Нестандартные задания на уроке литературы. Варианты заданий и работы учащихся. 11-й класс : Литература

Для учителей-словесников, работающих в 11-м классе, давно известно, что весна перед экзаменами – очень насыщенное время. Активная подготовка к ЕГЭ, волнение, нервные срывы… При этом часто выпускники окончательно делят школьные предметы на «мои» и «не мои» (читай «буду сдавать, поэтому надо готовиться» и «не сдаю, поэтому мне это не нужно»). И если русский язык сдавать будут все, а потому и готовятся все, то с литературой зачастую возникают проблемы. Как следствие, современная литература, изучение которой и приходится на предэкзаменационную весну, у выпускников «западает»…Что делать? Конечно же, заинтересовать! Только то, что интересно, вызывает у учащихся отклик и подталкивает их к тому, чтобы открыть книгу, прочитать учебник, посмотреть экранизацию. Вызвать такой интерес могут нестандартные задания по литературе. Предлагаю свой опыт работы с нестандартными заданиями в 11 классе, позволяющими совместить творческую работу, изучение художественного произведения и относительную экономию времени.

По сути своей выполняемые одиннадцатиклассниками задания представляют собой задания по проектной деятельности. Напомню, что «основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни... Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы»[2].

На какие знания опираться выпускнику? В процессе обучения в средней и старшей школе на уроках и во внеурочной деятельности (например, на общешкольных конкурсах чтецов) ученики так или иначе сталкиваются с произведениями современной литературы и их авторами. Отмечу также, что в 11 классе я работаю по учебнику литературы под редакцией В.В.Агеносова, в котором неплохо освещены литература второй половины ХХ века и современный литературный процесс. Наконец, есть «великий и могучий» Интернет, в котором огромное количество информации.

Замечу в скобках, что часто перед учителем стоит острый вопрос: Интернет – это враг или друг? Во всемирной паутине есть практически ВСЁ! И зачастую ребенку проще и легче скачать уже готовый материал, чем готовиться самостоятельно. Поэтому при разработке своих заданий стараюсь придумывать такие, ответы на которые невозможно или, по крайней мере, очень трудно найти в Интернете.

Наконец, ФГОСы. Конечно, при подготовке проекта достигаются и личностные, и метапредметные, и предметные результаты. Безусловно, литература как учебный предмет воспитывает «…российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за … свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России», «…осознание своего места в поликультурном мире», «…нравственное сознание», «…эстетическое отношение к миру».

Метапредметные результаты, осваиваемые школьниками при выполнении заданий, – это умение «осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях»; «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания»; «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников»; «умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении … задач»; «владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства». Наконец, к каждому заданию прилагаю Требования к предметным (литература) результатам освоения основной образовательной программы (базовый уровень), которые демонстрирует выполнивший работу выпускник.

Задание №1. Современная поэзия.

Представьте, что вы учредитель литературной премии. В качестве лауреатов в разных номинациях вы избрали А.Т. Твардовского, Б.Ш. Окуджаву, В.С. Высоцкого. (Конечно, перечень современных поэтов не ограничивается тремя заявленными именами; можно сказать, что при разработке задания автор руководствовался собственными вкусами и предпочтениями – М.Х.)

  • Придумайте название этой литературной премии, расскажите, за какие литературные достижения она присуждается.
  • Напишите тексты 3-х номинаций, в которых победили названные поэты (объем каждой номинации – не менее 1 стр. А4).

Работы учащихся – Приложение 1

Результативность (ФГОС): «сформированность умений написания текстов по различным темам на русском языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся»; «сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений»; «владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров»; «знание содержания произведений русской … классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой»; «сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка»; «сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения».

 Задание №2. Современная драматургия. Творчество А. Вампилова.

Возможно, Вам довелось увидеть фильм «Старший сын» по одноименной пьесе А. Вампилова, созданный в 1975 году на киностудии «Ленфильм» режиссером В. Мельниковым, с великолепным актерским ансамблем: Е. Леоновым, Н. Караченцовым, М. Боярским, С. Крючковой и др. Представьте, что вы режиссер, который снимает ремейк кинофильма «Старший сын». Кого из актеров вы пригласили бы в свою кинокартину и почему?

Для ответа заполните таблицу:

Афиша Исполнитель роли (актер) Почему? (особенности характера, внешности, манеры игры и т.п.)
     

Работы учащихся – Приложение 2 

Результативность (ФГОС): «знание содержания произведений русской … литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой»; «сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения»; «способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях»; «владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания».

Разрабатывая уроки литературы с использованием нестандартных заданий, я пытаюсь решить несколько задач: учащиеся могут изучать возможности Интернета, могут работать с учебником и компьютером, имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, а самое главное – я пытаюсь «сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительное отношение к ним» и гордость за свой труд. На «выходе» получаются очень интересные работы. Равнодушных практически никогда не остается!

Список использованных источников:

  1. Русская литература ХХ века. 11 кл. в 2 ч. Ч.2: учебник для общеобразовательных учреждений. В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. – М: Дрофа, 2008.
  2. Ступницкая М.А.Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2012.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 классы). http://минобнауки.рф
Читать еще:


Новые материалы:

Урок ИЗО в 3-м классе "Жизнь и быт ненцев" (национально - региональный компонент) :: Логопедическое занятие. Тема: "Различай П-Б в словах и предложениях" :: Урок по окружающему миру по теме "Обрати внимание на внимание!" :: Помогите детям не бояться. Рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста :: Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Превращения воды" с применением информационных технологий :: Рок, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Арника / Тумба комбинированная Ирис ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Никак не могу похудеть постоянно срываюсь

Замкнутый круг. Срываюсь и объедаюсь Здравствуйте! Меня зовут Ольга, мне 24 года, с детства была очень пухлой (точнее меня раскормили бабушки), были небольшие...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Какую кашу лучше есть утром чтобы похудеть

Завтракаем, обедаем или ужинаем кашей Завтракаем, обедаем и ужинаем кашей Все мы знаем, что каши очень полезны и питательны, и желательно их употреблять хотя бы...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD