Сценарий литературного салона по творчеству А.С.Пушкина "Каков я прежде был, таков и ныне я: беспечный влюбчивый…" : Литература

И сердце вновь горит и любит оттого,
что не любить оно не может.
А.С. Пушкин

Художественное оформление зала:

Музыкальное оформление вечера:

Сцена 1. (2 человека на скамейке)

Фоном музыка

Ведущий 1. Любовь... Пушкин...Любовь и Пушкин... Эти два понятия неразделимы. Любовь поэта целомудренна, возвышенна, свойственна духу русского человека.

Ведущий 2. Божественная пушкинская любовь – это стремление смотреть и не отводить взгляда от неземного лика, слушать музыку любимого голоса, осязать любимое существо и бояться прикосновения. Кто же они, счастливые или несчастные современницы поэта, которым он посвятил свои бессмертные творения? Откуда же это желание любить и быть любимым?

Ведущий 1. Да, всё из детства. А. С. Пушкин родился в 6 июня 1799 г. Родителями он не был любим, нежность матери Надежды Осиповны он испытал лишь в последний год ее жизни. А с раннего детства мальчик был окружен любовью двух дорогих ему женщин: бабушки Марии Алексеевны Ганнибал по линии мамы и няни Арины Родионовны Яковлевой.

Ведущий 2. Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, умная и рассудительная, читала ему книги, развивая бурную фантазию мальчика. Внука своего, Сашу, больше других любила, но и журила порядком: “Ведь экой шалун ты какой, помяни ты мое слово, не сносить тебе своей головы”.

Чтение стихотворения:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Ведущий 1. Если Мария Алексеевна рассказывала внуку истории из далекой старины, то няня Арина Родионовна была необыкновенной сказочницей, которую Пушкин всегда слушал с восторгом и замиранием сердца. На долю этой женщины выпала счастливая судьба привить маленькому Александру любовь и вкус ко всему родному, русскому. Арина Родионовна делила с Пушкиным и дни его изгнания в Михайловском. Поэт платил ей такой же любовью. В одном из писем он признавался: “Вечерами слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно”. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных песен и былин слышал он от Арины Родионовны.

Чтение стихотворения “Няне”

Сцена 2. Появляется А.С. Пушкин

Пушкин: Да, именно тесное общение с бабушкой и няней воспитали в нем внимательное отношение к женщине. Пушкин был весьма влюбчивым и любвеобильным мужчиной. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может. Женщины в жизни Пушкина всегда занимали огромное место. Каждое новое увлечение поэт воспринимал за настоящую любовь, боготворил свою избранницу, горел, страдал, посвящал ей стихи, но часто бывало, что и мгновенно погасал.

Пушкин был атлетически сложен, хотя и невысок ростом, физически крепок и вынослив, обладал силой и крепким здоровьем. От природы он не был красив. Осознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. В послании к известному красавцу Юрьеву Ф.Ф. он утешал себя:

А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

Однако, несмотря на это, женщин Пушкин мгновенно очаровывал, в разговоре с ними он преображался. Из воспоминаний брата, Льва Сергеевича: “Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку”. Интересно знать, в кого же первым был влюблен Пушкин?

Сцена 3.

Екатерина Бакунина: Это была Екатерина Бакунина - молоденькая девушка, приветливая, милая. Она была сестрой одного из лицеистов. Летом она подолгу жила в Царском селе, бывала на лицейских балах.

Пушкин: “Я счастлив был! Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице – сладкая минута! Как она мила была...”.

Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и лето 1816 года. Он стал задумчив, рассеян, в классах отвечал невпопад. "К милой Бакуниной", предмету юношеского увлечения Пушкина, обращены эти стихи:

Чтение стихотворения:

...О милая, повсюду ты со мною:
Но я уныл и втайне я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдёт ли ночь с осеннею луною -
Я всё тебя, прелестный друг, ищу;
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, -
Одну тебя в неверном вижу сне;
Задумаюсь - невольно призываю;
Заслушаюсь - твой голос слышен мне.
Рассеянный сижу между друзьями,
Невнятен мне их шумный разговор,
Гляжу на них недвижными глазами,
Не узнаёт уж их мой хладный взор!

Сцена 4.

Мария Раевская: Однако, молодость говорила о себе, сердечная рана затянулась, появились новые увлечения. 6 мая 1820 года Пушкин, путешествуя с семейством Раевских по северному Кавказу и Крыму, увлекся 15-летней Марией Раевской (в будущем Волконской), задумчивой и мечтательной. Они подружились. Ее своеобразная прелесть, тонкое обаяние внушили Пушкину особое, сокровенное чувство.

В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826 году, перед ее отъездом в Сибирь, куда она последовала за своим мужем, декабристом Сергеем Волконским, и где провела почти 30 лет. Образ Марии запечатлен в стихотворении “На холмах Грузии лежит ночная мгла”.

Чтение стихотворения “На холмах Грузии лежит ночная мгла”

Сцена 5.

Ведущий 1: Да, любовь - сильное чувство. Что же толкало поэта на такое чувство? Откуда же А. С. Пушкин черпал нежные и светлые чувства к женщине. Безусловно, и театр открывал ему мир прекрасного, мир любви.

Чтение стихотворения:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; ....
она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

В Петербург из царскосельской “кельи”, юный поэт стал, подобно своему герою Онегину, театралом. “Под сенью кулис” Пушкин был очарован знаменитой актрисой романтического театра – балета, “царствующей” Авдотьей Истоминой. Но увлечение это было непродолжительным.

Танец Истоминой.

Сцена 6.

Амалия Ризнич: Переехав в Одессу летом 1823 года, Пушкин впервые испытал настоящую, невыдуманную любовь к Амалии Ризнич. На одном из приемов в доме Ризнич Пушкин увидел несравненную Амалию и без памяти влюбился. Амалия была высокой, очень красивой брюнеткой с прекрасными, выразительными глазами и огромной черной косой. Носила непомерно длинные платья и мужские шляпы. Вокруг нее вечно вился рой поклонников. Пушкин был ревнив от природы, но никогда муки ревности не были столь мучительны, как в эту пору. Но увлечение и оказалось недолгим, и весной 1824 года Пушкин посвящает ей прощальные стихи.

Чтение стихотворения “Все кончено: меж нами связи нет”.

Сцена 7.

Елизавета Воронцова: Вскоре, в 1823 -24 гг., в Одессе в сердце поэта возникло другое, более сильное и глубокое чувство к Елизавете Савельевне Воронцовой, женщине умной, тонкой, образованной и обольстительной. Она была старше его на 10 лет. Их общение было недолгим. В августе 1824 года предстоял отъезд в ссылку в Михайловское. При расставании с Пушкиным Елизавета Воронцова дарит поэту на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо – талисман, чем очень дорожил он и с которым не расставался.

Чтение стихотворения “Храни меня, мой талисман”

Елизавета Воронцова: Переписка Пушкина и Воронцовой длилась шесть лет. В одном из писем, обращаясь к Пушкину с просьбой принять участие в благотворительном альманахе, она пишет:

“Право не знаю, должна ли я писать вам, и будет ли мое письмо встречено приветливой улыбкой или же тем скучающим взглядом, каким с первых же слов начинают искать в конце страницы имя навязчивого автора. Могу ли я не напомнить Вам о наших прежних дружеских отношениях, воспоминание о которых Вы, может быть, сохранили... Будьте же добры, не слишком досадовать на имя, и , если мне необходимо вступать в защиту моего дела, прошу Вас...”

“Осмелюсь ли, графиня, сказать Вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив ваше письмо, при одной мысли, что вы не совсем забыли преданного из своих рабов”.

Ведущий 2: Находясь в Михайловском, Пушкин работает над третьей главой романа “Евгений Онегин”, иногда ему приходят письма от Воронцовой. На полях рукописи в минуты раздумий поэт рисует её портреты, под впечатлением от них он пишет письмо любимой своей героини Татьяны Лариной.

Чтение письма Татьяны Лариной из романа “Евгений Онегин”

Сцена 8

Анна Керн: Анна Керн - гений чистой красоты. С нею он познакомился в Петербурге в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием молодой девушки. И лишь в годы ссылки в Михайловском он снова встречает двадцатичетырёхлетнюю Анну, неожиданный приезд которой всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. Здесь у них и произошёл бурный, хотя и кратковременный роман с Пушкиным. Так появляется одно из его лучших стихотворений "Я помню чудное мгновенье". Анна Петровна должна была уехать. Пушкин пришел рано утром, принес в подарок вторую главу “Евгения Онегина” и стихотворение, посвященное Керн. Когда женщина собиралась спрятать листок в свою шкатулку, поэт вдруг судорожно выхватил его из ее рук и долго не хотел отдавать. Керн насилу выпросила. “Что у него мелькнуло тогда в голове, я не знаю”, – написала она в мемуарах. Анна уехала, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал ей семь восторженных посланий на французском языке:

“Я имел слабость попросить у вас разрешения Вам писать, а Вы – легкомыслие или кокетство позволить мне это. Переписка ни к чему не приведет, я знаю; но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко, написанное вашей хорошенькой ручкой.. Снова берусь за перо, ибо умираю с тоски, и это письмо тайком – спрячете ли вы его у себя на груди? Ответите ли мне длинным посланием? Напишите мне обо всем, что придет Вам в голову, - заклинаю вас”.

Послушаем романс на стихи Пушкина.

Исполнение романса “Я помню чудное мгновенье”

Сцена 9

Софья Пушкина: 1826 год. Пушкину уже 27 лет, пора и жениться. Да, Софья Пушкина оказалась первой женщиной, к которой поэт с полной готовностью официально посватался. Но у Софьи Федоровны, оказывается, уже был жених, некий Панин, за которого она и вышла вскоре замуж. Пушкин глубоко расстроен.

Чтение стихотворения “Зачем безвременную скуку”

Сцена 10

Анна Оленина: В мае 1827 года Пушкин уехал в Петербург. Его фантазией завладела Анна Алексеевна Оленина, дочь президента Академии художеств. Чувства его не были мимолетными. Девятнадцатилетняя красавица, сочинявшая музыку, стихи и обладавшая хорошим голосом, немного кокетничала, немного гордилась своими добродетелями и внешностью. Она остерегалась Пушкина, хотя и интересовалась им. Она мечтала выйти замуж, как всякая девушка, но не считала поэта “большой партией”. Внимание знаменитого поэта не могло оставить девушку равнодушной, и она сама признавалась, “что это была честь, которой все завидовали”. Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей. Анна Оленина не ответила на чувства поэта, хотя признавалась в своем дневнике, что “увидела самого интересного человека своего времени”. К осени 1828 года его визиты в дом Олениных прекратились. Известное стихотворение “Я вас любил” посвящено Олениной.

Исполнение романса “Я вас любил”

Сцена 11

Бал у танцмейстера Иогеля. Мазурка.

Наталья Гончарова: Москве, декабрь 1829 года. Бал у танцмейстера Иогеля. Никогда еще с таким грустным чувством Пушкин не приезжал на бал. И вдруг он увидел ее, свою Мадонну, в толпе молодых поклонников. Он шагнул навстречу своей судьбе. Это была Наталья Николаевна Гончарова. Свежее прелестное лицо, огромные карие глаза, изящный носик, бледное лицо и каштановые шикарные локоны... Она была чиста, как слеза. Тонкая, как стебель цветка, талия, мраморные плечи, безукоризненный овал лица.

Пушкин понял, что прелестное создание составит его счастье. Он полюбил ее, голова у него закружилась, он сделал ей предложение. Ответ матери неопределен – дочь, еще слишком молода. Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений. Весной 1830 года Александр Сергеевич делает повторное предложение, и в этот раз добивается своего: Наташа уговаривает свою строгую мать в положительном решении насчёт свадьбы дочери с поэтом.

Пушкин: “Участь моя решена! Я женюсь... Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженство – боже мой! – она моя... Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на двоих”

Наталья Гончарова: 18 февраля 1831 года состоялась свадьба первой романтической красавицы России с первым романтическим поэтом России. ...Это была неземная любовь. Пушкин боготворил свою жену, которая была на тринадцать лет его младше. Их страсть друг к другу не угасала даже при людях, на светских приёмах они не пытались выглядеть неприступно. Пушкин любил, чтобы другие восхищались его женой. Навсегда позабыв о холостяцкой, кочевой жизни в Москве и Петербурге, по шутливому признанию поэта, она была его 113 любовь.

Чтение стихотворения “Мадонна”

Пушкин: После свадьбы молодые переехали в Царское Село. С утра Александр Сергеевич писал, закрывшись в кабинете, а Наталья Николаевна создавала в доме полную тишину, привыкая вести хозяйство, вышивала, читала книги. За короткий срок совместной жизни (6 лет) Пушкин несколько раз покидал Петербург и каждый раз писал жене. Письма к Наталье Николаевне необычно искренни, полны любви и нежности.

“Милый мой ангел! Я было написал тебе письмо на четырех страницах, но оно вышло такое горькое и мрачное, что я его тебе не послал, а пишу другое. Скучно жить без тебя и не сметь даже писать тебе всё, что придет на сердце. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив...”

“Жена моя милая, женка мой ангел — я сегодня уж писал тебе, да письмо мое как-то не удалось. Начал я было за здравие, да свел за упокой...Прощай, жена, целую и благословляю тебя и вас”.

Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Пушкин считал, что жена его прелесть, любил душу ее больше красивого лица.

Пушкин: “Жена моя прелесть, и чем долее с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание”. “Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь кажется, и на жизнь нечего роптать и смерти нечего бояться”.

Ведущий 1: Но счастье их было недолгим. 4 ноября 1835 года поэт получил по почте 3 экземпляра анонимного клеветнического письма, оскорбительного для чести его самого и его жены. В этом письме Н. Н. Гончарова обвинялась в порочащей ее связи с французским офицером Дантесом. Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана оказалась смертельной. 29 января 1837 года поэта не стало.

Любовь в лирике Пушкина – это способность подняться над мелким и случайным. Он признавался в любви многим, но в действительности любил по-настоящему только свою музу. Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы, как любовь.

Презентация.

Звучит музыка.

Гаснет свеча.

Читать еще:


Новые материалы:

Математический турнир (6-й класс) :: Внеклассное занятие по теме "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?" :: Классный час для 8–9-х классов коррекционной школы "Еще раз про любовь" :: Внеклассная работа "Прощай, зима, здравствуй, весна!" :: Учебно-методическое пособие "Программа кружка юных геологов" :: Дикая история ( El bar ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Шкафы одежные / Неман / Шкаф Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD