Урок внеклассного чтения «Не ищи клад на стороне: он рядышком» (знакомство с биографией вятской писательницы Т.А. Копанаевой) : Литература

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Т.А. Копаневой. Расширить сведения гимназистов по истории родного края. Развивать творческое воображение обучающихся. Воспитывать уважительное отношение к культуре и прошлому вятской земли, гражданских качеств и чувства сопричастности родному краю.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

Некоторые земли славятся красотой природы, некоторые – мастерством человеческих рук, некоторые – неукротимой силой таланта. Тамара Александровна Копанева – тележурналист, писатель, педагог. Член союза журналистов России, Отличник радио и телевидения, дипломант премий им. С.М. Кирова Союза журналистов России, ветеран труда, победитель Всероссийского конкурса “Методических материалов по организации воспитательной работы в школе”. Тамара Александровна впервые внесла в литературу неповторимые образы вятских людей с их неповторимым голосом, говором, диалектом.

 Все знают выражение: вятские люди – хватские. Это лишь первая часть поговорки, у неё есть продолжения. Вспомните их. (Слайд 2)

“…на полу сидим, и не падаем”;

“…семеро одного не боятся, а один – на один – все котомки отдадим”;

“…семеро на возу, один падает и кричит: “Не заваливай!”.

В этих поговорках говорится об юморе, способности вятчан посмеяться над собой.

А чем ещё прославились вятчане?

Оказывается, они:

затаскивали на крышу бани корову, чтобы объела траву;

сыпали в реку толокно и солили;

длительнее всех в России противились посадкам картофеля;

 в лыковый колокол лаптем звонили…

а цево цеплять к цему,

непонятно никому.

Именно эти неповторимые вятские образы остались на страницах известной вятской писательницы. А началось все с детства.

2. Литературно-музыкальная композиция о детстве писательницы (по мотивам произведений Т.А. Копаневой)

Ведущий: (слайд 3)

Детство мое прошло в селе Кильмези. Папа часто брал меня с собой в поездки по району. Ездили мы на Ваньке. Так звали нашего быстроногого коня, в легком плетеном тарантасе.

Первый ученик:

Где это было, в какой такой стороне Вятского нашего края – до сих пор загадка, овеянная туманами сизыми, продутая ветрами северными, промытая дождями осенними, заколдованная ночами морозными, отогретая ласковым летним солнышком.

И деревни там были разные, названия носили необычные; известное дело – вятские люди озорные, живут и как бы над собой посмеиваются: это, мол, только с виду мы из Верхоглядова да из Болтунов, из Опенкова да из Объегорино, из Дряхловщины да из Завиденок, ну еще из Лепехина да из Свистунов, а ежели глубже копнуть, то там, как в колодце вода, душа наша чистым серебром светится. (Слайд 4)

В одной деревне дома друг к дружке жмутся, будто когда-то давно испугались чего и сбежались кучкой. А в другой, наоборот, дома стоят розно, долеко один от другого и поглядывают вокруг заносливо и вприщур. В третьей деревне дома маленькие, глазастые, вечерами перемигиваются огоньками лучистыми от лампадок, свеч да лучин, а домовички по ночам ходят друг к другу в гости. Дома строят с умом: личиком к дороге или реке.

Ведущий: (слайд 5)

Во многих деревнях мы побывали, много добрых людей повстречали. Но особенно запомнилась мне удивительная бабка Тихоновна из деревеньки Гари. Приедем к ней, а она, маленькая, щупленькая, улыбчивая. Бегает неслышно по избе, хлопочет – на стол угощенье собирает. А потом, поздно вечером, заберемся мы с ней на печку, и рассказывает мне бабка Тихоновна разные страшные истории про домовых, которые в старых домах живут, про Кикимору болотную, про косматого лесного жителя Лешего и про всякую нечистую силу. Голос у нее тихий, ласковый, а говорок, какого я в родной семье и не слышала, бойкий, веселый, озорной, вятский, и в каждом слове – тайна…

Второй ученик:

И говорок наш вятский особенный: веселый, озорной. В нем слова неожиданные, непохожие на другие – емкие, точные по сути и смыслу. Блеснут они внезапно, словно солнечный зайчик, отраженный от маленького зеркальца, сразу потеплеет на душе – и невольно улыбнешься: “Лико, девка-то эка вертиголова; лешак окаяшшной ее в лесное болотцо заволок, дак она оттоль пулей огненной вымчала; видать, тамотка впотаях Водяной-проныра ее за голу пятку ушшипнул”. Нет чтобы сказать девке, которая только что замуж вышла: “Остерегайся, мол, свекровки-то, она про тебя всякое говорит”. Дак мы ей: “Ой, девка, знай: ближняя-то собака скорее укусит”. Или про Семена, по прозвищу Жердило, нет чтобы сказать: “Скупой он: чего ни попроси, никогда не даст, пожалеет”. А мы моментально пословицу навроде вот этой припомним: “Один мужик тонул – топор сулил, вытащили – и топорища жалко”. Посоветует кто-то что-то не больно умное, скажем: “С твоим умом токо в горохе сидеть”. Или: “Никак, башка у тя не с того конца зарублена”.

Ведущий: (слайд 6)

Я верила, что в доме живет добрый лохматенький Домовичок, а в пруду за черемухами горластые лягушки водят дружбу с пронырой Кикиморой, всегда готовой на любые пакости.

Третий ученик:

Под самой под Новый год дернуло Кикиморку в один старой дом заскочить. Некошной над ее подшутил – из болотца в экую стужу выпустил.

Ну, а в доме том в любви да согласии жили кот Тимофей, старая ворона по имени Аграфена да Жихорко сам, домовичок, значит. Жили – не тужили. Тимоха дрова таскал, Аграфена печь топила, а Жихорко домовничал – кашу варил.

И только, это, они все в избушке изладили, печь истопили, кашу сварили, сели на лавку и радуются – Новой год ждут.

А тут кикиморка, экое жердило, ровно с луны свалилась, и давай всякие пакости вытворять: хвать большушшу ложку да прямо с порога к горшку с кашой. И ну бузгать. Кот-от с досады с лавки брякнулся. Так-то каши вроде бы и не жалко, да ведь и совесть надо иметь. Да кака у Кикиморки совесть, откель ей взяться-то?! Плюнула в горшок – и вся недолга. Ворону оторопь взяла – ни взлететь, ни спрыгнуть не можот, к мосту-ту так и приросла. Жихорко на печи сидит и токо глазами моргать успевает.

Ведущий: (слайд 7)

И были у бабки Тихоновны чудные старинные вещи: звонкий серебряный колокольчик, деревянная табакерка с узорами писаными, ветхая кружевная скатерка, часы с кукушкой, балалайка с одной струной и дымковская расписная барыня.

Четвертый ученик: (слайд 8, 9)

Дак вот, жил да был у нас в Слободском деревянных дел мастер, первоклассный столяр Григорий Макаров. Много людей к его дому дорожку топтало: кто стол, кто шкап, кто табуреточку али ишшо что подиковинней закажет, и из соседних деревень. Слава-то об ем далеконько шла… А ценились его волшебные изделия на вес золота. На всех российских выставках брал он первые призы да золотые медали отхватывал за свое изяшшество и красоту. А потом годы прошли, другие мастера переняли секреты Макаровых и тоже стали славить Вятской край по всему миру изделиями рук своих и по сей день. Нам, вятским, и карты в руки, потому сказывают: нигде, мол, больше капо-корень-то и не растет. Климат, мол, не тот. Ну, а каков у нас климат этот, мы очень даже хорошо знаем. Нам, по совести-то говоря, на климат наплевать, лишь бы кап родился да своими узорами наш глаз радовал, а мастерам сердцо веселил.

Пятый ученик: (слайд 10)

Вы, поди, и не слышали, откель в слободу Кукарку Вятской нашой губернии кружева пришли. Дак это ишшо при царе Петре было. Аннушка-мастерица стала к плетению кружев приохочивать. А девки да бабы в Кукарке уж больно работяшшие, лодырничать не привыкшие, ходко взялись за выучку! Узоры колды сами придумают, колды дедушко Мороз имям подскажет: то окно в избе белоснежно выткет, то все деревья в кружевнину обрядит. Ой, какие баскушшие кружева в Кукарке плести зачали! Куды там! Иным заморским кружевницам кукарские бабы носы-те подтерли. Ведь экого ишшо никогда не бывало, чтобы нас кто-то в рукомесле опередил! Кажная изба в Кукарке кружевным нарядом засветилась. А девки-то в кружева вынарядились да зачали по улицам шшоголять, в хороводах вышагивать – парней в сумленье вводить: котора из всех баше-то? С той самой поры ни одна подолгу в девках-то не засиживалась. И пошла-поехала славушка по всей земле о диковинных кружевах кукарских да об умелых кружевницах-рукодельницах.

Шестой ученик: (слайд 11)

Мы вятские – народ хватской, на полу сидим, а не падаем. Поговорочка эта кажной раз на ум приходит, колды вспоминаю об Василии Рысеве. Характерец у его озорной, да веселой был. А нрав ершистой да непокорной. И чо, бывало, ни скажет, все с лукавинкой. Вобчем, наш мужик, вятской. Башковитой, куды с обром! И мастеровой! С его-то руками в мильоншшики можно было запросто выскочить. Колды двадцать годов ему минуло, такие часы наловчился мастачить, что другим-то часовшшикам и во сне не снилось. Зачал делать Василий Рысев башенные часы – куранты, значит Цифербла-от у их он придумал вделать на саму верхотину колокольницы. Большушшой! Два с половиной метра не шутка! Это, чтобы издалече всем видать было. Одна стрелка часовая – побольше метра, ну, а минутная, та – около двух. Кажная гирька у часов-то по два пуда! Колокол-от, которой ишшо Никита Бакулев отливал, в две тонны весом, через кажной час званить был должон. Ну, а кажные 15 минут перезвон колокольцов Василий Иваныч придумал. Красота! Людям на радость! На одной из шестеренок-то оставил о себе веселую памятку, расписался вроде: “Василий Рысев. 1851 год”. А часы-те эти справно работают по сей день. Приезжайте – поглядите! Пускай и вам от их перезвону радостно сердцу станет.

Ведущий: (слайд 12)

Но главным сокровищем в доме был самовар. Маленький, круглый, пузатенький. Сидим за столом, пьем чаек, а бабка Тихоновна говорит:

- Лико, самоварчик-от этот сами братья Поповы сварганили. Сполюбил меня Гаврило – лапушка да и взвеселил однова эким барским подарочком.

Седьмой ученик:

Многие, поди, думают, куды вам, вятским, за туляками со своими самоварами угнаться? Знамо дело, тульские самовары да валдайски колокольцы во всей России наперехват были. Потому – первые! А вот я скажу откровенно и напрямик, что слободские-те наши самоварчики по красе, удобству да выдумке своей ишшо похлешше тульских-то, позвончее! Особливо у братьев Поповых. У их на крышках медалей-то нашлепано со всех российских выставок. Самовары-то вятские веселее! С имям праздник в дом приходит! Самовар и хворь излечит, и усталость сымет, и душу обогреет. Братья-то Поповы на всю Россию известны стали. Их самовары–то до сей поры люди помнят да бережно в музеях хранят. Приходите и вы в Слободской-от музей, полюбуйтесь! Тамотка они стоят медалями изукрашенные, серебром-золотом посверкивают.

Ведущий: (слайд 13)

Вот такой же самовар братьев Поповых я и встретила однажды в Слободском краеведческом музее. А еще я увидела там много разных изделий вятских наших народных умельцев. И решила все разузнать о них и рассказать всем, чтобы не забылись их имена, чтобы знали все, что земля наша вятская издревле мастерами талантливыми славилась. Так рассказать, чтобы слышалась вятская наша речь. Ведь какими удивительными были у нас иные слова, неожиданные, озорные, емкие и точные по сути и смыслу!

Восьмой ученик:

Жили в Вятке и плотники, и печники, и кузнецы, и пчеловоды, и сапожники, и столяры, и гончары, и катальщики валенок, и мастера резьбы по дереву, плетенью утвари из ивовых прутьев и лыка, и кружевницы-рукодельницы. Прозвища у каждого мужика обязательно были. Подметят у кого-то слабинку или грешок какой и прилепят озорное словцо, так что потом всю жизнь не отмоешься: Санька Рыбник – все время на реке пропадал, рыбу ловил; Андрей Волк – хитрый и жесткий мужик был; Фома Недотепа – туговато все понимал; Ивашка Ванче – простак, чудило, вроде дурачка; Семен Жердило – тощий да длинный был парень… А уж если уважали очень кого, то по отчеству величали: Иваныч, Ерофеич, Данилыч, Кузьмич.

Известно, что “вятские – люди хватские”, в них много чего понамешано: и умные-то они, и дурашливые, и ленивые, и умелистые, простодушные и лукавые, плутоватые и бесхитростные, мастеровитые и бездельники, пересмешники и серьезные, и добрые-то они, и завистливые, удалые и осторожные. А иначе как же: без сучков и задоринок даже самое прямое и высокое дерево не растет. Пословицы и поговорки у них после каждого слова так и сыпались: “От нечего делать и таракан на полати лезет”, “На всякую беду страха не напасешься”, “мужик должен пахнуть ветром, а баба дымом”, “счастье – не курочка, не прикормишь”, “где бабы гладки – там пусты кадки”. И шла про вятчан молва, что они и озоруют больно, что у них на все свой взгляд, свои понятия и обычаи. На что вятчане с гордостью отвечали: “Да уж, у нас в Вятке – свои порядки!”.

Ведущий: (слайд 14)

Мы – вятские, и не надобно нам забывать свою историю, умелых мастеров и неповторимый наш вятский говорок.

3. Заполнение библиографической таблицы. (Слайд 15, 16, 17)

Копанева Тамара Александровна родилась 25.02.1933 года в поселке Кильмезь Кировской области. По профессии – педагог. Член Союза журналистов, лауреат премии имени Кирова. Пишет книги для детей (“Сказки старого города”, “Вятское далеко”, “Потаенная дверь”, “Тайна добра, или как стать Бабой Ягой”, “Мне звезда упала на ладошку”). Живет в городе Кирове.

Закончила Кильмезскую среднюю школу. В 1952 году поступила на истфилфак Кировского педагогического института имени В.И. Ленина.

После института работала в Такашурской школе Кильмезского района учителем русского языка, литературы, пения, рисования. Была директором школы.

 Ее первая публикация состоялась в 14 лет в газете “Пионерская правда”. Затем в 1956 году был опубликован большой рассказ “Роль”.

По профессии Т.А. Копанева - учитель русского языка и литературы, но 30 лет проработала редактором  детских передач на радио и телевидение.

С 1968 по 1971 год Тамара Александровна со своей творческой группой создала клуб “Алые паруса”. Это были плавания под алыми парусами по морям гриновской страны Гринландии, встречи с людьми, знавшими А. Грина, переписка с женой Грина Ниной Николаевной.

4. Подведение итогов урока

Видеть мир по-особому, найти необычное даже в привычных вещах, передать народный вятский колорит дано не каждому, у Тамары Александровны этот дар есть. Герои её книг – люди “озорные, живут и как бы над собой посмеиваются… и если глубже копнуть, то, как в колодце вода, душа чистым серебром светится.

Читать еще:


Новые материалы:

Зачетная система на уроках химии :: Открытый урок по химии "Многоатомные спирты" :: Сущность химических реакций и признаки их протекания. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения :: Вода и ее свойства. 8-й класс :: Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и РНК. АТФ :: Лед, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Мебель с зеркалом/Столики туалетные / Анрекс / Стол туалетный Oskar ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD