Урок, посвященный анализу цикла рассказов А.И.Солженицына "Крохотки" : Литература

Все зло, которое клеймил в мире,
выжигал он прежде всего в себе (и замечал за собой)

Дмитрий Быков,
поэт, обозреватель о А.И. Солженицыне

Слово учителя. Цикл солженицынских «Крохоток» состоит из нескольких  миниатюр, различных по своему объему, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры, замечательные образцы которой созданы И. Тургеневым («Стихотворения в прозе», 1878-1882), В. Короленко («Огоньки», 1900), С. Сергеевым-Ценским («Тундра», 1903; «Береговое», 1908) и И. Буниным («Идол», «Первая любовь», «Полдень», «Небо над стеной», 1930). Как и его предшественники, Солженицын в своих миниатюрах иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает зарисовки мелких эпизодов окружающего мира, придавая им форму мимолетных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем повествователем и отражающих его настроение.
Сегодня мы попробуем понять внутренний мир лирического героя произведений А. Солженицына, увидим, что тревожит его, над чем он заставляет задуматься нас. Итак, тема нашего разговора «Уроки А. И. Солженицына».

 Вопросы на уточнение восприятия произведения.

 – Выскажите свои впечатления после прочтения  лирических рассказов А.И. Солженицына «Крохотки».
 – Какие чувства остались у вас после чтения «Крохоток» и с чем они связаны?
 – Как вы понимаете смысл заглавия произведения?
 – Как бы вы определили жанр этого произведения – лирические миниатюры, стихотворения в прозе, рассказы?

Аналитическая работа над произведением

Учитель. Обратимся к проблемам произведения. Ведь это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблем читателю как бы предлагается диалог, ставятся вопросы. Проблему можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению – неповторимый авторский взгляд на мир.

Выделим основные проблемы произведений русской литературы.

  1. Национально-исторические (проблема сущности национального характера, изображение переломных моментов в истории народа)
  2. Проблема взаимоотношения власти и человека
  3. Идейно-нравственные проблемы.

– Какие ключевые проблемы можно выделить в лирических произведениях А.И. Солженицына? (Проблемы взаимоотношения человека и власти, взаимоотношения человека и природы, отношения людей  и др.)

– Попробуем, анализируя эти проблемы, выяснить авторское видение этих проблем: о чем предупреждает нас Солженицын?

Работа по группам

Каждой группе даются произведения для анализа, близкие по тематике, и задания.

1-я группа.

Лирические рассказы «Отражение в воде», «Способ двигаться»,  «Старое ведро», «Колхозный рюкзак».

Все эти произведения можно определить как философские этюды. Описательный материал в них максимально сгущен, а на первый план выдвигаются размышления автора-повествователя, представленные в форме внутреннего монолога. Толчком к размышлению являются обыкновенные предметы и явления окружающей человека действительности: вода быстро текущего потока, старое, уже никому не нужное ржавое ведро, плетеный короб – традиционный рюкзак русской деревенской женщины-труженицы. В каждой из этих миниатюр мысли повествователя завершаются выводами, неожиданно придающими содержанию метафорический смысл.  Например, «Старое ведро» заканчивается размышлением о том, что совместные фронтовые чаяния, все, чем жили «на что надеялись, и самая дружба…бескорыстная – прошло… дымом».

2-я группа

Лирические рассказы «Дыхание», «Гроза в горах», «Утенок», «Приступая ко дню»

Эти лирические миниатюры отличаются четко выдержанной трехчленной структурой. Первая часть, как обычно,  содержит описание фона, ситуации, в которой находится повествователь. Потом следует его краткая рефлексия, возникшая по влиянием увиденного, придающая запечатленному эпизоду более широкий контекст. В конце повествователь подводит итоги своих размышлений, конструируя их в публицистически выраженной форме.
В «Дыхании» автор развивает мысль о заключении как лишении воли, которая, по его мнению, дороже и важнее человеку, чем самая лучшая пища, напитки и даже женская ласка. В миниатюре «Гроза в горах» автор формулирует мысль о человеке как  большого мира. В миниатюре «Утенок» Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, чувству  прекрасного

 3-я группа

Лирические рассказы «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта», «На родине Есенина»

Все они являются плодами Солженицына по России весной и летом 1958 года. Жизненные реалии и очерковые зарисовки фона переплетаются с размышлениями, оценками, публицистическими интонациями, придавая повествованию свободный, ассоциативный характер. В миниатюре «Прах поэта» писатель стремится подчеркнуть, что причиной морального падения сограждан является их духовное закабаление, полный разрыв с национальными и религиозными традициями. В миниатюре «Озеро Сегден» автор клеймит людей, захвативших озеро, не пускающих никого в округе.

Задания для групп.

1. Самостоятельно прочитать миниатюры из цикла «Крохотки».
2. Выбрать наиболее яркую, на ваш взгляд, и подготовить ее выразительное чтение.
3. Выделить основную проблему, которую автор поднимает в каждом анализируемом  произведении.
4. Определить изобразительно-выразительные средства, помогающие понять идею миниатюр.
5. Записать в тетрадь цитаты-уроки А.И. Солженицына, взятые из лирических рассказов писателя.

Выступления учащихся по группам.

Заключение

Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Что вы можете сказать о личности писателя, создавшего «Крохотки»?
– О чем предупреждает писатель, повествуя о жизни в своих лирических рассказах «Крохотки»?
– В чем особенности прозы А.И. Солженицына?

Домашнее задание: напишите лирическую миниатюру по проблеме, которая вас особенно волнует сегодня. Перед выполнением задания обязательно перечитайте понравившиеся лирические миниатюры А.И. Солженицына «Крохотки».

Литература

1.  Солженицын А.И. Рассказы. – М., 2000.
2. Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына // г. Литература №30/август 1997.

Читать еще:


Новые материалы:

Адаптация учащихся 5-х классов. Планета "Пятый класс". Из опыта работы :: Профориентационные занятия с элементами тренинга :: Психологическая игра "Я тебя понимаю" :: Урок с элементами тренинга по профориентации "Личный профессиональный план" :: Программа психологической адаптации "Этикет гимназиста". 5-й класс :: мама! ( mother! ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Полка навесная Адажио АГ-023.03 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Можно ли убрать растяжки на теле

Как избавиться от растяжек? Это должна знать каждая девушка Мое почтение, господа и особенно дамы! Сегодня нас ждет желанная женская статья, которая будет...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как за неделю убрать целлюлит

Как избавиться от целлюлита за неделю в домашних условиях Страшное слово «целлюлит» знакомо каждой современной красотке, особенно начинает оно пугать, когда на...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD