Методическая разработка урока на тему "Социальная антиутопия в русской и мировой литературе. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы»". 11-й класс : Литература

Цель: углубить представление учащихся о жанре антиутопии; через обсуждение произведения вывести их к рассмотрению философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции; расширить предметную компетенцию.

Оборудование: текст романа-антиутопии Е.Замятина “Мы”; портреты писателей: Е.Замятина, М.Салтыкова-Щедрина, Н.Чернышевского, Ф.Достоевского, Дж. Оруэлла, Р.Брэдбери и книги с их произведениями; фоном на уроке звучат произведения Скрябина.

I. Организационный этап.

II. Реализация домашнего задания: сообщения учащихся о биографии Е.Замятина и творческой истории романа “Мы”.

III. Мотивация учебной деятельности.

1. Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг.

– Что может объединять таких разных, на первый взгляд, писателей и их произведения? (Каждый из них в той или иной мере затрагивал проблему устройства государства и места человека в этом государстве)

Чем роман Чернышевского выделяется из этого ряда? (В четвёртом сне Веры Павловны автор рисует идеальный мир, в котором свободный труд с использованием техники гармонично сочетается с отдыхом, нравственным совершенством людей, гармонией человека и природы. В произведениях других авторов идеальный мир создаётся подавлением человеческой индивидуальности и нивелированием потребностей.)

2. – Как сумело Единое Государство в романе Е. Замятина удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан? (Материальные проблемы решены в ходе Двухсотлетней войны; победа над голодом одержана за счёт гибели большей части населения; духовные запросы подавляются, ограничиваются и строго регламентируются.)

– Как достигается иллюзия счастья в романе? (Зелёная Стена ограждает от всего мира; Часовая Скрижаль отняла у граждан возможность интеллектуального и художественного творчества; создана целая система подавления инакомыслия: Бюро Хранителей, Операционное Бюро, Великая Операция; доносительство возведено в ранг добродетели.)

– Итак, “идеальный” общественный порядок достигнут насильственным путём: упразднением свободы. Но почему же насилие над личностью вызывает восторг у людей? Потому что у Государства есть оружие страшнее Газового Колокола. Это оружие - слово. Именно оно может подчинить человека чужой воле, оправдать насилие и рабство, заставить поверить, что несвобода и есть счастье. Эта мысль в романе особенно важна, так как проблема манипулирования сознанием актуальна и в наши дни.

– Какие же доказательства истинности счастья Нумеров даны в романе? (Ответы учащихся с опорой на текст: записи 2-я, 7-я, 11-я, 20-я и другие)

– В чём сила и слабость приведённых доводов? (Сила и убедительность в их логичности, но в этом и слабость. Нельзя переносить логику, применимую к технике, на человеческую жизнь. Человек заменяется нумером, а это позволяет подойти к личности с холодной арифметикой Раскольникова: человек – вошь.)

– Личность, сформировавшаяся в таких условиях, ощущает себя “вошью”, песчинкой, “миллионной долей тонны”. Именно так чувствует себя главный герой в начале повествования. Как Замятин изображает эволюцию Д-503 от осознания себя микробом в этом мире до вселенной внутри себя? (Герою не дают покоя носы, такие разные при всей одинаковости Нумеров; свободные часы, которые каждый проводит по-своему; его волосатые руки, “капля лесной крови”; ведение дневниковых записей, не поощряемое государственной идеологией. То есть в Д-503 сохранились крошечные остатки человеческой природы, неподвластные Единому Государству.)

– Какие перемены происходят с нашим героем, когда в его жизни появляется I-330? (Ответы учащихся с опорой на текст)

– Герой вступает в конфликт не только с Государством, но и с самим собой. В нём борются долг перед обществом с любовью к I-330, рассудок - с душой, сухая математическая логика – с человеческой природой. Одинок ли наш герой? (Нет. Своим поведением вызов Государству бросает I-330, под её влияние попадает поэт R-13, доктор, выдающий липовые справки, даже О-90, слабая и беззащитная, ощутила потребность в простом счастье материнства. И это только наиболее яркие персонажи. А есть ещё те, кто взорвал Зелёную стену, пытался захватить Интеграл...)

– Итак, что же противостоит Единому Государству? Почему такой мир обречён на гибель? (Противостоит душа человека, способность любить и страдать. Ограничив человека, Государство ограничило и себя, перестав задавать вопрос “А что дальше?” (запись 30-я), а это привело к остановке в развитии.)

IV. Роман “Мы” в контексте мировой литературы.

1) Сообщения учащихся по произведениям Дж Оруэлла “1984”, Р. Брэдбери “451? по Фаренгейту”.

2) Сопоставление образа градоначальника Угрюм-Бурчеева из “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина и Благодетеля у Замятина.

V. Домашнее задание:

Главный вопрос, поставленный Замятиным в романе: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой? Как бы вы ответили на этот вопрос с позиции XXI века? (мини-сочинение)

Посмотреть художественный фильм “Дивергент”, написать отзыв (по желанию)

Читать еще:


Новые материалы:

Наше отношение к школе :: Родительское собрание "Тренировка памяти" (2-й класс) :: Тренинговое занятие для учащихся 8–9-х классов "Я и профессии" :: Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе" :: Цикл мастер-классов "Мальчики + девочки" (два занятия "Влюбленность и любовь", "Семья и супружество") :: Все пары делают это ( Daddy Cool ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Анрекс / Тумба-витрина Tiffany 1V2D1S ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD