Урок словесности "Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…". 11-й класс : Литература

Цель: Возродить интерес к эпистолярному жанру и сформировать потребность в написании писем друг другу, опираясь на лучшие образцы классической литературы.

Задачи:

  • Развивать умения грамотного, логичного и композиционно выверенного смыслового письма;
  • Создавать условия для организации работы в группах;
  • Формировать коммуникативные умения обучающихся, основываясь на законах построения текста;
  • Развивать лексикон и читательский интерес обучающихся;
  • Воспитывать культуру общения между собеседниками через письмо.

Технология урока: мыследеятельностная

Организация работы в классе: групповая

Тип урока: урок-“исследование”

Конечный результат урока: письмо будущим одиннадцатиклассникам

Предварительная подготовка к уроку

Задания по группам (4 группы формируются по желанию за месяц до проведения урока):

  • 1 группа “Историки”. Задание: создать видеоролик “Письма с фронта”, выделить основные параметры развития эпистолярного жанра во время Великой Отечественной войны; задать вопросы одноклассникам по теме.
  • 2 группа “Филологи”. Задание: собрать свою библиотеку из прочитанных книг, в которых есть упоминание о жанре письма; выявить законы написания писем, основываясь на художественном тексте; подготовить мини-выступления по теме.
  • 3 группа “В душе мы еще дети”. Задание: вспомнить детские произведения, в которых есть упоминание о жанре письма; выявить смысл восприятия эпистолярного жанра через восприятие ребенка, создать памятку “Как написать письмо” или буклет “Такие разные письма”.
  • 4 группа “Философы”. Задание: подобрать афоризмы, сформулировать две-три задачи с проблемной ситуацией.

Оформление кабинета, оборудование к уроку

  • Видеоролик “Письма с фронта”.
  • 4 листа ватмана, фломастеры или маркеры для работы в группах.
  • Выставка книг: Ф.М. Достоевский “Бедные люди”; В.Сухомлинский “Письма к сыну”; Н.Спаркс “Дорогой Джон”, Дж. Фоер “Жутко громко и запредельно близко”; Л.Улицкая “Сказка о коте Игнасии, трубочисте Феде и Одинокой Мыши”; Э.Успенский “Дядя Федор, Пес и Кот”, О.Корниенко “Воздушный почтальон”.

Эпиграфы на доске:

  • Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией. (Джордж Гордон Байрон)
  • Почти все важные дела люди совершают путем переписки; следовательно, одного умения говорить недостаточно. (Люк де Вовенарг)
  • Как много мы потеряли, перестав писать письма!
    Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.  (Лиз Карпентер)
  • Я держусь мнения, что в личном письме самое главное — скобки. (Дэвид Лоуренс)

Сценарий урока

Проблемный вопрос: Ребята, вы любите праздники? А какой можете назвать самым любимым? (Варианты ответов: новый год, день рождения...) Вспомните себя в детстве, как вы писали письма Деду Морозу в Великий Устюг или получали открытку на день рождения. Почему вы не воспользовались СМС –сообщением имениннику и не поискали другого способа сообщить о своих новогодних желаниях? (Размышления обучающихся о том, что письма дают возможность прикоснуться с живым словом-мыслью человека, передают его чувство и через письмо или открытку можно принять тепло души человека).

Слово учителя.

- Попробуем погрузиться в этот удивительный мир письма, который раскрывает нам, современным людям, таким искушенным и “продвинутым”, свои тайны, ведь письмо идет от сердца к сердцу, от души к душе.

Работа со словом.

Адресат-адресант (Установление значения паронимов, использование слов в речи, приведение примеров)

Представление команд-участниц.

1 задание (коллективная работа): составить план письма, записать его на листе ватмана и прикрепить к рабочей доске (Примерный план: Приветствие. Вступительное слово. Информация, включающая основную мысль письма. Пожелания. Заключительно слово. Прощание. Возможен постскриптум).

Все варианты групп демонстрируются на доске, предварительно озвученные группами.

2 задание. Презентация “открытий” групп.

Слово учителя:

-Знакомое слово – письмо. Письма бывают разными: дружескими, деловыми, семейными реликвиями и поэтическими посланиями. Что нового поведает нам обыкновенное письмо? Свои “открытия” в мире писем сделали группы, созданные по выбору, и к нашему уроку. Этими “открытиями” мы делимся сегодня с вами. Изменится ли отношение к письму в конце урока? Посмотрим...

1 группа “Историки”.

Выступление. Представление видеоролика “Письма с фронта”. Основная идея выступления: письмо – это возможность не потерять связь с близкими, прикосновение к человеку на расстоянии, желание жить проблемами, чаяниями близкого. Письмо с фронта – весть о том, что родной человек жив, надежда на скорую встречу. Письмо фронтовику из дома – поддержка и возможность приобрести новые силы, желание скорее разбить врага и вернуться домой, к женам и детям, к матерям и сестрам. Рассказы о “фронтовых треугольниках”. Возможен рассказ о подлинной истории из семьи, если таковая имеется.

Мастер-класс “историков”: обучение составлению такого “фронтового треугольника” из обычного тетрадного листа “в клеточку”. Фон: звучит песня “В землянке” (Слова А.А. Суркова, музыка К.Я. Листова)

Рефлексия данного этапа:

Озвучивание действий, которые производят обучающиеся. Ответы на вопросы: Почему так важно было во время Великой Отечественной войны писать письма и получать их? Что чувствовали при этом люди? Можно ли сопоставить звонок по телефону и письмо?

2 группа “Филологи”.

Представление своей библиотечки из любимых прочитанных книг, в которых есть упоминание о жанре письма. (Выставка книг)

Мастер-класс “филологов”: по очереди (каждый сам выбирает полюбившееся произведение) зачитывают отрывки из любимых книг, предлагают отгадать героев и авторов художественных текстов. В случае затруднения дают ответ и вручают список книг для чтения на память о сегодняшнем уроке.

Рефлексия данного этапа:

Сопоставление плана письма, которое разработано в группах в начале урока, с авторским видением письма как жанра. Добавление недостающих элементов, устранение “лишних”.

3 группа “В душе мы еще дети”.

Представление (театрализованное, инсценировка “Пришло письмо родителям от Дяди Федора”). Детское произведение, в котором есть упоминание о жанре письма (Э.Успенский “Дядя Федор, Пес и Кот”).

Мастер-класс группы (= рефлексия): составить шуточное письмо-мотив о добром деле, которое захотелось бы сделать любому ребенку, и, привязав его к шарику, после урока вручить малышам.

4 группа “Философы”.

Поочередное представление афоризмов, подобранных к уроку (открывают эпиграфы). Задание группам: объяснить смысл высказываний.

Мастер-класс “философов” (= рефлексия): создать собственное высказывание о письме и его значении в жизни человека, “защитить” свой афоризм, представив его перед одноклассниками.

Итог урока (этап рефлексии)

- Что изменилось в отношении к такому, казалось бы, устаревшему жанру, как письмо? (Обучающиеся отвечают по группам, заранее обдумав ответ, составив схему и аргументируя свое мнение)

Составление кластера “Письмо – это...” (сначала в группа, затем общая схема на доске)

Один из вариантов схемы:

- Захотелось ли вам написать кому-либо письмо? Почему Одинокая Мышь с удовольствием писала письма своим многочисленным родственникам? О чем бы вы рассказали в письме? (Создание письма будущим одиннадцатиклассникам).

Текст письма (в каждом классе – свой вариант):

Дорогие ребята, здравствуйте.

Вы нас, наверное, не помните, а ведь мы ходили по школьным коридорам вместе с вами, учились у тех же учителей, занимались в таких же аудиториях.

Вас, возможно, удивило то, что мы написали вам письмо. Не удивляйтесь, ведь это единственная возможность пообщаться с теми, с кем никогда больше можем не встретиться. То, что сегодня уже понятно нам, вам еще только предстоит сделать, а то, что кажется вам трудным, мы уже прошли и для нас это уже пора детства, которая осталась позади.

Что мы поняли и вынесли из школьной жизни? Конечно, книги, которые читали в школе. Мы не говорим о знаниях, они у всех разные (кто-то с большими успехами окончил школу, а кто-то так, “прошел программу”). Но у нас были любимые книги. В 11 классе – это Рей Брэдбери, Джонатан Фоер, Джером Девид Селинджер, Альбер Камю. Это “нужные книги”. Вы не читали их? А вот нам повезло! Советуем прочитать обязательно, пока не поздно. Помните у Марины Цветаевой?

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете
Неизменившие друзья
В потертом красном переплете.

Если вы себя не считаете “книжными детьми”, по Высоцкому, станьте ими. Книги открывают нам простор, делают нас свободными. Мы стали в школьные годы взрослее и мудрее, научились понимать людей благодаря Учителям и, конечно, Книгам.

Друзья, прислушайтесь к советам тех, кто еще год назад сидел рядом с вами за школьной партой. Еще не поздно – вы все успеете.

До свидания, ребята, мы еще с вами встретимся.
11 “А” класс 2015 года

Литература к уроку

1. Высказывания, афоризмы о письмах. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://mudreishy.ru/

2. Достоевский, Ф.М. Бедные люди. /Федор Михайлович Достоевский [Текст]- М.: Художественная литература, 1975.-172 с.

3. Корниенко, О. Воздушный почтальон. /Олег Корниенко [Текст] – М.: Фома, 2012.-24 с.

4. Спаркс, Н. Дорогой Джон. /Николас Спаркс [Текст] - [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://mudreishy.ru/sitaty-i-aforizmy/source/nikolas-sparks-dorogoy-dzhon

5. Сухомлинский, В. Письма к сыну. /Василий Сухомлинский [Текст] – М.: Просвещение, 1987.-128 с.

6. Улицкая, Л. Сказка о коте Игнасии, трубочисте Феде и Одинокой Мыши. /Людмила Улицкая [Текст] – М.: Астрель, 2013.-115с.

7. Успенский, Э. Дядя Федор, Пес и Кот. /Эдуард Успенский [Текст] -М.:АСТ, 2014.-285 с.

8. Фоер, Дж. Жутко громко и запредельно близко. /Джонатан Фоер [Текст] -М.:Эксмо, 2007.- 416 с.

Читать еще:


Новые материалы:

Использование информационных технологий в организации проектной деятельности с обучающимися математике :: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (6-й класс) :: Элективный курс для учащихся 9-х классов "Элементы комбинаторики" (программа) :: Методы решения уравнений :: Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда :: Чужой: Завет ( Alien: Covenant ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / Бюрократ / Стул компьютерный Бюрократ KD-2 843306 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Как сделать талию тоньше и убрать бока

Как убрать бока и сделать тонкую талию? Бока и живот – классический вариант скопления жировых отложений на женском теле. Вот и предлагаем затронуть...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать красивые ноги девушке

BodyMaster К А К С Е С Т Ь Н А Ш П А Г А Т: О Т М Е Ч Т Ы К Р Е А Л Ь Н О С Т И Многие мечтают сесть на шпагат. Даже если вы не профессиональный гимнаст, сделать это возможно в любом...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD