Изучение драмы А.Н.Островского "Гроза". 10-й класс : Литература

Семинар рассчитан на 4 урока

1. Сообщение о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы).

2. Особенности стиля Островского.

3. История создания пьесы “Гроза”.

4. Сюжет и композиция пьесы.

5. Смысл названия пьесы “Гроза” (привлечение толкового словаря).

6. Город Калинов и его обитатели.

Анализ монологов Кулигина.

Система действующих лиц:

1) “Хозяева жизни” - “тёмное царство”;

2) Жертвы “тёмного царства”.

7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер.

8. Характеристика “хозяев города”: Дикой, Кабаниха. (Отношения внутри семьи, речевая характеристика).

9. “Такая уж я зародилась горячая”.

Какое место занимает Катерина в системе образов героев? Протест Катерины против “тёмного царства”. Анализ сцены с ключом, сцены свидания с Борисом, сцены прощания. Смерть Катерины.

10. Приём контраста и сопоставления в пьесе.

11. Споры критиков вокруг драмы “Гроза”: пьеса в оценке Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860 г.), Д.И.Писарева “Мотивы русской драмы” (1864 г.). Конспекты статей.

12. Письменные задания.

Материалы для учителя

Эпиграф к семинару: “Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского” (А.А.Григорьев).

1. Сообщение подготовленного ученика о жизни и творчестве драматурга (составление хронологической таблицы в тетради).

2. Особенности стиля Островского (записи в тетради):

1) необычное представление героев в афише, определяющее конфликт;

2) говорящие фамилии;

3) специфические авторские ремарки;

4) значимость первой реплики героя;

5) “подготовленное появление” героя (главный герой появляется не сразу, вначале о нём говорят другие);

6) своеобразие речевой характеристики героя;

7) фольклорные мотивы в пьесах;

8) своеобразие названий пьес.

3. История создания пьесы “Гроза” (сообщение ученика об истории появления сюжета и сценическая судьба драмы).

4. Значение имени персонажа: Катерина - “чистая, благородная” (греч.), Варвара – “иноземка, чужестранка” (греч.), Борис – “борьба, слова” (сокращенно от болгарского Борислав), Тихон – “удачный, спокойный” (греч.).

Сюжет и композиция пьесы: основные события, построение драмы (действия, явления).

5. Выписать из толкового словаря значения слова “гроза”. Символический смысл данного явления для каждого героя пьесы.

6. Город Калинов и его обитатели. Анализ монологов Кулигина (Д.1, явл.3; Д.3, явл.3).

Система действующих лиц: распределить по колонкам персонажей, дать им характеристику с использованием цитат (Д.2, явл.1; Д.3, явл.1; Д.4, явл.1, 4).

7. Роль первой реплики героя, раскрывающей его характер.

8. Характеристика “хозяев города”: Дикой (Д.1, явл.3; Д.4, явл.2), Кабаниха (Д.1, явл.5; Д.2 явл.6; Д.3, явл.2).

9. “Такая уж я зародилась горячая”:

- жизнь Катерины до свадьбы (народные основы характера героини): Д.1, явл.7;

- жизнь в доме Кабановых: Д.1, явл.7;

Признание Катерины в любви к Борису. Понимает ли её Варвара?

- встреча с барыней (предчувствие беды): Д.1, явл.8;

- Катерина о грозе: Д.1, явл.9;

- отношение Катерины к Тихону: Д.2, явл.2;

- характер Катерины: Д.2, явл.2;

- прощание с мужем: Д.2, явл.4;

- сцена с ключом: Д.2, явл.10;

- свидание с Борисом: Д.3, явл.3;

- Катерина после возвращения мужа: Д.4, явл.3;

- признание Катерины: Д.4, явл.6;

- отъезд Бориса: Д.5, явл.1;

- монолог Катерины: Д.5, явл.2, 4;

- смерть Катерины.

10. Приём контраста и сопоставления в пьесе.

11. Сделать конспекты статей Н.А.Добролюбова “Луч света в “тёмном царстве” (1860 г.), Д.И.Писарева “Мотивы русской драмы” (1864 г.).

“Круглый стол”: анализ образа Катерины на основе критических статей.

12. Письменные задания (в процессе изучения драмы):

Дайте сравнительную характеристику Тихона и Бориса.

Взаимоотношения в семье Кабановых между матерью и детьми.

Почему мы не можем назвать Катерину ни “жертвой”, ни “хозяйкой”?

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по теме "Алгоритмы". Программа Горячева В.А. с подборкой компьютерных заданий и дидактического материала. 2-й класс. :: Городские олимпиады школьников по информатике, 2004–2006 гг. Кемеровская обл. :: Детский компьютерный фестиваль :: Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического колледжа в процессе изучения информатики :: Программа элективных курсов (курсов по выбору предпрофильной подготовки) для учащихся 10–11-х классов "Основы издательской деятельности" :: Кузя и семейка троллей ( Hugo ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Тумбы / Компасс / Тумба Компасс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD