Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" : Литература

Пояснительная записка

С данной литературно-музыкальной композицией обучающиеся выступали в рамках двухдневного автопробега по местам боевой славы Псковской области.

Цель: Развитие интереса к великому историческому прошлому нашей страны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности

Задачи:

  • Воспитание патриотических чувств, развитие познавательного интереса и любви к Родине,
  • Формирование социальной зоркости у обучающихся;
  • Приобщение к историко-культурному наследию страны и родного края;
  • Воспитание чувства уважения и благодарности к участникам Великой Отечественной войны.
  • Развитие языкового и эстетического идеала;
  • Обогащение словарного запаса и эстетического вкуса обучающихся
  • Создание необходимых условий для творческой работы обучающихся;

Ход мероприятия

Ведущий 1: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.” (Александр Трифонович Твардовский)

Дети войны - и веет холодом,
Дети войны – и пахнет порохом,
Дети войны – и дыбом волосы
На чёлках детских... седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими,
Какая разница, где был под немцами:
В Дахау, Пскове или Освенциме?

Ведущий 2: В свои 10-15 лет они были героями, мужественно сражались с врагом за светлое будущее, поражая стойкостью характера, выносливостью и выдержкой. Их награждали золотыми звёздами, орденами и медалями наравне со взрослыми, называя по имени и отчеству. Сколько погибло детей в годы Великой отечественной войны – неизвестно.

Ведущий 2: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.

Ведущий 1: Что происходит? Почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище?

Спускается ночь. Наплывают туманы.
Мосты на дыбы, словно кони, встают.
Вдоль улиц застыли дома-великаны
И крыши бессменную вахту несут.
Им снятся в ночи орудийные вспышки,
Тревожные годы военной судьбы,
И словно бы снова мальчишки, мальчишки
Стоят на дежурстве у каждой трубы.
У них под ногами шипят "зажигалки”,
Но словно на фронте — ни шагу назад! —
Мальчишки суровой блокадной закалки
Сражаются тоже за свой Ленинград.

Ведущий 1:  Не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали юные ленинградцы. Тушили пожары, уничтожали десятки тысяч зажигательных бомб, разбирали завалы разрушенных зданий, вставали к заводским станкам, изготавливали детали для пулемётов и автоматов. Сколько будет длиться рабочий день - никто не считал.

Татьяна Черновская “Стихи о почтальонке”

Ей пятнадцати нет - девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды...
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь...Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях –старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут...
И померкнет в глазах белый свет...
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед...
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.

Ведущий 2: Школьники приходили в госпиталь. они убирали в палатах, кормили тяжелораненых, заготавливали для госпиталя дрова, читали стихи, писали песни под диктовку, пели песни.

Исполнение песни на слова В. Суркова “В землянке”

Ведущий 1: Дети войны...можно ли представить детей за колючей проволокой фашистских концлагерей?

Ведущий 2: Концлагерь – непосильное испытание для ребёнка. Из огромного числа детей и подростков, брошенных за колючую проволоку, уцелели лишь немногие. В Освенциме погибло свыше 2000 детей, в живых осталось 159. При освобождении Бухенвальда было обнаружено 900 детей. разум отказывается воспринимать подобное. Дети в концлагерях без имени, без матери, с застывшим страхом в глазах. дети в донорских блоках. дети без детства. среди 12 миллионов замученных в концлагерях более трёх миллионов - дети.

Ведущий 1: “Поглядите на ворота, поглядите на трубу крематория. Вы вошли в ворота, а выйдите через эту трубу”. Так встречали в Бухенвальде, одном из девятнадцати лагерей смерти.

Муса Джалиль “Чулочки”

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла...
Там были женщины и дети,
И эта девочка была...
Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский,
Наивный, чистый и живой:
“Чулочки тоже снять мне, дядя?”-
Не осуждая,не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза.
Чулочки тоже снять мне, дядя?
На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама с собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим.
И, кажется, он в землю врос:
Глаза как у моейНеминьи -
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может...
И дал он очередь, спеша.
Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец;
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз...
Впервые, может, это дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
- Чулочки тоже, дядя, снять?

Ведущий 2: Для тех, кто попадал в лагерь, время останавливалось. Люди гибли от побоев, от голода, от непосильного труда и издевательств.

Ведущий 1: “...Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава, не по росту полосатых, затасканных лагерных курток, свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах – испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички.”

Ведущий 2: “Фашистские нелюди стреляли в людей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются. Они выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их “сортировали” на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии – будешь служить “великой Германии”, ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.”

Мы идём усталые с работы,
Еле ноги-палки волоча,
По песку шумят изношенные боты,
Слышен лай собаки и окрик палача.
Сколько солнц желтеет близ дороги,
Одуванчиков-то сколько расцвело!
Так и хочется рукою их потрогать,
очень хочется их ощутить тепло.
Да нельзя дотронуться рукою,
В тот же миг пристрелит немец-конвоир.
Смертью увлеченный, как игрою,
Что скорее в ад сойдешь, а не в ревир.
Всё ж малыш решается, решается потрогать
И сорвать рукою желтенький цветок,
Смерти не страшась, прогнав свою робость,
тут же делает отчаянный прыжок.
И цветок в руке обрадованной детской,
Весь сияющий бежит малыш назад,
Но, сраженный пулей вражьей меткой,
Смертью храбрых пал он, как солдат.

Ведущий 1:  По ком звонят колокола? Они звонят по детям человеческим. По сильным и слабым, маленьким и большим; по детям, которые любили играть в куклы и в войну и Родину любили до конца.

Ведущий 2: Потом был май, победный май 45-го. Усыпанные цветами поезда шли обратно на восток. И везли они домой героев, людей, победивших фашизм.

Исполнение песен военных лет “Катюша” и “Пора в путь-дорогу”.

Библиография:

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.pravmir.ru/stixi-o-vojne/
  2. http://www.clubochek.ru/themes_31.phtml
  3. http://rupoem.ru/war.aspx

Литература:

  1. Кузина Р.П., Кожевникова Н.А. Мы помним о прошлом – ради будущего. - Псков: ЛОГОС Плюс, 2014 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Интеграция уроков литературного чтения и изобразительного искусства в 4-м классе по теме: «Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна"» :: Торжественное мероприятие, посвященное памятному событию в российской истории, победе советского народа в ВОВ :: Урок математики "Закрепление знания таблицы умножения и деления на 5". 2-й класс :: Тема урока "Род имен существительных" :: Тема урока: "Состав числа 14" :: Амадей ( National Theatre Live: Amadeus ), 2017 :: Спальня/Кровати/Кровати двуспальные / TetChair / Кровать двуспальная Secret De Maison Лорена (Lorena) + основание ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD