Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс чувашской школы : Литература

Василий Дмитриевич (псевдоним Мĕтри Ваçлейĕ) - чувашский поэт. Он родился в 1906 году в деревне Сирикли Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Красноармейский район Чувашской Республики). Окончил Чебоксарский педагогический техникум, Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, Ленинградский институт мозга (ныне Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт) им. В.М. Бехтерова. Работал ответственным секретарем журнала “Халǎха вěрентес ěç” (Народное просвещение), преподавал в Цивильском педагогическом техникуме, Сталинградском и Ленинградском медицинских институтах. Был директором Семипалатинского педагогического института.

Литературную деятельность Дмитриев В.Д. (Мĕтри Ваçлейĕ) начал со стихотворений, будучи студентом Чебоксарского педагогического техникума. Первое его стихотворение “Юбилейшĕн” (С юбилеем) было опубликовано в 1928 году на страницах газеты “Канаш”. Затем последовали стихи “Хирте”, “Путексем”, “Çĕнĕ суха”, “Пирĕн юрă”, “Кĕрхи кун”, “Ирхине”, “Паян”, “Çуркунне”, “Çу умĕн”, “Авăн кĕвви”, “Çамрăк çар”, которые увидели свет в газетах “Çамрăк хресчен” (Молодой крестьянин), “Пионер сасси” (Голос пионера). Особую популярность завоевало стихотворение “Йĕлтĕрпе” (На лыжах), напечатанное в 1929 году в журнале “Хатĕр пул” (Будь готов), которое в течение нескольких десятилетий звенело из уст школьников. Свой первый сборник детских стихов “Пирĕн сас” (Наш голос) Мĕтри Ваçлейĕ выпустил в 1931 году. Стихи были такими содержательными и привлекательными, что известные композиторы Г. Хирбю, Ф. Лукин, И. Люблин на многие из них писали музыку. В том же году молодой поэт издал свою вторую книгу под названием “Ыраш” (Рожь), состоящую из очерков, рассказывающих о развитии коллективного хозяйства.

Мĕтри Ваçлейĕ – участник Великой Отечественной войны. Служил в Стрелковом полку в Ленинграде. Был ранен, лечился в госпитале, а после снятия блокады Ленинграда жил и работал в Ленинградском медицинском институте, писал очерки, издавал монографии, учебные пособия. Он автор ста художественных произведений и более 40 научных работ. Высокую оценку получили его труды “Выдающийся русский ученый В.М. Бехтеров” (1960), “За долголетие человека” (1962), “Разум против религии” (1963), “Охрана природы и здоровья” (1964). В последние годы своей жизни, несмотря на ухудшение своего здоровья, Ваçлей Мĕтри успешно трудился. Хотя он жил в Самарской области, свои произведения старался печатать в газетах и журналах родной Чувашии. Он умер 29 июля 1977 года.

Василий Дмитриевич Дмитриев (Мĕтри Ваçлейĕ) - доктор медицинских наук, психолог, физиолог, член Союза писателей СССР.

Богатый и своеобразный язык произведений Мĕтри Ваçлейĕ имеет свою актуальность и в XXI веке. Один из его стихотворений “На лыжах” рекомендован для изучения в 5 классе чувашской школы.

Целью урока по стихотворению Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” являются выразительное чтение и анализ стихотворения, раскрытие темы и основной мысли произведения, сопоставление с произведением из русской литературы, воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни. Учителем на уроке используется презентация. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Сывлǎх – пурлǎх” (Здоровье - богатство).

Первый этап урока – изучение новой темы. Учитель подводит учащихся к новой теме, раскрывая смысл чувашских пословиц: Сывлăхран хакли нимĕн те çук (Нет ничего дороже здоровья). Сывлăха укçа парса илеймĕн (Здоровье не купишь деньгами). При этом можно использовать вопросы: О чем эти пословицы? Почему здоровье дороже всего? Что нужно делать, чтобы было здоровье? Затем учащиеся записывают тему урока. Учитель рассказывает о жизни и творчестве Мĕтри Ваçлейĕ, демонстрирует слайды.

Самым важным моментом урока является чтение стихотворения и его анализ. Выразительное чтение произведения осуществляется учителем и учащимися. Словарная работа проводится по следующим словам: йÿнчĕк – оцеп (шест, на который подвешивается зыбка), тăлăп – тулуп, йĕлме - ильм, вяз, мерчен – коралл, жемчуг, йăлтăр-ялтăр – (межд.) блеск, чĕлтĕр-чĕлтĕр – подражание легкому звуку.

Проверить, насколько учащиеся усвоили содержание, помогут такие вопросы:

Какое время года описано в стихотворении?

Куда идут дети на лыжах?

Какую природную красоту они видят?

Что они делают после катаний на лыжах?

Учащиеся находят строки, отражающие тему и основную идею произведения:

Тема – “Эх, аван-çке,

Эх, аван-çке

Сăртсем урлă ярăнма!”

Основная идея – “Ĕçлесси те,

Ярнасси те –

Пурте кирлĕ çамрăкне.”

Физкультминутка

На стадии закрепления изученного материала проводится групповая работа, при которой учащиеся выполняют следующие задания:

1. Языковые средства/тропы в стихотворении: Хĕл мерченĕ – метафора, сывлăш катăклать – олицетворение, çамрăк вăхăт – эпитет, эх, аван-çке – повтор, йăлтăр-ялтăр йĕлтĕр – эпитет, чĕлтĕр-чĕлтĕр йĕлтĕр – эпитет, сывлăш килсе кĕчĕ – олицетворение, эх, илемлĕ-çке ирпе – риторическое восклицание, эх, аван-çке сăртсем урлă яранма – риторическое восклицание.

2. Троичный дневник:

Основное слово
(предлагается учителем)
Автор пишет
(выписывают учащиеся)
Я так понимаю
(заполняют учащиеся)
Лыжи 1. Йĕлме йĕлтĕр  
  2. Яка йĕлтĕр-

Чĕлтĕр-чĕлтĕр –

Ĕлкĕр çеç шуса пыма.

 
Воздух Уçă сывлăш…

Килсе кĕчĕ ман хĕве…

Кăтăклать-çке ÿт-пĕве.

 
Юность Çамрăк вăхăт…

ÿсме хăвăрт

тăрăшатпăр ку чухне.

 
Книга Кĕç тытатпăр кĕнеке  

 3. Диалог культур – сопоставление стихотворений чувашского поэта Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” и русского поэта Г. Ладонщикова “Зимняя радость”.

Мĕтри Ваçлейĕ “Йĕлтĕрпе” (На лыжах) Г. Ладонщиков “Зимняя радость”
Общие черты
Белый снег блестит
Лыжня находится за околицей
На лыжах катаются с горки
Радостные возвращаются домой  
Отличия
Дети катаются в поле Бегут на лыжах к лесу
Колет свежий воздух Колет снег
После отдыха читают книги -

Физкультминутка

Обобщение урока.

Связь с жизнью: Где прошли 22 Зимние Олимпийские игры? Каких спортсменов-лыжников и биатлонистов вы знаете? Имеются ли в вашей школе Мастера спорта по зимним видам спорта?

Учитель обобщает сказанное, рассказывает об олимпийских чемпионах по лыжным гонкам: Александр Легков, Максим Вылегжанин, об известных биатлонистах России (Максим Чудов, Николай Круглов, Ольга Зайцева), Чувашии (Татьяна Моисеева, Вячеслав Акимов).

Вопрос-ответ: Катаетесь ли вы на лыжах? Чему способствуют занятия спортом? Расскажите о том, как вы катаетесь на лыжах.

Раскрытие эпиграфа урока “Сывлǎх – пурлǎх” (Здоровье - богатство). Мы счастливы, сильны, красивы, мощны лишь тогда, как имеем прекрасное здоровье. Чтобы быть здоровыми, надо дружить со спортом. Пожелание всем тем, кто хочет быть здоров: катайся на лыжах, на коньках, на санках, больше двигайся, гуляй на свежем воздухе, закаляйся!

Составление коллажа. Из подготовленных учителем картинок учащиеся выбирают те, которые отражают содержание стихотворения, и составляют коллажи.

Домашняя работа (предлагается на выбор):

1. Написать сочинение-рассуждение на тему “Здоровье – богатство”.

2. Составить табличный кластер.

3. Выучить наизусть стихотворение.

Приложение

Г. Ладонщиков. “Зимняя радость”

Белый снег-снежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассная занятие по музыке. Сценарий фольклорного спектакля "Как у бабушки Арины" :: Вечная тема в искусстве :: Музыка к драматическому спектаклю. 7-й класс :: Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки (из опыта работы) ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list4.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Первый урок музыки в 1-м классе :: Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года (), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Стеллаж МФ-345.01 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Упражнения для похудения галифе

Как избавиться от галифе в домашних условиях« Ушки», или галифе мешают не только на пляже. Они портят внешний вид, стараясь «вылезти» из одежды. К тому же, в...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Формавит капсулы для похудения

« Формавит» – стройная фигура с пользой для здоровья: действие препарата, схема приема, мнение врачей Содержание: Для эффективной борьбы с лишними килограммами...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD