Урок литературы "Есть ли Митрофанушки среди нас?" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). 8-й класс : Литература

Цель урока: Формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися

Тип урока – обобщение.

Вид урока – урок повторения, развития речи

Прогнозируемый результат:

  • Знать содержание пьесы.
  • Уметь творчески подходить к поставленной задаче.

Методы:

  • практические (исследовательская работа, комментированное чтение, учебные и письменные работы);
  • частично-поисковые.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Технологии:

  • Компьютерные технологии(презентация PowerPoint)
  • Технология дифференцированного обучения
  • Игровые технологии (Урок построен в виде "Своей игры". Выбирается категория, виртуальная "цена вопроса".Двойным "нажатием" на выбранную клетку можно открыть вопрос. Если ученик допускает ошибку, то заработанные баллы отнимаются)

Ход урока

“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское.
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы...” (Н.В. Гоголь)

Эпиграф:

Смеха боится даже тот, кто уж ничего не боится. (Н.В. Гоголь.)

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”.

Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад, актуальны и сегодня. (попробуем это доказать)

Не случайно, комедия “Недоросль” до сих пор не сходит с афиш многих театров мира.(сейчас идет в Москве в Малом театре)

2. Повторение изученного.

1. Теория литературы: говорящие фамилии, юмор, сатира, комическое, художественная деталь.

2. Проверка домашнего задания(пропедевтика)

Вы должны были подготовить характеристики некоторых героев комедии:

Поделили мы их на 3 типа (положительные, отрицательные и нейтральные)

Назовите, пожалуйста, представителей каждой группы. Вопросы об отрицательных персонажах (Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев? Какие черты в каждом из них высмеивает автор? Каково назначение отрицательных героев?)

(дополнительные вопросы)

  1. Почему Скотинин так любит свиней?Чем отличались все Скотинины?
  2. Почему Скотинин хочет жениться на Софье?
  3. Какие арифметические задачи и как решает Простакова?
  4. Когда на первый случай могла бы пригодиться география?
  5. Почему Митрофан не хотел учиться? Чего он хотел?
  6. Как относится к учителям Митрофан?
  7. Как обернулось “злонравие” Простаковой против неё самой в последнем действии?

3. Если будет время, составим кластеры:

1) Митрофан:“Вот злонравия достойные плоды”

Эгоист, маменькин сынок, обжора, льстец, умеющий приспосабливаться, грубиян, невежда.“... Да отвяжись ты, матушка, как навязалась” - страшен —> бессердечен. “Единственное дитя растет”

2) Простакова: властная хозяйка, властная, грубая , невежественная

3) Простаков: забитый, робкий, безвольный,

4) Скотинин “скот”, глупый, грубый, жадный “Люди передо мною умничают, а между свиньями я всех умнее”.

4. Домашнее задание (С героями мы знакомы, теорию повторили, вы молодцы.)

Завершая изучение комедии, мы проведем подготовку к написанию творческой работы.

Темы письменных работ я предлагаю вам выбрать самостоятельно. Если вы будете внимательно слушать, вам буде нетрудно справиться с заданием.

  1. С какой целью Д.И. Фонвизин включил в текс пьесы “Недоросль” некомедийные сцены?
  2. Каковы взгляды Стародума?
  3. Чем Митрофан отличается от родни?
  4. Почему комедия названа “Недоросль”?
  5. За что и как, по вашему мнению, наказана г-жа Простакова?
  6. Почему А.С. Пушкин назвал Фонвизина “другом свободы”, а комедию – народной?
  7. Есть ли Митрофанушки среди нас?

5. Ну а теперь, ребята, я предлагаю послушать замечательную музыку 18 века, посмотреть, как выглядел . Обратите внимание на портрет замечательного мастера слова, мастера комедии Дениса Ивановича Фонвизина.

6) Ну а теперь ребята поиграем! “Своя игра”

Правила вы знаете, счетовод у нас есть, начинаем игру.

Выбираем категории и цену вопроса: играем

Категории: Цифры - Детали - А как говорит - Кто же это?

Оценки получат те ребята, которые наберут больше баллов (от 30 можно ставить оценку)

6. Тестирование:

Каждый из вас самостоятельно отвечает на вопросы теста по комедии (оценки получает весь класс).

Итоги урока: Почему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина? Митрофан: что сделало его таким? спрогнозируйте его будущее; при каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?

Ответ на главный вопрос.

7. Рефлексия:

1. Актуальна ли пьеса “Недоросль” сегодня? Митрофан – это невежа или невежда?

2. Чему вас научила комедия?

3. “Есть ли Митрофанушки среди нас?” (главный вопрос)

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Новогодний утренник "Пусть нам радость принесет добрый, славный Новый год!" :: Сценарий семейно–спортивного праздника "Папа, мама и я – спортивная семья" :: Занятие "Край, в котором мы живем". Творческая разработка "Проблемы обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья" :: Агитбригада "Мы за здоровый образ жизни!" (5—6-е классы) :: Сценарий праздника, посвящённого Дню матери :: Амадей ( National Theatre Live: Amadeus ), 2017 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Паола 160х200 Модель 1201 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Рецепты напитков для похудения

Напитки для похудения рецепты В современном мире очень много людей занялись своимздоровьем и внешним видом достаточно серьезно. Но у тех, кто может...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Лучшие советы для похудения

Лучшие советы для похудения Когда дело доходит до похудения, люди начинают искать какие-то секреты, которые помогут им легко похудеть. На самом деле нет никаких...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD