Отражение эпохи в стихотворении О. Мандельштама «Я вернулся в мой город…» : Литература

Цели урока:

выявление особенностей изображения Мандельштамом города Петербурга – Ленинграда;

пробуждение интереса к личности и творчеству Мандельштама путем анализа одного из лучших стихотворений “ Я вернулся в мой город…”;

совершенствование умения  анализа   и  интерпретации  литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

воспитание уважения к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.

Задачи:

попытаться понять художественный мир поэта; показать созвучие творчества его эпохе;

развивать культуру читательского восприятия художественного текста,    понимание   авторской   позиции,    исторической   и   эстетической;

способствовать развитию критического и образного мышления, читательского интереса обучающихся, художественного вкуса, устной речи.

Оборудование: тексты стихотворения Мандельштама “Я вернулся в мой город…”, слайдовая презентация, видеоролик “Петербург”, музыка Д.Шостаковича “Прелюдия”, карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Орг. момент

Человек всегда стремится к прекрасному, будь это бессмертные произведения живописи, музыки или литературы, и у нас сегодня есть такая возможность прикоснуться ещё раз к прекрасному.

2. Актуализация темы

(Приложение 1) Слайд 1

- Подумайте, о ком эти слова?

Слайд 2. (Портрет)

- Да, о Мандельштаме. И сегодня мы попытаемся приоткрыть ещё одну страницу его творчества.

Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего- то страшного, неизбежного.

Душа поэта – тайна за семью печатями. И проникнуть в неё можно только через поэтическое слово, но не так легко постигнуть и понять его.

Слайд 3.

“Поэзия Мандельштама – танец вещей, являющихся в самых причудливых сочетаниях”. В. Ходасевич.

3. Актуализация субъектного опыта.

- Есть города, которым судьбой ли, историей или случаем предназначена особая роль в жизни нации.

На доске:

Петербург —>

величавый

двойственный

прекрасный

Петроград —>

революция

хаос

Зимний дворец

Ленинград

блокада

Ахматова “Реквием”

- Вы знаете, что это названия одного города. Какие ассоциации у вас при этом возникают?

(Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, З.Гипиус и др.)

4. Формулировка целей.

Этот город и Слово о нем нераздельны, как гранит и вода, как любовь и ненависть.

Этому городу, ставшему ему поистине родным, с которым он сросся и сжился всей душой и каждой клеточкой своего тела, посвятил не одно стихотворение Мандельштам.

- Перечитайте ещё раз тему урока, как бы вы определили учебную задачу? О чем будем говорить на уроке?

- Выявить особенности изображения Мандельштамом города Петербурга – Ленинграда.

- Пробудить интерес к личности и творчеству М. путем анализа одного из лучших стихотворений “Я вернулся в мой город…” попытаться понять художественный мир поэта; показать созвучие творчества его эпохе.

- Вспомните, каким рисует Мандельштам Петербург в своих стихотворениях раннего периода, например в “Петербургских строфах”?

- Но таким поэт видел свой город в 1913.

Но, говоря о стихах Мандельштама 30-х годов, мы нередко отождествляем лирического героя его стихов с самим поэтом. И это не случайно. В стихах этого периода мы не найдем той метафоричности, той усложненности образов, которые были присущи раннему творчеству поэта. Мандельштам стремится с предельной ясностью высказать свою позицию, он бросает вызов бесчеловечной власти.

В декабре — январе 1930 года Мандельштам оказывается в Ленинграде после поездки на Кавказ.

Слайд 5. “… трагические стихи, одни из трагичнейших в русской поэзии”. Владимир Вейдле

5. Чтение и анализ стихотворения

"Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..."

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, - так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

А) Выявление первичного восприятия текста:

- Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Грусти, печали, горечь утраты друзей)

- Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения? ……..

- Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать поэт? ………

Б) Проанализируем стихотворение.

Работа в группах. (Приложение 4)

Составление кластера.

Заполнение таблиц.

Темы:

  1. Ритмический рисунок (метр, размер, рифма в стихе, рифмовка в строфе).
  2. Композиция текста (микротема каждой строфы или части, ключевые слова, тематические словесные ряды, сопоставление и противопоставление).
  3. Развитие художественных образов по строфам.
  4. Языковые уровни текста (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический).
  5. Языковые средства художественной выразительности (тропы и фигуры).

(Приложение 2) (Звучит музыка Д. Шостаковича)

(Приложение 3) (Демонстрируется видеоролик)

(В ходе анализа стихотворения обучающиеся обращаются к следующим терминам и понятиям: метафора, символ, сюжет, идея, лирический герой, аллитерация, внутренний монолог, стихотворный размер, виды строф и др.

Также в групповой работе обучающиеся должны составить и записать в таблицы “тонкие” вопросы, т.е. те, на которые можно дать однозначный ответ) и “толстые”, на которые следует давать развернутый ответ).

Отчеты групп: составление кластеров у доски, комментарии.

Схема

- Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста.

(Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором было тепло и уютно, но город уже стал Ленинградом, в котором жить страшно и одиноко. Стихотворение построено на контрасте прошлого и настоящего.

Прошлое – это детство, друзья, культура, уют, Петербург.

Настоящее – гибель друзей, культуры, самого лирического героя, Ленинград.

“Ленинград” - символ жизни, в которой нет места лирическому герою.

Заполнение таблиц

“Тонкие вопросы” “Толстые вопросы”
   

6. Заключение

У О. Мандельштама есть стихотворение “Нашедший подкову”.

О чем думал поэт, когда писал его?

О человеческом счастье, которое так хрупко и недолговечно?

О поэтическом таланте, которым одарила его природа? Или о том и другом одновременно.

“Нашедший подкову” сдувает с неё пыль и растирает её шерстью, пока она не заблестит.

“Нашедший подкову” “вешает её на пороге”.

У Мандельштама была такая “подкова” - это необыкновенной силы поэтический талант, были стихи, которые А.Ахматова назвала “божественной гармонией”, и все же … Подкова не принесла ему счастья. Не сохранила, не сберегла.

Но и сейчас имя Мандельштама приковывает наше внимание не только как поэт, но и как человек, который не признавал компромиссов и не шел на сделку с собственной совестью.

7. Рефлексия

(Перед учащимися листочки разных цветов: неяркие- бледно-голубой, бледно- зелёный, светло- желтый, а также яркие – желтый, оранжевый, розовый, приглушенно-красный, ярко-красный, синий, зелёный. Выбор цвета листочка позволит определить степень погружения в материал: чем ярче цвет, тем степень погружения глубже).

Интерпретация стихотворения "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..."

“Вверх по лестнице смыслов”.

  1. Внешний сюжет текста.
  2. Природа и человек.
  3. Мир и человек.
  4. Человек.

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

9. Комментирование домашнего задания:

1. Выучить стихотворение

2. Написать сочинения:

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-КВН по геометрии в 7-м классе "Нам геометрия поможет в порядок мысли привести" :: Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме "Свойства функций и их графики" :: Небесная сфера :: План-конспект уроков по геометрии на тему "Тела вращения: цилиндр". 11-й класс :: Информационные технологии на уроке математики :: После тебя, 2016 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Детские / Фея / Комплект с одеялом детский Наши друзья ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD