Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" : Литература

Есть у Пушкина и Лермонтова общая привязанность – Кавказ… Место, где им пришлось отбывать ссылку, место незабываемых встреч и знакомств, место, где живут герои их поэм, место, природа которого восхищала их неповторимой красотой вечно цветущей буйной зелени и величественных гор.

Кавказу посвящены их стихотворения: «Монастырь на Казбеке» и «Крест на скале». Оба произведения построены по принципу психологического параллелизма – картина природы и родственное ей по духу, вызванное ею душевное состояние лирического героя, отсюда и двухчастная композиция стихотворений. И в том, и в другом произведении чувствуется романтическая неудовлетворённость действительностью, обыденной и скучной, и порыв к свободе, желанной и далёкой.

Мир романтической мечты у Пушкина ассоциируется с вершиной, величавый и торжественный вид которого изображается поэтом с помощью метафор и сравнений: то это развевающийся на ветру и сияющий шатёр, то парящий в небесном море ковчег, плывущий к далёкому-далёкому заоблачному берегу, а также слов высокого стиля: эпитетами «царственный», «реющий», «вожделенный». Использование славянизмов (реющий, вожделенный, ущелье, брег) и слов из библейской, церковной лексики (ковчег, келья) сообщает поэтической речи приподнятость, торжественность. Образ монастыря не только величав и изменчив, но и подвижен – глагол «парит», причастие «реющий» вызывают у нас ощущение медленного полёта и желание подняться над суетой.

Картина, которую рисует Лермонтов, мрачная, зловещая и на первый взгляд статичная: на скале «гниёт и ...гнётся» чёрный деревянный крест. Но и здесь ощущается дыхание времени – глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (чернеет, гнётся, гниёт), прямое указание на продолжительность, протяжённость действия – «и много уж лет протекло без следов» создают ощущение движения, но не в пространстве, как у Пушкина, а во времени. И символом противостояния и времени, и «бурям «, и «дождям» становится крест, образ которого поэт одушевляет, одухотворяет с помощью развёрнутой метафоры « И каждая кверху подъята рука, / Как будто он хочет схватить облака». В этом противостоянии вечности особая притягательность, что лирический герой, которому вначале казалось невозможным добраться до «теснин Кавказа», восклицает «О, если б взойти удалось мне туда…».

Героев стихотворений объединяет их неудовлетворённость повседневной жизнью. При этом в обоих произведениях нет противопоставленной романтическому миру развёрнутой картины повседневной жизни. Всего одно-единственное слово у Пушкина – «ущелье», у Лермонтова – одно-единственное словосочетание «цепь бытия». Но богатый ассоциативный ряд этих слов (ущелье – темнота, мрак, холод, сырость, теснота…, «цепь бытия» – повседневность, скука, не-свобода…) позволяет нам представить душевное состояние героев, жаждущих приобщиться к вечности, прикоснуться к красоте, обрести гармонию («Монастырь на Казбеке») и готовых страдать и бороться, чтобы испытать всю полноту человеческих чувств. («Крест на скале»). Это и позволяет сказать, что стихотворения построены на антитезе – противопоставлении мира реального, земного и мира идеального, мира мечты.

Мир, куда стремятся герои обоих стихотворений – «за облаками», «чуть видный», «далёкий вожделенный брег» – у Пушкина и «туда долететь лишь степному орлу» у Лермонтова. И глагол «чернеет» («Крест на скале») не только передаёт цвет, а связан с семой «находится в отдалении». Но тем сильнее желание героев добраться туда. Не случайно в обоих произведениях наречие «туда» повторяется. У Пушкина это анафора во второй строфе, у Лермонтова – повтор в начале и конце стихотворения, образующий своеобразное кольцо, при этом слово «туда» у Лермонтова звучит по-разному. В первом случае слово стоит в начале стиха и скорее означает «далекое, недоступное, невозможное». Во втором случае слово стоит в сильной позиции – конце стиха, и, рифмуясь со словом «тогда», словно эхом в горах звучит ещё раз тверже, увереннее, эмоциональнее. Оба поэта для выражения устремления лирического героя в другой мир используют глаголы условного наклонения («туда б … подняться…, туда б скрыться …» у Пушкина, у Лермонтова – «если б взойти…, я бы молился и плакал…, я сбросил бы…, назвался бы я!) Следует обратить внимание на то, что при всём сходстве глагольной формы есть существенная разница. Пушкин использует безличные предложения, т.е. красота, величавость изображённой картины завораживает лирического героя. А у Лермонтова сильнее личное, личностное начало, что выражается в троекратном повторе местоимения «я» в третьей строфе, есть оно и в начале стихотворения. Активность лирического героя выражена и в звучании стихотворения. Четырёхстопный амфибрахий с паузой в середине стиха в сочетании с парной мужской, точной на протяжении всего стихотворения рифмой (скалу – орлу, над ней – дождей, следов – холмов и т.д.), полисиндетон и синтаксический параллелизм последних двух строк помогают поэту выразить «силу страсти» лирического героя, который «просит бури», «обняться с бурей был бы рад!» – «И с бурею братом назвался бы я!» восклицает он в конце стихотворения.

Стихотворение Пушкина, несмотря на то, что написано двусложным размером (любимый четырёхстопный ямб), ритмически звучит разнообразнее благодаря чередованию мужских и женских клаузул, использованию многосложных слов, прихотливой рифмовке (ааббвб – вгдгд). Лирический герой Пушкина испытывает более разнообразную, вернее, другую, гамму чувств: восторг, упоение, восхищение, он более созерцателен и мечтателен, но и он, подобно лермонтовскому герою, готов «подняться к вольной вышине», чтобы обрести свободу и наслаждаться красотой, которой так не хватает ему здесь, в «ущелье».

Таким образом, мы видим как сходство, так и различие стихотворений двух великих поэтов на разных уровнях: идейно-образном, лексическом, морфологическом, синтаксическом метрическом – и можем предположить, что при всей идейной перекличке произведений, каждое из стихотворений написано в духе мироощущений автора и отражает его видение картины, его отношение к окружающей жизни.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в 1-м классе по теме "Измерение и сравнение длины предметов" :: Уроки обучения грамоте. (Интегрированный курс с программой "Разговор о правильном питании") :: Программа регионально-национального компонента "Литературное наследие Сибири" :: Внеклассная работа в начальных классах. Интеллектуальная игра "Самый умный" :: Открытый урок по окружающему миру на тему "Многогранный мир чувств" :: Конверт, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Компасс / Комод Компасс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Грецкие орехи при похудении

Грецкие орехи для похудения Тема похудения остается актуальной вот уже, которое десятилетие. С тех пор, как на модных показах и подиумам стали появляться худющие...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать плечи отжиманиями от пола

Отжимания на плечи: качаем дельтовидные мышцы Отжимания от пола – основное упражнения для увеличения силы верхней части тела. Они прорабатывают грудь, плечи и...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD