Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" : Литература

Есть у Пушкина и Лермонтова общая привязанность – Кавказ… Место, где им пришлось отбывать ссылку, место незабываемых встреч и знакомств, место, где живут герои их поэм, место, природа которого восхищала их неповторимой красотой вечно цветущей буйной зелени и величественных гор.

Кавказу посвящены их стихотворения: «Монастырь на Казбеке» и «Крест на скале». Оба произведения построены по принципу психологического параллелизма – картина природы и родственное ей по духу, вызванное ею душевное состояние лирического героя, отсюда и двухчастная композиция стихотворений. И в том, и в другом произведении чувствуется романтическая неудовлетворённость действительностью, обыденной и скучной, и порыв к свободе, желанной и далёкой.

Мир романтической мечты у Пушкина ассоциируется с вершиной, величавый и торжественный вид которого изображается поэтом с помощью метафор и сравнений: то это развевающийся на ветру и сияющий шатёр, то парящий в небесном море ковчег, плывущий к далёкому-далёкому заоблачному берегу, а также слов высокого стиля: эпитетами «царственный», «реющий», «вожделенный». Использование славянизмов (реющий, вожделенный, ущелье, брег) и слов из библейской, церковной лексики (ковчег, келья) сообщает поэтической речи приподнятость, торжественность. Образ монастыря не только величав и изменчив, но и подвижен – глагол «парит», причастие «реющий» вызывают у нас ощущение медленного полёта и желание подняться над суетой.

Картина, которую рисует Лермонтов, мрачная, зловещая и на первый взгляд статичная: на скале «гниёт и ...гнётся» чёрный деревянный крест. Но и здесь ощущается дыхание времени – глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (чернеет, гнётся, гниёт), прямое указание на продолжительность, протяжённость действия – «и много уж лет протекло без следов» создают ощущение движения, но не в пространстве, как у Пушкина, а во времени. И символом противостояния и времени, и «бурям «, и «дождям» становится крест, образ которого поэт одушевляет, одухотворяет с помощью развёрнутой метафоры « И каждая кверху подъята рука, / Как будто он хочет схватить облака». В этом противостоянии вечности особая притягательность, что лирический герой, которому вначале казалось невозможным добраться до «теснин Кавказа», восклицает «О, если б взойти удалось мне туда…».

Героев стихотворений объединяет их неудовлетворённость повседневной жизнью. При этом в обоих произведениях нет противопоставленной романтическому миру развёрнутой картины повседневной жизни. Всего одно-единственное слово у Пушкина – «ущелье», у Лермонтова – одно-единственное словосочетание «цепь бытия». Но богатый ассоциативный ряд этих слов (ущелье – темнота, мрак, холод, сырость, теснота…, «цепь бытия» – повседневность, скука, не-свобода…) позволяет нам представить душевное состояние героев, жаждущих приобщиться к вечности, прикоснуться к красоте, обрести гармонию («Монастырь на Казбеке») и готовых страдать и бороться, чтобы испытать всю полноту человеческих чувств. («Крест на скале»). Это и позволяет сказать, что стихотворения построены на антитезе – противопоставлении мира реального, земного и мира идеального, мира мечты.

Мир, куда стремятся герои обоих стихотворений – «за облаками», «чуть видный», «далёкий вожделенный брег» – у Пушкина и «туда долететь лишь степному орлу» у Лермонтова. И глагол «чернеет» («Крест на скале») не только передаёт цвет, а связан с семой «находится в отдалении». Но тем сильнее желание героев добраться туда. Не случайно в обоих произведениях наречие «туда» повторяется. У Пушкина это анафора во второй строфе, у Лермонтова – повтор в начале и конце стихотворения, образующий своеобразное кольцо, при этом слово «туда» у Лермонтова звучит по-разному. В первом случае слово стоит в начале стиха и скорее означает «далекое, недоступное, невозможное». Во втором случае слово стоит в сильной позиции – конце стиха, и, рифмуясь со словом «тогда», словно эхом в горах звучит ещё раз тверже, увереннее, эмоциональнее. Оба поэта для выражения устремления лирического героя в другой мир используют глаголы условного наклонения («туда б … подняться…, туда б скрыться …» у Пушкина, у Лермонтова – «если б взойти…, я бы молился и плакал…, я сбросил бы…, назвался бы я!) Следует обратить внимание на то, что при всём сходстве глагольной формы есть существенная разница. Пушкин использует безличные предложения, т.е. красота, величавость изображённой картины завораживает лирического героя. А у Лермонтова сильнее личное, личностное начало, что выражается в троекратном повторе местоимения «я» в третьей строфе, есть оно и в начале стихотворения. Активность лирического героя выражена и в звучании стихотворения. Четырёхстопный амфибрахий с паузой в середине стиха в сочетании с парной мужской, точной на протяжении всего стихотворения рифмой (скалу – орлу, над ней – дождей, следов – холмов и т.д.), полисиндетон и синтаксический параллелизм последних двух строк помогают поэту выразить «силу страсти» лирического героя, который «просит бури», «обняться с бурей был бы рад!» – «И с бурею братом назвался бы я!» восклицает он в конце стихотворения.

Стихотворение Пушкина, несмотря на то, что написано двусложным размером (любимый четырёхстопный ямб), ритмически звучит разнообразнее благодаря чередованию мужских и женских клаузул, использованию многосложных слов, прихотливой рифмовке (ааббвб – вгдгд). Лирический герой Пушкина испытывает более разнообразную, вернее, другую, гамму чувств: восторг, упоение, восхищение, он более созерцателен и мечтателен, но и он, подобно лермонтовскому герою, готов «подняться к вольной вышине», чтобы обрести свободу и наслаждаться красотой, которой так не хватает ему здесь, в «ущелье».

Таким образом, мы видим как сходство, так и различие стихотворений двух великих поэтов на разных уровнях: идейно-образном, лексическом, морфологическом, синтаксическом метрическом – и можем предположить, что при всей идейной перекличке произведений, каждое из стихотворений написано в духе мироощущений автора и отражает его видение картины, его отношение к окружающей жизни.

Читать еще:


Новые материалы:

"Безвредного табака не бывает" :: Урок литературного краеведения "На Ямале мы живем. Леонид Васильевич Лапуций" :: Открытый урок литературы по теме "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»". 6-й класс :: Точность и краткость пушкинской прозы (на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка") :: Урок-исследование по рассказу Е.И. Носова "Яблочный спасс" :: Ложные признания ( Les fausses confidences ), 2016 :: Мебель/Мебель для детской/Детские кровати и диваны/Колыбели / M-Style / Кровать детская Sleep up natural with blue textile ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD