Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс чувашской школы : Литература

Василий Дмитриевич (псевдоним Мĕтри Ваçлейĕ) - чувашский поэт. Он родился в 1906 году в деревне Сирикли Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Красноармейский район Чувашской Республики). Окончил Чебоксарский педагогический техникум, Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, Ленинградский институт мозга (ныне Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт) им. В.М. Бехтерова. Работал ответственным секретарем журнала “Халǎха вěрентес ěç” (Народное просвещение), преподавал в Цивильском педагогическом техникуме, Сталинградском и Ленинградском медицинских институтах. Был директором Семипалатинского педагогического института.

Литературную деятельность Дмитриев В.Д. (Мĕтри Ваçлейĕ) начал со стихотворений, будучи студентом Чебоксарского педагогического техникума. Первое его стихотворение “Юбилейшĕн” (С юбилеем) было опубликовано в 1928 году на страницах газеты “Канаш”. Затем последовали стихи “Хирте”, “Путексем”, “Çĕнĕ суха”, “Пирĕн юрă”, “Кĕрхи кун”, “Ирхине”, “Паян”, “Çуркунне”, “Çу умĕн”, “Авăн кĕвви”, “Çамрăк çар”, которые увидели свет в газетах “Çамрăк хресчен” (Молодой крестьянин), “Пионер сасси” (Голос пионера). Особую популярность завоевало стихотворение “Йĕлтĕрпе” (На лыжах), напечатанное в 1929 году в журнале “Хатĕр пул” (Будь готов), которое в течение нескольких десятилетий звенело из уст школьников. Свой первый сборник детских стихов “Пирĕн сас” (Наш голос) Мĕтри Ваçлейĕ выпустил в 1931 году. Стихи были такими содержательными и привлекательными, что известные композиторы Г. Хирбю, Ф. Лукин, И. Люблин на многие из них писали музыку. В том же году молодой поэт издал свою вторую книгу под названием “Ыраш” (Рожь), состоящую из очерков, рассказывающих о развитии коллективного хозяйства.

Мĕтри Ваçлейĕ – участник Великой Отечественной войны. Служил в Стрелковом полку в Ленинграде. Был ранен, лечился в госпитале, а после снятия блокады Ленинграда жил и работал в Ленинградском медицинском институте, писал очерки, издавал монографии, учебные пособия. Он автор ста художественных произведений и более 40 научных работ. Высокую оценку получили его труды “Выдающийся русский ученый В.М. Бехтеров” (1960), “За долголетие человека” (1962), “Разум против религии” (1963), “Охрана природы и здоровья” (1964). В последние годы своей жизни, несмотря на ухудшение своего здоровья, Ваçлей Мĕтри успешно трудился. Хотя он жил в Самарской области, свои произведения старался печатать в газетах и журналах родной Чувашии. Он умер 29 июля 1977 года.

Василий Дмитриевич Дмитриев (Мĕтри Ваçлейĕ) - доктор медицинских наук, психолог, физиолог, член Союза писателей СССР.

Богатый и своеобразный язык произведений Мĕтри Ваçлейĕ имеет свою актуальность и в XXI веке. Один из его стихотворений “На лыжах” рекомендован для изучения в 5 классе чувашской школы.

Целью урока по стихотворению Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” являются выразительное чтение и анализ стихотворения, раскрытие темы и основной мысли произведения, сопоставление с произведением из русской литературы, воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни. Учителем на уроке используется презентация. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Сывлǎх – пурлǎх” (Здоровье - богатство).

Первый этап урока – изучение новой темы. Учитель подводит учащихся к новой теме, раскрывая смысл чувашских пословиц: Сывлăхран хакли нимĕн те çук (Нет ничего дороже здоровья). Сывлăха укçа парса илеймĕн (Здоровье не купишь деньгами). При этом можно использовать вопросы: О чем эти пословицы? Почему здоровье дороже всего? Что нужно делать, чтобы было здоровье? Затем учащиеся записывают тему урока. Учитель рассказывает о жизни и творчестве Мĕтри Ваçлейĕ, демонстрирует слайды.

Самым важным моментом урока является чтение стихотворения и его анализ. Выразительное чтение произведения осуществляется учителем и учащимися. Словарная работа проводится по следующим словам: йÿнчĕк – оцеп (шест, на который подвешивается зыбка), тăлăп – тулуп, йĕлме - ильм, вяз, мерчен – коралл, жемчуг, йăлтăр-ялтăр – (межд.) блеск, чĕлтĕр-чĕлтĕр – подражание легкому звуку.

Проверить, насколько учащиеся усвоили содержание, помогут такие вопросы:

Какое время года описано в стихотворении?

Куда идут дети на лыжах?

Какую природную красоту они видят?

Что они делают после катаний на лыжах?

Учащиеся находят строки, отражающие тему и основную идею произведения:

Тема – “Эх, аван-çке,

Эх, аван-çке

Сăртсем урлă ярăнма!”

Основная идея – “Ĕçлесси те,

Ярнасси те –

Пурте кирлĕ çамрăкне.”

Физкультминутка

На стадии закрепления изученного материала проводится групповая работа, при которой учащиеся выполняют следующие задания:

1. Языковые средства/тропы в стихотворении: Хĕл мерченĕ – метафора, сывлăш катăклать – олицетворение, çамрăк вăхăт – эпитет, эх, аван-çке – повтор, йăлтăр-ялтăр йĕлтĕр – эпитет, чĕлтĕр-чĕлтĕр йĕлтĕр – эпитет, сывлăш килсе кĕчĕ – олицетворение, эх, илемлĕ-çке ирпе – риторическое восклицание, эх, аван-çке сăртсем урлă яранма – риторическое восклицание.

2. Троичный дневник:
Основное слово
(предлагается учителем)
Автор пишет
(выписывают учащиеся)
Я так понимаю
(заполняют учащиеся)
Лыжи 1. Йĕлме йĕлтĕр  
  2. Яка йĕлтĕр-

Чĕлтĕр-чĕлтĕр –

Ĕлкĕр çеç шуса пыма.

 
Воздух Уçă сывлăш…

Килсе кĕчĕ ман хĕве…

Кăтăклать-çке ÿт-пĕве.

 
Юность Çамрăк вăхăт…

ÿсме хăвăрт

тăрăшатпăр ку чухне.

 
Книга Кĕç тытатпăр кĕнеке  

 3. Диалог культур – сопоставление стихотворений чувашского поэта Мĕтри Ваçлейĕ “На лыжах” и русского поэта Г. Ладонщикова “Зимняя радость”.
Мĕтри Ваçлейĕ “Йĕлтĕрпе” (На лыжах) Г. Ладонщиков “Зимняя радость”
Общие черты
Белый снег блестит
Лыжня находится за околицей
На лыжах катаются с горки
Радостные возвращаются домой  
Отличия
Дети катаются в поле Бегут на лыжах к лесу
Колет свежий воздух Колет снег
После отдыха читают книги -

Физкультминутка

Обобщение урока.

Связь с жизнью: Где прошли 22 Зимние Олимпийские игры? Каких спортсменов-лыжников и биатлонистов вы знаете? Имеются ли в вашей школе Мастера спорта по зимним видам спорта?

Учитель обобщает сказанное, рассказывает об олимпийских чемпионах по лыжным гонкам: Александр Легков, Максим Вылегжанин, об известных биатлонистах России (Максим Чудов, Николай Круглов, Ольга Зайцева), Чувашии (Татьяна Моисеева, Вячеслав Акимов).

Вопрос-ответ: Катаетесь ли вы на лыжах? Чему способствуют занятия спортом? Расскажите о том, как вы катаетесь на лыжах.

Раскрытие эпиграфа урока “Сывлǎх – пурлǎх” (Здоровье - богатство). Мы счастливы, сильны, красивы, мощны лишь тогда, как имеем прекрасное здоровье. Чтобы быть здоровыми, надо дружить со спортом. Пожелание всем тем, кто хочет быть здоров: катайся на лыжах, на коньках, на санках, больше двигайся, гуляй на свежем воздухе, закаляйся!

Составление коллажа. Из подготовленных учителем картинок учащиеся выбирают те, которые отражают содержание стихотворения, и составляют коллажи.

Домашняя работа (предлагается на выбор):

1. Написать сочинение-рассуждение на тему “Здоровье – богатство”.

2. Составить табличный кластер.

3. Выучить наизусть стихотворение.

Приложение

Г. Ладонщиков. “Зимняя радость”

Белый снег-снежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю.

Читать еще:


Новые материалы:

Итоговый контроль знаний по физике в 8-м классе :: Урок физики в 8-м классе "Виды теплопередачи" :: Внеклассное мероприятие «Физики и лирики» (звездный час). 9-й класс :: Программа элективного курса «Физико-химический практикум». 10–11-е классы :: Система самостоятельных и проверочных работ по физике по теме "Изменение агрегатных состояний вещества". 8-й класс :: Рок, 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Кааба-4 Модель 391 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD