Разные формы работы с книгой на уроках литературы (тематические задания) : Литература

В школьном изучении литература является не только одним из трудных предметов (вспомним, для скольких это экзамен по выбору?), но и для многих учащихся скучным, а потому и нелюбимым. Невольно способствует этому большой объём обязательных текстов для прочтения, большей частью однообразные формы работы на уроке для получения положительного результата. Преподнести материал так, чтобы увлечь учащихся, чтобы те сами захотели прочитать тот или иной текст, под силу только любящему свой предмет, творческому учителю. При всём обилии материала возникают вопросы, как более продуктивно построить урок, чем его разнообразить. И как ни крути, именно книга остаётся основным источником знания на уроке.

Развивать самостоятельное мышление, творческую активность учащихся необходимо на протяжении всего процесса обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. В основе этого направления – всесторонняя работа со словом как структурным элементом речи.

Предложенные задания помогут творчески мотивировать учащихся.

Устное народное творчество.

Неиссякаемая народная фантазия порождает всё разнообразие форм.

1. Если это загадки, то можно предложить придумать «свои», ограничивая одних – тематической группой (о животных, о явлениях природы..), например:

других – проблемой издания (оформление: карманный календарь, книжка – раскраска, книжка – «угадайка»…);

третьих – построением самой загадки,

например:

в основе – вопрос

в основе – рифмованный вопрос

в основе – противопоставление

в основе – последовательное перечисление

2. Если это пословицы и поговорки, наибольший интерес, наряду с традиционными заданиями, типа:

подобрать пословицы и поговорки на заданную тему (например, «День и Ночь») (по сборнику В. Даля в двух томах); придумать рассказ на тему … с использованием наибольшего количества пословиц и поговорок, например:

«Летом с удочкой – зимой с сумочкой»,-подумали мы с дядей Володей и собрались на рыбалку. «Где много слов, там мало дела». Решили лечь пораньше, а то «спишь – спишь, а отдохнуть некогда». Утром слышу: «Долго спать – добра не видать», а глаза не открываются. Но тут я подумал: «Кто рано встаёт – тому бог даёт». Быстро вскочил с кровати, собрался. Мы взяли удочки и пошли на речку, ведь «улица крива, да рыбалка пряма». К обеду наловили много окуньков, потому что «у умелого и долото рыбу ловит» –

вызывают задания творческого характера, типа:

создать свой «салат» из уже известных пословиц и поговорок, например:

Стихотворный размер. Стихосложение.

Начинаем, как правило, с самого простого – с придумывания стихотворения по заданным рифмам, знакомства с буриме, с «прореживания» строк, переходим к акростихам. Осложнённые двойным заданием акростихи вызывают повышенный интерес.

1.Зашифровать своё имя, используя текст стихотворения (например, «Бородино» М. Лермонтова)

2. Придумать акростих – загадку. Отгадкой будет и имя автора, и то, о чём (о ком) он загадал.

Кто это там притаился за лавочкой?
Очень тихонько царапает лапочкой,
Ласково муркает, глазки откроет.
Я только вижу хвостик трубою.

3. Придумать акростих – наставление (поучение).

4. Придумать своё «стихотворение как мышиный хвостик».

5. Интересны задания «вслед за автором». После изучения рассказа Б.Шергина «Рифмы», появились свои «подражатели». Они создавали небольшие четверостишия, где стержнем для завязки стало имя. Расширяя границы четверостишия, их стихотворения превращались в частушки.

Художественная литература.

1. Полезной в познавательном и творческом плане будет работа по созданию разного рода словарей: рисованные карты – словари, словари – справочники, словарик в виде объяснительной записки (в «гоголевской манере» письма), словарик в виде памятки (*«Что необходимо знать и уметь, отправляясь в тайгу?» По повести В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Из прочитанного текста выбираются положения, добавляются свои замечания, всё оформляется.) Интересны словари новообразований писателей (например, по сказам Н.С. Лескова:

2. При изучении «сюжетных» произведений малых объёмов предложить издать один кадр или весь диафильм полностью. Вариантом такой работы может стать собственная презентация (использовать или свои иллюстрации, или иллюстрации всего класса, или уже готовые). (Например, по сказке Д. Родари «Сказки по телефону».)

3. Не стоит забывать и о словесном рисовании.

Например, приготовить устное сообщение на основе самостоятельно прочитанных произведений («Скандинавские сказания о богах и героях»: «Асгард и Асы», «Путешествие короля Гюльфи в Асгард». Рассказ «собирается» по всем прочитанным сказаниям. Вопросы: «Как выглядит Асгард и кто в нём обитает?» «Каким я представляю себе Тора?» «Каким мне видится Локи?» )

4. Развёрнутый ответ на вопрос:

Знание основных понятий, владение текстом можно проверить, предложив задание, которое будет интересным и на уроке русского языка при прохождении темы «Сложное предложение».

5. Тема – идея –сюжет.

Задание. Вспомните произведение Д. Дефо «Робинзон Крузо», где каждая из глав имеет обширное предисловие – название, в котором заключено почти всё её содержание. Попытайтесь так же обстоятельно (по возможности, 1-2-мя сложными предложениями) озаглавить 10, 13, 16 главы повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».

Например,

Придумать самое короткое название.

6. Наиболее продуктивной на уроках литературы остаётся работа по заполнению разного рода таблиц.

6.1. Итоговые (обобщающие) таблицы.

(Приложение 1, Приложение 2)
Мифы Происхождение мира Главное божество Пантеон богов Герои Боги, которые помогали людям
Древней Греции          
Скандинавские          
Славянские          
Японские          
Китайские…          

Направление Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм…
Время возникновения и распространения        
Подход к изображению человека        
Что движет героем?        
Особенности конфликта        
Место действия        
Основные жанры        
Особенности языка        
Представители(литература, живопись, архитектура…)        

6.2. Цитатная характеристика героя.

(*Приложение 4)

6.2.1. Сравнительно – сопоставительная (цитатная) характеристика.

(Приложение 4.1.)

6.3. Вопрос – ответ. Работа по формулированию тезисов.

(Приложение 4.2.)

Продолжить начатое высказывание.
Принципы жизни. Предназначение в жизни.
«обыкновенные» люди
(низший разряд)
«необыкновенные» люди
(высший разряд)
не имеют права … имеют право …
придерживаются … во имя идеи готовы …
не признают … преступник – это …
живут интересами … ведут человечество к …

7. При изучении произведений больших объёмов полезным бывает составление так называемой «событийной линии жизни» героя. В таком виде материал лучше систематизируется, а, следовательно, и усваивается. Судьба персонажа воспринимается как единое целое.

По мере прочтения учащиеся продолжают «линию жизни» героя и доводят её до логического завершения.

8. Коллективная разработка тем рефератов, проектов.

Курирование работ.

Например:

  1. «Летопись трагического времени». Имена, образы, художественное осмысление исторических событий. (По произведениям Бунина, Шмелёва, Розанова.)
  2. «Дьяволиада» в художественной литературе. (История происхождения образа. Система параллелей в мире литературы.)
  3. Псевдонимы, их происхождение и назначение. Влияние на судьбу человека. (На примере жизненных судеб известных людей Прошлого и Настоящего.)
  4. Роль символов в произведениях русских писателей. (Представление и толкование.)
  5. Лирический герой 20 века в субъективном восприятии читателя.
  6. «Город Жёлтого Дьявола». (Особенности изображения Америки и американского образа жизни в творчестве русских писателей.)
  7. Традиции Гоголя, Щедрина, Достоевского в творчестве М. Булгакова.

9. Нетрадиционная форма написания сочинения.

9.1. Сочинение-осмысление произведения (в виде дневниковых записей).

Если после многолетнего терпеливого труда учителя-словесника, целью которого всегда было и будет воспитание любви к родному слову, кто-нибудь из учеников изъявит желание написать сочинение-осмысление произведения в стихотворной форме, не препятствуйте этому. И Вас порадует полученный результат.

Необходимо разными способами актуализировать собственный языковой опыт учащихся, развивать их творческие способности и навыки владения языком. И в этом главная роль, несомненно, отводится работе с книгой. Помогут в этом смоделированные традиционные и нетрадиционные тематические задания.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в 5-м классе "Решение уравнений" :: Математика в гостях у Русского языка в 4-м классе :: Урок-игра " Кто хочет стать математиком?" :: Элективный курс. Математика. Задачи с параметрами :: Решение линейных уравнений с одной переменной :: Прочь ( Get Out ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Компасс-мебель / Стол обеденный Ассоль плюс АС-42 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD