Урок литературы "Есть ли Митрофанушки среди нас?" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). 8-й класс : Литература

Цель урока: Формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися

Тип урока – обобщение.

Вид урока – урок повторения, развития речи

Прогнозируемый результат:

Методы:

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Технологии:

Ход урока

“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское.
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы...” (Н.В. Гоголь)

Эпиграф:

Смеха боится даже тот, кто уж ничего не боится. (Н.В. Гоголь.)

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”.

Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад, актуальны и сегодня. (попробуем это доказать)

Не случайно, комедия “Недоросль” до сих пор не сходит с афиш многих театров мира.(сейчас идет в Москве в Малом театре)

2. Повторение изученного.

1. Теория литературы: говорящие фамилии, юмор, сатира, комическое, художественная деталь.

2. Проверка домашнего задания(пропедевтика)

Вы должны были подготовить характеристики некоторых героев комедии:

Поделили мы их на 3 типа (положительные, отрицательные и нейтральные)

Назовите, пожалуйста, представителей каждой группы. Вопросы об отрицательных персонажах (Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев? Какие черты в каждом из них высмеивает автор? Каково назначение отрицательных героев?)

(дополнительные вопросы)

  1. Почему Скотинин так любит свиней?Чем отличались все Скотинины?
  2. Почему Скотинин хочет жениться на Софье?
  3. Какие арифметические задачи и как решает Простакова?
  4. Когда на первый случай могла бы пригодиться география?
  5. Почему Митрофан не хотел учиться? Чего он хотел?
  6. Как относится к учителям Митрофан?
  7. Как обернулось “злонравие” Простаковой против неё самой в последнем действии?

3. Если будет время, составим кластеры:

1) Митрофан:“Вот злонравия достойные плоды”

Эгоист, маменькин сынок, обжора, льстец, умеющий приспосабливаться, грубиян, невежда.“... Да отвяжись ты, матушка, как навязалась” - страшен —> бессердечен. “Единственное дитя растет”

2) Простакова: властная хозяйка, властная, грубая , невежественная

3) Простаков: забитый, робкий, безвольный,

4) Скотинин “скот”, глупый, грубый, жадный “Люди передо мною умничают, а между свиньями я всех умнее”.

4. Домашнее задание (С героями мы знакомы, теорию повторили, вы молодцы.)

Завершая изучение комедии, мы проведем подготовку к написанию творческой работы.

Темы письменных работ я предлагаю вам выбрать самостоятельно. Если вы будете внимательно слушать, вам буде нетрудно справиться с заданием.

  1. С какой целью Д.И. Фонвизин включил в текс пьесы “Недоросль” некомедийные сцены?
  2. Каковы взгляды Стародума?
  3. Чем Митрофан отличается от родни?
  4. Почему комедия названа “Недоросль”?
  5. За что и как, по вашему мнению, наказана г-жа Простакова?
  6. Почему А.С. Пушкин назвал Фонвизина “другом свободы”, а комедию – народной?
  7. Есть ли Митрофанушки среди нас?

5. Ну а теперь, ребята, я предлагаю послушать замечательную музыку 18 века, посмотреть, как выглядел . Обратите внимание на портрет замечательного мастера слова, мастера комедии Дениса Ивановича Фонвизина.

6) Ну а теперь ребята поиграем! “Своя игра”

Правила вы знаете, счетовод у нас есть, начинаем игру.

Выбираем категории и цену вопроса: играем

Категории: Цифры - Детали - А как говорит - Кто же это?

Оценки получат те ребята, которые наберут больше баллов (от 30 можно ставить оценку)

6. Тестирование:

Каждый из вас самостоятельно отвечает на вопросы теста по комедии (оценки получает весь класс).

Итоги урока: Почему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина? Митрофан: что сделало его таким? спрогнозируйте его будущее; при каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?

Ответ на главный вопрос.

7. Рефлексия:

1. Актуальна ли пьеса “Недоросль” сегодня? Митрофан – это невежа или невежда?

2. Чему вас научила комедия?

3. “Есть ли Митрофанушки среди нас?” (главный вопрос)

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии :: Урок химии в 8-м классе "Химические элементы на защите Родины" :: Урок химии по теме "В мире веществ и химических явлений". 4–6-й классы :: "Окислительно-восстановительные реакции". 8-й класс :: Метапредметный урок (биология + химия) по теме "Вредные привычки. Будущее поколение" :: Прочь ( Get Out ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / МФ 4 Сезона / Кровать двухъярусная Раута ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD