Эвристическая беседа "Свет любви в новелле О' Генри «Дары волхвов»". 7-й класс : Литература

Перед уроком дети не читают произведение, а готовят рассказ о рождении Иисуса и дарах волхвов (вспоминают содержание евангельской легенды) и повторяют литературоведческие термины: композиция, сюжет, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Эпиграфы:

...только любовью держится и движется жизнь.

И. С. Тургенев

Самое меньшее благо в жизни — это богатство; самое большее — мудрость

Г. Э. Лессинг

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон

Цели урока: познакомить учащихся с произведением О. Генри, закрепить понятия “композиция”, “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”; учить выявлять авторскую позицию; найти отголоски евангельской легенды в новелле; развивать устную речь и творческую фантазию детей;  формировать интерес к творчеству О\' Генри, воспитывать внимательное отношение к близким людям.

Оборудование: репродукции картин С. Боттичелли “Поклонение волхвов” (1476-1477), А. Дюрера “Поклонение волхвов” (1504), П. Веронезе “Поклонение волхвов” (1571), Б. Добровольского “Поклонение волхвов” (1991) и др.

Предварительные задания:

1. Подготовить рассказ о волхвах. (Источник — мифологический словарь).
2. Вспомнить значение терминов “композиция”, “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “развитие действия”, “кульминация”, “развязка”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

Самая известная новелла американского писателя О\' Генри — “Дары волхвов”. Чем же так привлекает она издателей и читателей? О чем она? Стоит сразу же сказать, что отличительная черта О\' Генри-художника — талант юмориста: во всех его произведениях присутствуют шутка, ирония, улыбка автора. Он по-доброму смеется над положительными персонажами, иронизирует и потешается над жадными и заносчивыми. Писатель шутит и над читателями: у него всегда в запасе — сюрприз, неожиданная развязка, опрокидывающая все наши предположения.
Итак, прикоснемся к наследию американского художника. Тема нашего урока – “Свет любви в новелле О\' Генри “Дары волхвов”. Я предлагаю вам три эпиграфа, которые, по моему мнению, помогут понять смысл произведения (Дети записывают тему и эпиграфы в тетрадь). В конце урока вы должны будете определить, соответствуют ли эти цитаты идейному содержанию новеллы.
Наши цели — закрепить представление о композиции и сюжете произведения, о его элементах, вспомнить евангельскую легенду о поклонении и дарах волхвов и найти ее отголоски в новелле.
Новелла — эпический жанр, особенность которого — напряженный сюжет и неожиданная развязка.
А теперь вспомните домашнее задание.

III. Проверка домашнего задания

1. Кто такие волхвы?

Волхвы, согласно евангельской легенде, это мудрецы (в ев. от Матфея), которые пришли поздравить родившегося Иисуса Христа.

Давайте посмотрим репродукции картин известных художников на этот сюжет. (Слайды).

2. Вспомним евангельскую легенду. Что подарили младенцу волхвы?

Мудрецы подарили ему золото, ладан и смирну. Это были очень ценные, дорогие дары, они символизировали саму важность рождения Иисуса Христа.

Комментарии учителя: Ладан  — ароматическая смола, которая при сгорании дает благовонный дым. Применяется во время богослужения. Миро (смирна) — благовонное масло, употребляемое при совершении таинства миропомазания. Ладан, смирна и золото были очень дорогими подарками, они подчеркивали важность рождения Иисуса и его божественную сущность.

IV. Беседа с учениками

3. Почему у новеллы  О\' Генри такое название? О чем пойдет речь в произведении?

Возможно, действие произведения происходит в канун Рождества, название произведения указывает на то, что речь пойдет о подарках.

Учитель: А теперь обратимся к тексту.

IV. Чтение учителем новеллы до слов: “В семь часов кофе был сварен...”

Учитель: Ну что, оправдало начало рассказа ваши предположения, связанные с его названием? С самого начала автор уже подшучивает над нами. Он не стал рассказывать евангельскую легенду по-своему, он написал новую рождественскую историю.

Продолжение беседы.

4. Что мы узнали о героях произведения?

Герои новеллы —  молодые супруги, которые живут очень скромно, так как этой небогатой семье приходится считать каждый цент. Автор сообщает нам, что Делла очень хочет сделать своему мужу подарок на Рождество.

5. Почему Делла решает отрезать свои волосы (одно из сокровищ семьи)?

Она любит Джима и не может оставить его без подарка в такой замечательный праздник.

Учитель: Стоит отметить, что Рождество — один из самых любимых праздников у христиан всего мира, для католиков и протестантов Рождество –  главный из церковных праздников. Его принято отмечать в кругу семьи, с близкими и любимыми людьми, и делать друг другу подарки, так как Христос, по преданию, родившийся в эту ночь, символизирует для верующих ЛЮБОВЬ.

6. Попробуйте предположить, как дальше будут развиваться события?

Ответы учеников.

Читаем рассказ до конца (теперь это можно доверить ученикам).

Продолжение беседы.

7. Ожидали ли вы подобной развязки?  Ответы учащихся.

А теперь обратим внимание на художественные особенности новеллы.

8. Вспомните, что такое  композиция произведения.

Композиция — это построение произведения, она включает в себя сюжет (система событий) и внесюжетные элементы (портрет, пейзаж, авторские отступления, песни и т. п.).

9. Из каких элементов состоит сюжет произведения? Найдите их в этой новелле.

Экспозиция (описание обстановки, в которой будут развиваться события) — описание интерьера квартиры, поведения Деллы накануне праздника.
Завязка (событие в развитии сюжета, определяющее начало (завязывание) конфликта между действующими лицами) — решение Деллы отрезать волосы: “Быстрым движением она вытащила шпильки и распустила волосы”.
Затем идет продолжение экспозиции — рассказ о семейных сокровищах.
Развитие действия — поступки Деллы (продажа волос, хлопоты по хозяйству, поиски подарка).
Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия, максимально обостряющий конфликт. В композиции происходит перелом, подготавливающий развязку. В тексте этот момент начинается со слов: “Джим неподвижно замер у дверей...” до слов: “... он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, и лицо его не меняло своего странного выражения”.
Развязка — в развитии сюжета художественного произведения — разрешение конфликта между действующими лицами. “Делл, — сказал он, — придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко... А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты”.

10. В чем заключается конфликт в новелле? Как он разрешается?

Герои сталкиваются с обстоятельствами — недостатком денег на подарок для любимого человека, но находят выход, жертвуя самым ценным, что у них есть.

11. А что больше всего волнует Деллу перед приходом Джима?

Она беспокоится, что ему не понравится ее новая прическа — короткая стрижка.

12. Что в представлении Деллы есть праздник?

Для героини праздник — это когда любимый находится рядом, когда можно порадовать его оригинальным подарком.

Учитель: А вы заметили, как долго и тщательно героиня выбирала подарок, подыскивая именно то, что может понравиться Джиму? Так ли поступаете вы, когда хотите доставить удовольствие своим близким?

13. В чём проявляется юмор автора?

Писатель изображает забавную историю: каждый из героев, жертвуя своим сокровищем, дарит другому дополнение к его сокровищу (гребни для волос, цепочку для часов).

14. Как писатель относится к своим героям? Найдите в тексте примеры авторских высказываний о персонажах.

О\' Генри с улыбкой одобряет поступки Деллы и Джима: “А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей... из всех дарителей эти двое были мудрейшими” (это — авторская оценка героев).

15. В чем проявляется мудрость, по мнению автора новеллы?

Истинная мудрость  проявляется в способности отказаться от сокровища ради любимого, ради того, чтобы в праздник доставить ему (или ей) наибольшее удовольствие.

Учитель: Писатель назвал свою новеллу “Дары волхвов”, стремясь подчеркнуть, что самые лучшие подарки — те, которые сделаны от чистого сердца, с любовью к человеку, ради которого мы готовы отказаться от своих сокровищ, как это сделали герои новеллы.

16. Обратимся к эпиграфам к нашему уроку. Какой из них, по вашему мнению, более соответствует содержанию новеллы?

Ответы учеников, обсуждение эпиграфов.

V. Подведение итогов – слово учителя:

Мы становимся истинно счастливыми, даря — жертвуя чем-то. И чем больше жертва, тем сильнее наша любовь. Деллу больше всего волнует, что ей подарить Джиму, а не что он ей подарит. Оба героя безвозмездны. А это в сочетании с их любовью и делает их мудрецами — волхвами.
Итак, мы познакомились с рождественской новеллой американского писателя О\' Генри. Всего же их в его наследии не менее четырехсот. Надеюсь, что вы продолжите знакомство с творчеством Уильяма Сидни Портера (1862-1910), который прожил сложную, насыщенную приключениями жизнь и творил под псевдонимом О\' Генри. И пусть мудрость его волхвов станет и вашей мудростью.

Домашнее задание: прочитать рассказы (на выбор) “Последний лист” или “Вождь краснокожих”, написать мини-сочинение “Герои новеллы О\' Генри”.

Читать еще:


Новые материалы:

Родительское собрание "Знакомство" :: Использование ИКТ в работе школьного психолога :: Конфликты среди людей и способы их разрешения :: Психолого-педагогическое сопровождение близнецов в условиях средней школы :: Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ :: Чёрная Пантера ( Black Panther ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Вентал / Тумба для обуви Nova-2 10000187 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD