Обличение невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом». 5-й класс : Литература

Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова “Свинья под Дубом”.

Задачи:

Планируемые результаты:

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме “Басни”, дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуй, мой любимый класс! Очень рада видеть вас!

Рада видеть огоньки интереса, любознательности в ваших глазах. Пожелаем же друг другу хорошей, плодотворной работы.

II. Актуализация знаний.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

- О ком поэт Вяземский написал эти строки?

- Итак, мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И. А. Крылова. (Слайд 1)

Презентация.

Приложение.

С какими баснями Крылова вы уже знакомы? (Ответы детей)

- Предлагаю вам небольшую речевую разминку. Перед вами слайды с иллюстрациями из басен Крылова и незаконченными цитатами из них. Закончите цитаты и назовите басни, из которых они взяты.

Слайды 2-4

Слайд 2 ...Ай, Моська! Знать, она сильна,......Мартышка к старости...

Слайд 3...Чем кумушексчитать трудиться,......Ты все пела?Это дело;...

Слайд 4...Когда в товарищах согласья нет,...

- На сегодняшнем уроке – очередной басенный шедевр дедушки Крылова. Но прежде предлагаю вам, ребята, создать опорную схему по теме “Басня”, которая поможет нам плодотворно поработать над сегодняшней темой, потому что вы вспомните основные понятия из теории литературы.

На столах: листы с напечатанным текстом:

1 Басня 1 - обличение и высмеивание пороков, недостатков
2 Персонажи басен 2 - перенос свойств человека на неодушевленные предметы, животных
3 цель басни 3 - скрытая насмешка, намек
  Приемы баснописца    
4 Аллегория 4 - строки басни, в которых содержится нравоучительное заключение, урок, вывод
5 Олицетворение 5 - иносказание, изображение отвлеченных понятий через конкретный образ
6 Ирония 6 - животные, растения, вещи
7 Мораль 7 - краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
Ответы ; 2 - ; 3 - ; 4 - ; 5 - ; 6 - ; 7 - .

Задание: соотнести записи, заполнить схему

(Работа в парах над заполнением опорного конспекта. Коллективная проверка. Самооценка.)

3. Формулировка темы и цели урока.

- Давайте еще раз обратимся к той части схемы, где говорится о цели басни. Вспомните, а как об этом говорил сам Крылов? (“Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..”. Какие пороки обличает и высмеивает великий баснописец? Вам помогут вспомнить эти басни иллюстрации на слайде (Слайд 5) и ваши собственные рисунки на доске.

–Да, лесть, глупость, завышенная самооценка, праздность – все это человеческие пороки, достойные осмеяния. А теперь обращаю ваше внимание на слайд, где записаны изречения величайших мыслителей.

(На слайде 6:

- О каких человеческих пороках эти высказывания?

- Что такое невежество, неблагодарность? (пороки, которые следует обличать и, высмеивая, бороться с ними)

- Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока!

Слайд 7 :Осмеяние __________и ___________в басне И. А. Крылова “Свинья под дубом”

Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И. А. Крылова “Свинья под дубом”

- Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны будем научиться?

(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; учиться выразительному чтению и т. д.)

4. Основной этап урока. Открытие новых знаний путём знакомства с басней И. А. Крылова “Свинья под дубом”.

1) Знакомство с басней.

-Начнем со знакомства с басней. На с. 84 учебника есть ее текст. А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обратите внимание: чтение басни “Свинья под дубом” сопровождается великолепными иллюстрациями.

(Слайды 8–10)

- Достаточно ли прослушивания и прочтения произведения, чтобы постичь его смысл?(нет, необходимо проанализировать его)

2). Исследовательская и поисковая работа в группах. .

1-я группа “Лингвисты”: работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет)

Цель: выяснить значение слов неблагодарность, невежа, невежда, невежество

2-я группа “Фольклористы”: работа со сборником русских пословиц и поговорок, с Фразеологическим словарем

Цель: подобрать пословицы и поговорки со словом свинья.

3-я группа “Литературоведы”: Используя опорный конспект, доказать, что литературное произведение “Свинья под дубом” относится к жанру басни.

Физминутка. (Проводят учащиеся).

3). Работа с текстом басни.Усвоение новых знаний.

- Итак , заслушаем сначала наших литературоведов.(Результаты исследования группы “Литературоведы”).

- А теперь поработаем с текстом и постараемся понять аллегорию и мораль басни “Свинья под дубом”.

- Какое чувство вызывает у читателя Свинья? (неприятное, отвращение, она нам не нравится)

- Почему? Какой рисует Крылов Свинью?

- На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером.

- Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!(“неблагодарная”)

- Что такое неблагодарность? (1группа:Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)

- Но это мягко сказано... Что Свинья делает? Ведь она не просто поела, не поблагодарив... Давайте послушаем ребят из группы “Фольклористы”. Какие устойчивые выражения со словом свинья вы вспомнили или нашли?

(Подложить свинью, поступить по - свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья. Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол – она и ноги за стол...)

- Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по - свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?

- Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву? (нет, ее “ничуть то не тревожит”) Почему?

- Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?(зачитывают)

- Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи?(1 - ая группа “Лингвисты” дают толкование слов).

- Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?

- Какой же порок “пощипал” в этой басне Крылов?

- Что можно сказать о других персонажах басни? (Ворон.Дуб).

- Обратите внимание на определение, стоящее перед словом Дуб. Что оно означает? (Вековой – это не только старый, но и мудрый.)

- Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.

- Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?

4). Чтение басни по ролям.

5. Контроль и самооценка знаний.

- В каких строчках заключена мораль басни? В какой жизненной ситуации её можно использовать?Прав ли был Н.Гоголь, когда утверждал, что в его баснях “мудрость народа”?

6. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

- Чему научила нас басня?

Выразительное чтение стихотворения М. Исаковского“Кто не слыхал его живого слова?..” заранее подготовленным учеником (индивидуальное задание к уроку) (Слайд 1)

- Пусть и в вашей памяти, ребята, останутся крылатые крыловские слова, строчки из его басен, постоянно напоминая о том, что недостатки и пороки необходимо искоренять.

Домашнее задание. По выбору.

1. Басню наизусть. (Инсценирование)

2. Следующий урок – урок внеклассного чтения по басням И.А. Крылова. Подготовить к нему: Вопросы викторины по басням И.А. Крылова. Инсценировку любимой басни.

7. Рефлексия. Заполнение карточки эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния

Заполните карточку значками:-да, – нет, - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно  
Я чувствовал (а) себя комфортно  
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке  
Я был (а) успешен (успешна)  
Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен  
Самооценка работы на уроке  
Оценка учителя  

Особое мнение, впечатление (Что особенно понравилось, запомнилось или не понравилось, было скучно, неинтересно _____________________ (3-4 ученика вслух оценивают свою работу на уроке. Карточки эмоционального состояния сдаются в конце урока учителю. Выставляются оценки за урок).

- Да, вы действительно все хорошо поработали. А поэтому вас ждет сюрприз. Приглашаю вас в наш импровизированный театр и предлагаю посмотреть инсценировку басни Ивана Андреевича Крылова “Ворона и Лисица”, приготовленную вашими товарищами.

Инсценировка басни “Ворона и Лисица” И.А. Крылова.

Список использованной литературы.

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: “Вако”, 2015.
  2. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М., Просвещение, 2014.
  3. Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013.
Читать еще:


Новые материалы:

Тренировочное занятие по футболу :: Урок физической культуры :: Работа с воспитанниками по обучению их здоровьесбережению :: Защитники Отечества :: Шоу-программа "Мы выбираем жизнь" :: Вымирание ( Extinction ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Письменные столы/Для школьника / Мебель Трия / Стол письменный Киви ПМ-139.03 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD