как она объединяет в человеке добро, сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду, самопожертвованию, приводит к очищению. Изживает из души ложь, лицемерие, пустословие.

Необходимо жить по совести, так как она объединяет в человеке добро,
сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду,
самопожертвованию, приводит к очищению.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное занятие по окружающему миру "Наш дом — природа" :: "Как прекрасен этот мир!" :: Программа "И Русь Москва спасала" :: Сценарий выступления учащихся начальной школы на празднике, посвященном Дню учителя "Учитель будущего" :: Интеллектуальная игра по русскому языку "Что? Где? Когда?" (10-й класс) :: Не стучи дважды ( Don't Knock Twice ), 2016 :: Корпусная мебель/Шкафы / MnogoMeb / Шкаф книжный ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD