Интегрированный урок (литература + МХК) на тему "Образы Зимы и Весны в пейзажной лирике Ф.И.Тютчева". 5-й класс : Литература

Цель урока: (2 слайд) познакомиться с пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Зима недаром злится».

Задачи:

  • Обучающие: формировать умение анализировать поэтический текст, расширить и углубить понятия о художественных особенностях лирического произведения и художественно-выразительных средствах, используемых поэтом.
  • Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
  • Воспитывающие: воспитывать чуткого и внимательного читателя, умеющего воспринимать и понимать пейзажную лирику, любовь и уважение к родной природе; пробудить желание к созданию своих лирических откровений к родной природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию

Презентация 1

Зав. библиотекой (Чекалина Л.В.): Прослушайте небольшие музыкальные зарисовки «Времена года» выдающихся композиторов: русского – Петра Ильича Чайковского и итальянского – Анто́нио Лю́чио Вива́льди

ЗАДАНИЕ. Определите, какой отрывок из композиции соответствует каждому времени года. (зима – снежинка, весна – солнышко, лето – ромашка, осень – арбуз). Приложение 1

Учитель литературы (Костина Н.М.): Вот как с помощью звуков композитор передаёт своё представление об окружающем нас мире.

– А как поэты выражают своё отношение и любовь к природе? (с помощью слова)

– Всегда ли все те слова, которые использует автор в своём произведении, нам понятны. (нет)

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…», в котором тоже живёт музыка, и не только музыка, но и живопись.

Но в этом произведении встречаются слова, которые вы, возможно, слышите впервые.

ЗАДАНИЕ. Попробуйте определить значение этих слов. (3 слайд)

Зав. библиотекой: Ребята, а помните, как на портрете художники изображали Тютчева?

– Мы предлагаем игру «Угадай писателя».

ЗАДАНИЕ. Подписать имя писателя или поэта под портретом. (4 слайд)

Учитель литературы: Теперь пришло время послушать стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Звучит стихотворение в актёрском исполнении (презентация 2) (5 слайд)

III. Восприятие.

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие впечатления оставило? (доброе, радостное, светлое)

Зав. библиотекой: Вы обратили внимание, что строки из стихотворения сопровождались не только звуками, но и художественными полотнами знаменитых русских художников: Николая Петровича Крымова, Архипа Ивановича Куинджи, Арсения Ивановича Мещерского, Алексея Кондратьевича Саврасова, Константина Федоровича Юона

Учитель литературы: Как называются такие картины природы в художественном произведении? (пейзаж)

– Сейчас вспомним, какие литературные роды вы знаете. (эпос, лирика, драма)

– А к какому роду относится стихотворение Ф.И. Тютчева «Весна недаром злится…»? (лирика)

– Значит, жанр этого стихотворения (лирический)

– А так как в стихотворении автор изображает состояние природы, то это не просто лирика, а (пейзажная лирика)

Зав. библиотекой: Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей необыкновенной природы, смена времён года, дня и ночи – всё становилось объектом изображения в стихотворении. Осень, зима, весна, лето означали нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Учитель литературы: А что такое художественный образ? (Художественный образ – форма, в которой писатель воплощает свои мысли и чувства в художественном произведении)

Ф.И.Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне, как в стихотворении Зима недаром злится…» В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы. Чтобы понять глубокий смысл стихотворения, понять самого поэта, ответить на вопрос, умеем ли мы слышать и понимать стихи, необходимо отправиться в мастерскую создателя и произвести анализ этого стихотворения.

Зав. библиотекой: Чтобы грамотно произвести анализ поэтического текста, необходимо вспомнить некоторые слова и литературоведческие термины. Приложение 2

ЗАДАНИЕ. Работа в группах. В течение минуты заполнить таблицу. (6-10 слайд). Приложение 3

Учитель литературы: Вернёмся к тексту стихотворения. Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворения? Какие образы увидели? (Зимы, Весны)

– Верно, возникают очень колоритные образы главных героинь.

– Как автор называет этих героинь? Какой троп помогают нам увидеть их более ярко, точно? (эпитеты: Зима – «злая ведьма», Весна – «прекрасное дитя»)

– Почему в представлении поэта Зима – «ведьма злая», а Весна – «прекрасное дитя»?

(Так автор показывает своё отношение к природе, он симпатизирует Весне, хотя она «гонит со двора» старушку-зиму)

– Зачем слова «Зима», и «Весна» Тютчев сделал именами собственными? (природа наделяется свойствами живого существа)

– Как называется троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа? (олицетворение)

– Как ведут себя образы Зимы и Весны? (они соперничают, в итоге расстаются врагами)

– Значит, стихотворение построено на контрасте: «Зима злится – Весна хлопочет»

Но сама битва разворачивается на наших глазах, и этому подтверждение использование в тексте большого количества глаголов.

Зав. библиотекой:

ЗАДАНИЕ. Понаблюдаем за глагольной и именной лексикой.

Заполните таблицу, используя текст стихотворения «Зима недаром злится…»

(11 слайд)

Зима Весна
Глаголы:
злится, прошла, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила
Глаголы:
стучится, гонит, засуетилась, нудит, подняли, хохочет, шумит, умылася, стала
Существительные:
Ведьма, снег, враг
Существительные:
Жаворонки, трезвон, дитя

Вывод: глаголы и существительные помогают лучше представить образы злой, «взбесившейся старушки-Зимы» и «румяной» Весны в образе «прекрасного дитя».

Учитель литературы: Что делает стихотворение слышимым, звучащим? (звукопись: аллитерация, ассонанс)

– Обратите внимание на слова, которые записали в таблице. Каких только звуков в них нет: и шипящие и свистящие, и глухие, и звонкие. А гласные? Гласные представлены все.

Вывод: такое обилие звуков создаёт партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну – пору обновления, зарождения новой жизни.

ЗАДАНИЕ. Работа в группах:

  1. Решение кроссворда. (На компьютерах) (12 слайд). Приложение 4
  2. Нарисовать образы Зимы и Весны. (Группа художников)
  3. Написать мини сочинение на тему «Зима недаром злится…» (Группа писателей и поэтов)

IV. Итог урока

Так, благодаря анализу стихотворения, мы смогли понять замысел автора. Это стихотворение вызывает уверенность в том, что Весна обязательно наступит, и каждый человек сможет по-новому взглянуть на мир.

V. Д/з

Выучить стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злиться…» наизусть.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок географии в 8-м классе: "Электроэнергетика" :: Современный урок как основа эффективного и качественного образования :: Население Африки :: Народные промыслы России ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list6.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Внутренние воды России. Реки. 8-й класс :: Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти ( Maze Runner: The Death Cure ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрасы Тропикана-Амадин 900x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачать четырехглавую мышцу

Как накачать квадрицепсы - эффективные упражнения Упражнения на квадрицепс со штангой. Тренируя квадрицепсы, вы должны обязательно выполнять приседания со штангой...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать трапецию в тренажерном зале

Как накачать трапецию в домашних условиях и в тренажерном зале? Развитые трапециевидные мышцы являются отличительной чертой каждого атлетически сложенного...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD