Урок-игра по пьесам А.Н.Островского "Расскажи о себе" : Литература

Продолжительность: 1 урок - 45 минут.

Класс: 10

Оборудование: выставка книг А.Н. Островского, карточки с фотографиями Г.Н. Федотовой в роли Катерины. Малый театр, 1963, П.А. Стрепетовой в роли Катерины. Александринский театр, 1881, М.П. Садовского в роли Тихона. Малый театр, 1873, Н.В. Рыкаловой в роли Кабанихи. Малый театр, 1859, О.О. Садовской в роли Кабанихи. Малый театр, 1910 (Приложение), 3 цветные дорожки, ордена и медали с буквой “У”.

Презентация.

Форма проведения: урок-игра

Цель:

Ход мероприятия

Правила игры

  1. Викторина состоит из 3-х агонов (с греческого – соревнование, состязание) и финала.
  2. Красная дорожка – самый короткий путь к победе – нужно правильно ответить на 2 вопроса.
  3. Жёлтая дорожка – агонист должен ответить на 3 вопроса, возможна 1 ошибка.
  4. Зелёная дорожка длиннее предыдущих – можно ошибиться дважды при ответе на 4 вопроса.
  5. Если вопросы остались без ответов, на них могут ответить игроки в зале, получив за это орден.
  6. Судит состязание Высокий ареопаг.

Первый агон

Вопросы для розыгрыша дорожек:

  1. Вспомните название первой пьесы А. Н. Островского? (“Картины семейного счастья”.)
  2. Как называется последняя пьеса А. Н, Островского? (“Не от мира сего”.)
  3. С какой пьесой связан дебют Островского – драматурга на театральной сцене? (“Не в свои сани не садись”.)

Выбор дорожек

Зелёная дорожка

  1. Согласно авторской ремарке, вы – “блестящий барин лет за тридцать, из судовладельцев”. Мнения различных персонажей о вас довольно противоречивы. В глазах одних вы “идеал мужчины”, для других – вы “промотавшийся кутила, развратный человек”. Вы себя узнали? (Сергей Сергеевич Паратов из пьесы “Бесприданница”.)
  2. Уважаемый Сергей Сергеевич, представьтесь сейчас нам так, как вы представляли себя Карандышеву при знакомстве с ним? (Человек с большими усами и малыми способностями.)
  3. Мы знаем, что вы судовладелец, что у вас есть пароход “Ласточка”, но вы собрались продавать его Вожеватову. А вам не жаль продавать свой пароход?  (Что такое жаль? Этого слова я не знаю: у меня ничего заветного нет. Найду выгоду, так и продам, что угодно. Теперь, господа, у меня другие дела – другие расчёты. Я женюсь на девушке богатой, беру в приданое золотые прииски.)
  4. Сергей Сергеевич, всем известна ваша смелость, необычайная дерзость. Расскажите, как вы однажды продемонстрировали черты своего характера? (Паратов стрелял в монету, которая была у Ларисы в руке, выбил её, но при этом даже не побледнел.)

Желтая дорожка

Вы странница, сами кормитесь подаянием, зато других любите угощать небылицами. Как ваше имя? (Феклуша; драма “Гроза”.)

  1. Если верить вашим словам, Феклуша, жизнь вы ведёте праведную, но за собой признаёте всё-таки один – единственный грех. Какой же грех за вами имеется? (Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладкое поесть люблю.)
  2. Вы старая уже женщина; много ли повидали в жизни; далеко ли приходилось вам. Феклуша, ходить? В чём вы видите близкий конец света, о котором разговариваете с Марфой Игнатьевной: “Последние времена, матушка, последние, по всем приметам последние”? (Нет, милая, я по своей немощи далеко не ходила, а слыхать – много слыхала; ну, а конец света я вижу в суете.)

Красная дорожка

Вам досталась самая значительная роль. Вы и глава государства, и художник, и мастеровой. Конечно, вы... (Царь Берендей; пьеса “Снегурочка”.)

Ваше величество, согласно сюжету пьесы, вы собственноручно выполнили роспись дворца. Два скомороха, наблюдавшие за вашей работой, долго и упорно спорят о том, что вы изобразили в нижней части столба (колонны): коровью ногу или пёсью; вы, заслышав этот спор, прочли им очень интересную лекцию по искусствоведению, рассказав подробно о том, как должны быть расписаны царские палаты. А с нами не поделитесь секретом?

(Небесные круги – на потолках,
Лазоревы цветы меж травами
Зелёными – в простенках узких.
Турьи ноги на притолоках
Дверных, трубах, колоннах,
Шутов и дураков – в преддверьях.
Значит, на столбе я изобразил ногу тура гнедого.)

Второй агон

Задания для розыгрыша дорожек:

  1. Вспомните финальную сцену в драме “Гроза”. С уст Тихона, склонившегося над телом жены, срываются страшные слова: “Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы...”. Уважаемые агонисты, выступите в роли прокурорах за одну минуту обвинительную речь против Марфы Игнатьевны Кабановой.

Выбор дорожек

Зелёная дорожка

  1. Вы торговый гость из посада Берендеева; заехали сюда с товарами: орехами, пряниками...Вы всё раздаёте (даже деньги!) людям, особенно девушкам-красавицам. Так кто же вы? (Мизгирь. Пьеса “Снегурочка”.)
  2. Не скажете ли, Мизгирь, а кто ваша избранница, кого вы выбрали из девушек? (Сначала Купаву, а потом Снегурочку.)
  3. За то, что вы обидели Купаву, бросили её, царь обещает наказать вас – устроить народный суд и вынести обвинение, так как все просят обязать вас жениться на Купаве. Какова ваша реакция на такое решение? (У Мизгиря невеста есть – Снегурочка.)
  4. Вы обещали сделать так, что Снегурочка вас полюбит, и она, действительно, полюбила, но в ваших жарких объятиях растаяла, сказав при этом: “Прощай, жених! О, милый! Последний взгляд Снегурочки тебе! А что же вы? (Обманут я богами! Это шутка жестокая судьбы. Убегаю на Ярилину гору и бросаюсь в озеро.)

Жёлтая дорожка

  1. Вы очень резвая, мечтаете быть птицей и улететь желаете. Вы кукла, красиво наряженная, любите цветы. Красиво вышиваете золотом по бархату. Но почему-то, когда вышли замуж, совсем завяли. Так кто же вы, вы себя узнали? (Катерина. Драма “Гроза”.)
  2. Муж ваш однажды уезжает из дома. Вам тяжело жить с грозной свекровью. Скучно, поэтому вы шьёте бельё и раздаёте бедным. Но больше всего, о чём вы мечтаете в такие моменты жизни? (Эко горе! Деток-то у меня нет: всё бы я и сидела с ними да забавляла их.)
  3. В это же время вы тайно встречались с любимым человеком, в чём потом признались прилюдно. Житья совсем не стало. На что же вы тогда решились? (Я бросилась с обрыва в реку.)

Красная дорожка

  1. Вы являетесь предметом поклонения и восхищения. Вас называют дорогим бриллиантом. Про вас говорят, что вы созданы для роскоши. Ваше имя в переводе с греческого означает “чайка”. Кто же вы, милая барышня? (Лариса Огудалова. Пьеса “Бесприданница”.)
  2. Многие за вами ухаживали, добивались вашей руки, но в женихи вы выбрали Карандышева. Это, может быть, потому, что он не считал вас (как и вы сами!) вещью. В чём же была причина выбора? (В ответе Паратову на его вопрос, многими ли достоинствами обладает Карандышев, вы ответили, что нет; только одним – он меня любит.)

Третий агон

Задания для розыгрыша дорожек:

  1. В каких журналах сотрудничал А. Н. Островский? (“Отечественные записки”, “Москвитянин”, “Современник”.)
  2. Назовите автора статьи “Луч света в тёмном царстве”? (Н.А. Добролюбов)
  3. Какой романс поёт Лариса из пьесы “Бесприданница” и на чьи стихи? (“Не искушай меня без нужды” на стихи Е. Баратынского и “Разуверение”)

Выбор дорожек

Зелёная дорожка

  1. Вы небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального волжского городка. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя вашего персонажа. (Юлий Капитонович Карандышев. Пьеса “Бесприданница”.)
  2. Всем уже известно, что самая очаровательная барышня города остановила свой выбор на вас. Все говорят, что вы вознаграждены за постоянство. Позвольте узнать, Юлий Капитонович, долго ли вы добивались руки Ларисы Дмитриевны? (Три года я терпел унижения, три года сносил усмешки.)
  3. Итак, Лариса дала согласие, но сама, как только прибыл Паратов, уехала с ним на Волгу гулять, говоря при этом: “Поеду с вами когда угодно, куда угодно. Вы – мой повелитель!” А что же вы? (Взял пистолет, дождался Ларису и сказал: “Я теперь твой хозяин, ты должна быть моей!”).
  4. Господин Карандышев, как вы отомстили своей невесте за измену, всем известно. А вот откуда у вас оружие-то взялось? Ведь за убийство судят! На что вы рассчитываете? (Квартиру свою отделывал, в кабинете ковёр грошовый на стену прибил; кинжалов, пистолетов тульских навешал. А судить не будут, т. к. Лариса говорит, что никто не виноват, да и свидетелей автор не даёт).

Жёлтая дорожка

  1. Вы мещанин, самоучка, часовщик, ищущий перпетуум–мобиле. Представьтесь пожалуйста. (Кулигин. Драма “Гроза”.)
  2. Вот вы, уважаемый, мечтаете изобрести вечный двигатель и получить за него миллион. Зачем вам такая сумма денег? Разве вы корыстный человек? (Я бы все деньги для общества употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то, а то руки есть, а работать нечего).
  3. А что вы ещё хотели сделать для жителей города? (Сначала – часы на бульваре, а то бульвар есть, место прекрасное – а как-то всё пусто; потом – громоотвод).

Красная дорожка

  1. Пригоженьким – хорошеньким пастушком называют вас девушки–берендейки. Они не желают для вас ни ласк, ни поцелуев. Ваши пленительные песни всех приводят в восторг; они заставляют таять даже холодное сердце Снегурочки. Каково ваше имя, певец? (Лель. Пьеса “Снегурочка”.
  2. А много ли было претенденток на вашу любовь и сладостные песни, уважаемый Лель? (Три: Снегурочка, Прекрасная Елена, Купава).

Финал

Вопросы для розыгрыша дорожек:

  1. Назовите город, в котором происходят события, связанные с самоубийством главной героини пьесы “Гроза” - Катерины? (г. Калинов.)
  2. Назовите город, где живёт Лариса Огудалова? (г. Бряхимов.)
  3. Назовите место, где происходит действие сказки “Снегурочка”? (на Красной горке, вблизи Берендеева посада/небольшой посёлок городского типа/.)

Выбор дорожек

Зелёная дорожка

  1. Из-за вас передрались все парни в слободке, вы отбили жениха у лучшей подруги, вызвали гнев не только царя, но и главного божества славян – Ярилы–Солнца. Вы...Кто же вы? (Снегурочка из пьесы “Снегурочка”.)
  2. Ваше детство прошло в глухой чаще леса, в тереме отца – Мороза. Вашими друзьями были лишь лесные зверюшки. Наконец, вам наскучило одиночество, вас потянуло к людям. Хочется спросить вас:
    А что манит тебя покинуть терем
    Родительский, и что у берендеев
    Завидного нашла?... (людские песни)
    Всё, что есть на свете дорогого,
    Живёт в одном лишь слове. Это слово... (любовь.)
  3. Итак, по вашим словам, самое дорогое на свете для человека – любовь. А как дорого влюблённый Мизгирь оценил вашу любовь? Сколько он готов заплатить за неё? Согласитесь ли вы принять такую плату?
    Полцарства стоит Жемчужина.
    Сменяться? Вещи равной
    Не подберёшь. Ценой ему равна,
    Снегурочка, одна любовь твоя.
    Сменяемся, возьми бесценный жемчуг,
    А мне любовь отдай.
    (Бесценный жемчуг оставь; не дорого ценю я свою любовь, но продавать не стану: сменяюсь я любовью на любовь, но не с тобой, Мизгирь).
  4. Любовь – прекрасное чувство, но именно любовь сделала вас уязвимой для солнца. Грозный Бог Ярило всё-таки погубил вас, растопил своими горячими лучами, и вы покинули сей мир, будучи совсем юной. Сколько же было вам лет от роду? (15 лет она жила меж нами.)

Жёлтая дорожка

  1. Молодой человек, вы сирота. Ваша семья – это сестра, но живёте вы из милости (по его словам) у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающиеся вам наследство, терпите от него всевозможные унижения, надругательства. Назовите, голубчик, ваше имя? (Борис Григорьевич. Драма “Гроза”).
  2. Согласно авторской ремарке, вы человек “порядочно образованный”. Уточните, пожалуйста, какое образование вы получили? (Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион.)
  3. Вспомните, Борис, последнее свидание с Катериной, прощальное свидание. Ваша душа разрывается от жалости, от невозможности помочь любимой женщине. “Только одного и надо у Бога просить, чтоб...” - срываются с ваших уст горькие слова. Что же вы просили у Всевышнего для своей возлюбленной, покидая её? (Чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго.)

Красная дорожка

  1. Вы “вдова средних лет”, принадлежите к “порядочной фамилии”, одеваетесь изящно, но смело и не по летам. Женщина вы “бойкая и проворная”, любите своих детей, а их у вас трое. Двоих вы уже (так, скажем) устроили, а печётесь сейчас о третьей. Дом у вас всегда полон гостей, хотя вы не совсем разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе. Будьте любезны, сударыня, представьтесь. (Харита Игнатьевна Огудалова. Пьеса “Бесприданница”)
  2. Харита Игнатьевна, про вас в городе говорят, что вы живёте не по средствам; открыто всех принимаете, дочери подарки дорогие дарите, а Ларисе приказываете благодарить за подарок двоих, например, Вожеватова и Кнурова. Откуда у вас деньги на подарки? (Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Один дарит вещицу, а другой платит за неё, не зная о том, что это подарок).

Итог урока

Награждение победителей

Оценки

Д/З Сочинение “Любимый образ из пьес А.Н. Островского”.

Читать еще:


Новые материалы:

Строение и работа сердца :: Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс :: Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники" :: Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая характеристика". 7-й класс :: Обобщающий урок-игра "Млекопитающие" :: Тор: Рагнарёк ( Thor: Ragnarok ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол обеденный Kenner 1000М Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD