Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А.Шолохов. Жизнь и творчество" : Литература

Цели и задачи урока:

  • Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.
  • Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.
  • Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20–30–х годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения студентов по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, видеофильмов.

Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М.А.Шолохова.

Подготовительный этап

1. Студенты готовят индивидуальные задания:

  • Сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
  • Выучить наизусть стихотворение В. Фирсова «Дом, в котором родился Шолохов».
  • Сообщение о сборнике М.А.Шолохова «Донские рассказы».
  • Выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова «Есть вечные глубины в «Тихом Доне».
  • Выучить наизусть стихотворение А. Сафронова «…Пойдёшь в станицу…».
  • Подбор фрагментов из фильмов: «Тихий Дон», «Поднятая целина»,«Судьба человека», «Они сражались за Родину».

2. Презентация на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Вступительное слово преподавателя  о целях и задачах урока.
Приложение 1. Слайд № 1 (тема урока).
Студенты в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу.
Слайд № 2 (портрет писателя и список регалий).
– Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.
Слайд № 3 (эпиграф к уроку).

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А. Шолохов.

Преподаватель. 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Слайд № 4 (дом, в котором родился Шолохов).

Студент  рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов».

Среди шести материков 
В краю, где плещет Дон, 
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.

Преподаватель. Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.
В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва.
Слайд № 5 (фото из семейного альбома) и комментирует.
– Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.
Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.
– В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев.
Слайд № 6 (биография и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).
– В середине 1920 года 15 – летним подростком Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме.
В феврале  1922 года пошел добровольцем в продовольственный отряд собирать излишки хлеба для города.
В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.
Слайд № 7 (фото М. Шолохова с женой Марией Громославской).
В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.
Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).
Слайд № 8 (обложка книги М.А.Шолохова «Нахалёнок»).
В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборник «Донские рассказы» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.
– Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена, без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,– писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

Краткий пересказ рассказа «Родинка».

Слайд № 9 (обложка роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы).
– В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».
Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Чтение студентом стихотворения:

Николай Рыленков.

Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью зовет.
Гремит гроза, иль ясен небосвод, 
Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет, 
Как в первый раз, придет к нему, и вот–
Все мелкое ушло. Душа бездонней.
Святая жажда дела жжет ладони, 
Святая жажда правды сердце жжет.

Показ фрагмента фильма «Тихий Дон»

Слайд № 10 (кадры из фильма «Тихий Дон» и картина художника Верейского «Сцена свадьбы Григория и Натальи»).

Звучат стихи.

Николай Рыленков.

Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью зовет.
Гремит гроза, иль ясен небосвод, 

Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет, 
Как в первый раз, придет к нему, и вот–
Все мелкое ушло. Душа бездонней.
Святая жажда дела жжет ладони, 
Святая жажда правды сердце жжет.
Анатолий Софронов.

Слайд №11 (обложка книги М.А. Шолохова «Поднятая целина» и кадры из экранизации этого романа).
– Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»), вышедшим в 1933 году и ставшим событием в литературной жизни страны.
«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

Показ фрагмента фильма «Поднятая целина»

Слайд №12 (фото Шолохова на фронте и биография писателя с 1941 по 1944 годы).
 В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной (Сталинской) премией 1 степени.
Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.
Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину» (доработанный вариант опубликован в 1969 году).
 Слайд № 13 (обложка книги «Судьба человека» и годы публикации этого рассказа).
– Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.

Показ фрагмента фильма «Судьба Человека»

Слайд № 14 
Слайд № 15 (вручение М.А.Шолохову Нобелевской премии).
– В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.
В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».
Шведский Король Густав VI Адольф вручает М.А.Шолохову Нобелевскую премию.
Слайд № 16 (диплом Нобелевской премии).
– А так выглядит диплом Нобелевской премии.
За что же была присуждена эта премия? «За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа».
Ответные слова Шолохова:
«Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой-то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»
Слайд № 17 (биография писателя с 1967 по 1969годы).
Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».
Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

Показ фрагмента фильма «Они сражались за Родину»

Слайд № 18 (могила писателя).
– 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Слайд № 19 (слова Константина Федина).
 «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).
Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.

Тест по биографии М.А. Шолохова.  Домашнее задание. Чтение глав романа «Тихий Дон».

Читать еще:


Новые материалы:

Методическая разработка урока теоретического обучения по предмету "Учёт и отчётность в магазине" по профессии: "Продавец. Контролёр-кассир". Урок по теме "Уценка и переоценка товаров" :: Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы" :: Духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе :: Мы – родители. Программа адаптации несовершеннолетних матерей в условиях вечерней (сменной) школы ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list6.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Влияние занятий в школе парикмахерского искусства на уровень воспитанности подростков :: Сплит ( Split ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Skyland / Стеллаж Raut RHC 180 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как зеленый чай помогает похудеть

Диетологи рассказали, какой чай поможет похудеть Сегодня существует большой спектр методик для снижения лишнего веса, которые легко находятся в просторах...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Упражнения для похудения для пресса

Лучшие упражнения для пресса и похудения - | Похудеть без диет Похудеть без диет Все мы имеем идеальные тела, просто многие из нас прячут его под слоем жирка. И...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD