Изучение драмы А.Н.Островского "Гроза". 10-й класс : Литература

Семинар рассчитан на 4 урока

1. Сообщение о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы).

2. Особенности стиля Островского.

3. История создания пьесы “Гроза”.

4. Сюжет и композиция пьесы.

5. Смысл названия пьесы “Гроза” (привлечение толкового словаря).

6. Город Калинов и его обитатели.

Анализ монологов Кулигина.

Система действующих лиц:

1) “Хозяева жизни” - “тёмное царство”;

2) Жертвы “тёмного царства”.

7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер.

8. Характеристика “хозяев города”: Дикой, Кабаниха. (Отношения внутри семьи, речевая характеристика).

9. “Такая уж я зародилась горячая”.

Какое место занимает Катерина в системе образов героев? Протест Катерины против “тёмного царства”. Анализ сцены с ключом, сцены свидания с Борисом, сцены прощания. Смерть Катерины.

10. Приём контраста и сопоставления в пьесе.

11. Споры критиков вокруг драмы “Гроза”: пьеса в оценке Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860 г.), Д.И.Писарева “Мотивы русской драмы” (1864 г.). Конспекты статей.

12. Письменные задания.

Материалы для учителя

Эпиграф к семинару: “Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского” (А.А.Григорьев).

1. Сообщение подготовленного ученика о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы в тетради).

2. Особенности стиля Островского (записи в тетради):

1) необычное представление героев в афише, определяющее конфликт;

2) говорящие фамилии;

3) специфические авторские ремарки;

4) значимость первой реплики героя;

5) “подготовленное появление” героя (главный герой появляется не сразу, вначале о нём говорят другие);

6) своеобразие речевой характеристики героя;

7) фольклорные мотивы в пьесах;

8) своеобразие названий пьес.

3. История создания пьесы “Гроза” (сообщение ученика об истории появления сюжета и сценическая судьба драмы).

4. Значение имени персонажа: Катерина - “чистая, благородная” (греч.), Варвара – “иноземка, чужестранка” (греч.), Борис – “борьба, слова” (сокращенно от болгарского Борислав), Тихон – “удачный, спокойный” (греч.).

Сюжет и композиция пьесы: основные события, построение драмы (действия, явления).

5. Выписать из толкового словаря значения слова “гроза”. Символический смысл данного явления для каждого героя пьесы.

6. Город Калинов и его обитатели. Анализ монологов Кулигина (Д.1, явл.3; Д.3, явл.3).

Система действующих лиц: распределить по колонкам персонажей, дать им характеристику с использованием цитат (Д.2, явл.1; Д.3, явл.1; Д.4, явл.1, 4).

7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер.

8. Характеристика “хозяев города”: Дикой (Д.1, явл.3; Д.4, явл.2), Кабаниха (Д.1, явл.5; Д.2 явл.6; Д.3, явл.2).

9. “Такая уж я зародилась горячая”:

- жизнь Катерины до свадьбы (народные основы характера героини): Д.1, явл.7;

- жизнь в доме Кабановых: Д.1, явл.7;

Признание Катерины в любви к Борису. Понимает ли её Варвара?

- встреча с барыней (предчувствие беды): Д.1, явл.8;

- Катерина о грозе: Д.1, явл.9;

- отношение Катерины к Тихону: Д.2, явл.2;

- характер Катерины: Д.2, явл.2;

- прощание с мужем: Д.2, явл.4;

- сцена с ключом: Д.2, явл.10;

- свидание с Борисом: Д.3, явл.3;

- Катерина после возвращения мужа: Д.4, явл.3;

- признание Катерины: Д.4, явл.6;

- отъезд Бориса: Д.5, явл.1;

- монолог Катерины: Д.5, явл.2, 4;

- смерть Катерины.

10. Приём контраста и сопоставления в пьесе.

11. Сделать конспекты статей Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860 г.), Д.И.Писарева “Мотивы русской драмы” (1864 г.).

“Круглый стол”: анализ образа Катерины на основе критических статей.

12. Письменные задания (в процессе изучения драмы):

Дайте сравнительную характеристику Тихона и Бориса.

Взаимоотношения в семье Кабановых между матерью и детьми.

Почему мы не можем назвать Катерину ни “жертвой”, ни “хозяйкой”?

Читать еще:


Новые материалы:

Программное обеспечение ПК :: Применение элементов системно-деятельностного подхода при изучении темы "Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную" :: Портфолио как форма представления результатов профессиональной деятельности учителя :: Урок математики по теме "Случаи сложения 26 + 4". 2-й класс :: Применение здоровьесберегающих технологий у дошкольников с особыми потребностями здоровья :: Дикарь ( Gauguin - Voyage de Tahiti ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Компасс / Шкаф комбинированный Компасс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Калорийность питания для похудения

Калорийность питания Организму для жизнедеятельности нужна энергия. Источником ее является пища – при расщеплении составляющих ее питательных веществ образуется...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как похудеть и накачать мышцы

Похудеть за месяц, накачаться за два! Помните, на блоге часто писал, что нельзя одновременно набирать мышцы и сжигать жир, это как ехать на Запад и на Восток...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD