Внеклассное чтение (урок-конференция) по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". 8-й класс : Литература

Цель урока: проблемное аналитическое чтение и обсуждение повести «Станционный смотритель».

Задачи:

  • Организация продуктивной деятельност : использование технологий «Перевёрнутого класса» (Flipped classroom), Интернет-технологий.
  • Обучение навыкам проблемного аналитического чтения прозаических произведение.
  • Развитие монологической и диалогической устной речи учащихся
  • Совершенствование навыков групповой деятельности.
  • Работа с теорией литературы: проза, повесть, художественная деталь.
  • Межпредметные связи: роман «Капитанская дочка».

Оборудование: тексты, материалы презентации «Станционный смотритель», карточки для устной групповой работы, пакет заданий для организации перевёрнутого обучения.

Подготовительный этап

Требования к современному уроку для обеспечения нового качества учебного процесса для реализации требований ФГОС НОО и ООО предполагают системно-деятельностный подход: время самостоятельной работы учащихся должна занимать не менее 30 минут, деятельность учителя – 10-15 минут. Продуктивной деятельности учащихся на уроке способствует использование новой технологии в образовании – технологии «Перевёрнутого класса» (Flipped classroom).

Что такое технология «Перевёрнутого класса» или «перевёрнутого обучения» (Flipped classroom)? «Сущность этой технологии заключается в том, что объяснения учителя школьники слушают дома, домашние задания выполняются в классе. Для изучения дома теоретического материала ученики используют видеофрагменты, записанные или подобранные учителем». [1] В качестве материалов для учащихся могут также использоваться текстовые файлы или небольшие презентации. Ученик мотивируется на серьёзную самостоятельную работу дома: в задании обязательно должны быть вопросы, на которые он должен отвечать на уроке, список дополнительной литературы или ссылки на источники в сети, которые можно использовать. «Плюс в том, что ученик чувствует большую ответственность за выполнение этого задания, от этого будет зависеть успешность на уроке. Плюс также и в том, что что-либо списывать на уроке нет ни необходимости, ни смысла». [2]

Учащиеся перед уроком через записи в дневник и рассылку в группе восьмых классов в социальной сети «Вконтакте» получают следующие задания:

  1. Прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
  2. Посмотреть видеоролик и выполнить задания к нему. [3]
  3. Подготовиться к работе в группах на уроке.

Учитель проводит консультации с учащимися: в назначенное время в классе, через работу в Сети, через электронную почту или Skype.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Организация группой работы на уроке:

– экспресс-опрос для проверки результатов деятельности по модели «Перевёрнутого класса»: заполнение таблицы. [Приложение 1]
– класс разделяется на две группы (по рекомендации учителя и желанию учащихся);
– каждая группа получает лист вопросов для организации работы. [Приложение 2]

II. Мотивация деятельности c использованием презентации учителя к повести «Станционный смотритель». [Приложение 3]

– Почему будем читать одну из «Повестей Белкина»?
– Рассказ о Болдинской осени 1830 года.
– В чём новаторство этого произведения: подводили итог прошлому и открывали для русской литературы и творчества Пушкина новые дали.
– «Повести Белкина» – реалистическое произведение, в котором Пушкин изображал обыкновенное в жизни: обыкновенных героев с их ничем не примечательной судьбой, обыкновенные события, быт людей. Но из этого обыкновенного умел извлекать поэзию жизни.
– Новизна автора: Пушкин издал повести под именем И.П.Белкина. Иван Петрович Белкин – сквозной образ, объединяющей все повести и играющий важную роль в их понимании.

Постановка проблемного вопроса к уроку: О чём рассказал Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель»?

Что поможет вам найти ответ на проблемный вопрос урока?

III. Групповая работа

1. Анализ образа Самсона Вырина.

Группа №1 . Образ Самсона Вырина.

1. Кто такой станционный смотритель? Анализ эпиграфа к повести и вступления? Как к нему относится рассказчик?
Коллежский регистратор – низший чин в «Табеле о рангах».
Кто такой диктатор? (Диктатор – правитель страны, пользующийся неограниченной властью)
Является ли станционный смотритель диктатором почтовой станции?

Вывод: «станционный смотритель – сущий мученик четырнадцатого класса», его должность – настоящая каторга – «вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием».

2. Каким увидел рассказчик Самсона Вырина при первой встрече?

«Вижу… самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах».
Он счастливый отец красивой дочери Дуни: он говорит о ней «с видом довольного самолюбия», видя, что дочка понравилась проезжающему.

3. Что изменилось в Самсоне Вырине при второй встрече с рассказчиком? Анализ портрета и поведения героя.
«… но как он постарел! … я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на его сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Так Самсона Вырина изменил побег дочери с гусаром Минским в Петербург.

4. Как повлияли на Самсона Вырина похищение Дуни гусаром Минским и его путешествие в Петербург?

«Старик не снёс своего несчастья; он тут же слёг в ту самую постель, где лежал молодой обманщик. …Бедняк занемог горячкою» и долгое время не мог исполнять обязанности станционного смотрителя.
Вырин пешком отправился в Петербург за дочерью, но пережил ещё более страшное унижение: он был выгнан Минским из его номера, а Дуня при виде отца упала в обморок.
Старик подумал, махнул рукой и решил отступиться.

5. Каким увидел Самсона Вырина при третьей встрече рассказчик?

А третьей встречи не было: Самсон Вырин уехал на свою почтовую станцию, запил с горя и умер.

6. Для чего в повести «Станционный смотритель» создан образ Самсона Вырина?

Пушкин поставил в повести «Станционный смотритель вопрос о поведении человека. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет из души гордость, достоинство, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву.
Пушкин создал образ «маленького человека».

7. Кто такой «маленький человек»? Можно ли отнести это определение к Самсону Вырину?
«Маленький человек» – это: ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкоеположение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственногомеханизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх переджизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливостисуществующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, какправило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С.Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М.Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П.Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19–20 вв.» [4]

Образ Дуни. Работа группы №2.

1. Прочитать и проанализировать описание комнаты Самсона Вырина (картинки с историей блудной дочери).

  • Картина Рембранта «Возвращение блудного сына» и евангельская притча о блудном сыне. Презентация по картине. [Приложение 4]
  • Портрет Дуни, авторская характеристика образа Дуни. Первая встреча. Девочка лет четырнадцати, чья красота поразила проезжающего. Разумная, проворная, вся в покойницу мать.
  • История жизни Дуни на почтовой станции.
  • Бегство с гусаром в Петербург и неожиданная встреча с отцом в Петербурге.
  • Почему Дуня горько плакала на могиле отца?
  • Можно ли историю Дуни соотнести с притчей о блудном сыне? Есть ли в повести Пушкина евангельский мотив?

2. Притча о блудной дочери – вторая тема повести «Станционный смотритель».

IV. Рефлексия

1. О чём рассказал Иван Петрович Белкин читателям в повести «Станционный смотритель»?
Запись ответа на вопрос на проблемных карточках [Приложение 5]

2. В чём своеобразие пушкинской прозы?

Приглашение к литературному путешествию в Музей станционного смотрителя на станции Выра. Доклад с презентацией «Музей станционного смотрителя в Выре».

V. Подведение итогов работы

VI. Домашнее задание

Посмотреть видеоролик «Музей станционного смотрителя в Выре» (ссылка будет выложена в социальной группе восьмых классов), составить отчёт о виртуальном путешествии в форме страницы дневника путешественника, письма другу или подруге, путеводителя по музею. [5]

Примечания.

1-2. «7 вещей, которые необходимо знать о «перевёрнутом обучении». http://mgm-lnet.blogspot.ca›2013/03…classroom.html

3. Задания для подготовки к уроку размещены на личном сайте учителя Кузнецовой М.С., в разделе «Литература, 8 класс». http://www.margaritakuznetcova.ru margaritakuznetcova.jimdo.com

4. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Подредакцией Горкина А.П. 2006. http://dic.academic.ru›dic.nsf/enc_literature

5. http://www. ...MARGARITAKUZNETCOVA.RU

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (программа "Развитие рук Л.А. Венгер). Занятие "Я — человек" :: Искусство танца — средство воспитания и развития ребенка :: Конспект занятия по теме "Мы спасатели-друзья, нам без этого нельзя" :: Конкурс профессионального мастерства :: Комплексное занятие в подготовительной группе по теме "Кто главный в лесу?" :: Эллиот – самый маленький олень Санты ( Elliot the Littlest Reindeer ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 14-01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Что делать чтоб похудеть

Что делать, чтобы похудеть После измерения на весах-анализаторах, мой друг как-то спросил меня в шоке: Что делать, чтобы похудеть? ( Его сильно огорчили...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как правильно качать мышцы спины

Как правильно качать мышцы спины: правила тренировки спиныshutterstock.com Работа над мышцами спины имеет множество нюансов. Если обратить на них внимание и...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD