Урок литературы "Голос маленькой неизвестной жизни" (по рассказу А.Платонова "Неизвестный цветок"). 5-й класс : Литература

Цели:

Обучающие:

  • расширить представление о литературной сказке;
  • активизировать познавательную деятельность средствами ТСО;

Развивающие:

  • развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения;
  • развивать навык диалогового общения.

Воспитательные:

  • расширить представление о любви как о милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать;
  • воспитывать в детях любовь к родине, родному дому;

Оборудование:

  • портрет А.Платонова
  • тексты сказки “Неизвестный цветок”
  • компьютер
  • экран
  • презентация урока
  • два цветка в горшках.

Методические приёмы:

  • художественное чтение произведения, сопровождаемое показом презентации
  • исследование
  • аналитическая беседа
  • индивидуальное творческое задание
  • музыкальное сопровождение текста
  • инсценирование (действующие лица: Даша и цветок)
  • групповая работа

Ход урока

I. Слово учителя.

(Настрой на восприятие)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок.

Обратите внимание на эти два цветка.

(обратить внимание на подоконник: два цветка, один из которых засох).

Два цветка. Один красив, ярок, он ласкает наш взгляд ярко-зелеными листочками. А другой? Посмотрите, как безжизненны его листочки!

Почему этот цветок завял?

Его не поливали, забыли о нем.

Учитель: Да, ребята, цветок был всеми покинут, одинок, забыт. Его не окружили заботой, и он погиб от людского невнимания.

(Переход к теме урока).

На сегодняшнем уроке мы совершим открытие судьбы еще одного цветка. Цветка неизвестного. Необычного. Сказочного. Непохожего на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

“Голос маленькой неизвестной жизни ...”

(По сказке А. Платонова “Неизвестный цветок”).

Запишем тему в тетрадь.

(Приложение 1, слайд 1)

А открытие мы совершим вместе с уже известным вам автором Андреем Платоновым, которое, возможно, изменит хотя бы отчасти ваше отношение к жизни, ведь только постоянно изучая себя и то, что окружает тебя, мы развиваемся, не останавливаемся на достигнутом. Ведь прав А. Платонов: “От сказки душе счастье, а уму раздумье”.

(слайд 2)

Постановка целей урока.

На нашем уроке мы обсудим, почему необходимо уважать чужое достоинство, продолжим развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения, учиться говорить громко, четко, выразительно, мы будем воспитывать в своих сердцах милосердие, доброту, уважение к ближнему, любовь к Родине.

(слайд 3)

III. Работа с текстом.

- Перед нами сегодня интересное произведение: сказка-быль.

- Как вы понимаете значение такого сочетания? (сочетание двух этих слов говорит о том, что в произведении сочетается сказочное и реальное)

Для сказки характерны вымысел, занимательность, поучительность.

(слайд 4)

Сейчас вы услышите эту сказку-быль и посмотрите небольшую презентацию по этой сказке, но перед этим мы разделимся на две группы “Сказочники” и “Реалисты” (1 - отмечают элементы “сказки”, 2 - находят в тексте элементы “были”, отмечают в своих листах).

Художественное чтение (10 минут) (Учитель читает сказку, которая сопровождается презентацией, приложение 2) – гиперссылка.

Работа в группах (после чтения группы выполняют полученные задания)- 3 минуты

1 группа – “Сказочники” - отмечают элементы “сказки”;

2 группа – “Реалисты” - находят в тексте элементы “были”.

(дать инструктаж, выбрать выступающего, который выходит перед классом)

Аналитическая работа по тексту

Беседа с элементами диспута

- Вы внимательно прослушали эту сказку. Мы знаем, что сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. И сейчас мы узнаем, какой же это урок.

1. Кто главный герой произведения? (неизвестный цветок)

2. Какой же была его жизнь на пустыре? Ответьте, пользуясь текстом.

Цветок не просто скучал, ему было очень одиноко.

“Он рос один на пустыре...”, “лишь один ветер гулял по пустырю”, “Меня никто ни зовет”;

Ему не просто было трудно - жизнь его было тяжелой, он страдал.

“...нечем ему было питаться в камине и в глине ; капли дождя, упавшие с неба, скользили по верху земли и не проникали в его корни,”

Цветок отчаянно боролся за жизнь:

“Он поднимал листья против ветра ... всю ночь он сторожил росу и собирал ее по каплям.

3. Каковы главные слова о жизни цветка на пустыре:

Одиночество, страдание, борьба за жизнь, трудолюбие.

(слайд 5)

4. Как автор относится к цветку? Приведите примеры из текста.

(Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком- тружеником. Его друзья- лучики солнца и ветер. Но вот в жизни цветка появляется еще один друг...)

5. Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным?

Встречу Даши и цветка.

Итак, они встретились: Даша и маленький беззащитный цветок.

(начинает играть музыка, приложение 3).

Инсценировка.

Даша: Отчего ты такой? Я никогда не видела такого цветка.

Ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке.

Цветок: Не знаю.

Д: А отчего ты на других непохожий?

(пауза)

Почему ты молчишь?

Ц: Я впервые близко слышу голос человека.

А такой я потому, что мне трудно.

Д: А как тебя зовут?

Ц: Меня никто не зовет. Я один живу.

Д: Тут камень. Тут глина. Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер! Маленький такой.

Ц: Не знаю.

Даша погладила цветок.

Музыка добавляется.

Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Ей было грустно.

Почему Даша завидовала письму, которое несла на почту?

Оно скорее увидит маму, чем она.

Девочка скучает по маме.

Чем Даша и цветок похожи? (одиноки)

(Грусть по маме помогала открыться добрым чувством в Дашином сердце, а благоуханье цветка разбудило воспоминания о цветке, который грустил по матери-розе)

Как Даша сумела помочь цветку? Привела друзей на пустырь.

Представьте, что вы на месте Даши хотите убедить друзей прийти на пустырь. С помощью, каких слов вы бы сумели “достучаться” до сердец? (Дети приводят примеры)

Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? (Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота)

(слайд 6)

Что произошло на следующий год? (Да, пустырь преобразился. Появилось много других цветов, но девочка не нашла того, о котором помнила всю зиму. Вырос новый цветок, ещё красивее прежнего)

Что унаследовал сын от своего отца? Что в нём изменилось? (Он любил жизнь и был терпеливым, как его отец, он был сильнее и прекраснее).

Почему он не выбрал добрую землю? (он привык, как и отец, бороться с трудностями, он закаливает свой характер)

Какое чувство вызывает этот новый цветок у писателя, у Даши, у вас?

К каким же выводам, ребята вы пришли? Что же поучительного вы взяли из этой сказки? – возврат к эпиграфу (после ответов детей).

(слайд 7)

IV. Творческая часть урока

А сейчас давайте попробуем проделать в своём сердце ту работу, которую проделал этот маленький удивительный цветок, ведь если это оказалось под силу ему, значит, и мы справимся. Мы будем слушать музыку (приложение 4) и представлять, как в нашем сердце зарождается любовь и расцветают такие же удивительные цветы, “ ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно, значит, кто-то хочет, чтобы они были”, давайте дарить друг другу радость открытий маленьких и больших, как это удалось Даше, которая открыла этот маленький, но такой сильный цветок. Как это сделали ваши сверстники, изобразите свой цветок и обязательно дайте ему название.

(на работу 5 минут)

V. Домашнее задание.

Непросто следовать принципам Международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. С уважением и состраданием относитесь к людям, нуждающимся в этом. И дома вам предлагается поразмышлять на тему “Что может сделать каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?”

VI. Рефлексия. Итог урока.

Спасибо за работу.

Помните о близких людях всегда в будние дни. Помните о Родине, заботьтесь о ней. Знайте, что гуманность и доброта - вот главные ценности человеческой жизни. Гуманность- это доброта... и я надеюсь, что больше не будет у нас таких вот забытых цветов, погибающих от человеческого невнимания. И мы сможем возродить его к жизни, ведь он, смотрите, тоже хочет жить, он борется за это право. А. Платонов подарил вам цветок, и сейчас, уходя с урока, оставьте свой цветок, символ вашего чувства после знакомства со сказкой писателя, на нашей маленькой одинокой клумбе (выбирают из предложенных на парте цветков разных цветов – красного, желтого, синего, белого).

  • Красный – символ озабоченности, сострадания
  • Желтый – радости, удовольствия
  • Синий – доброты, гуманности
  • Белый - равнодушия
Читать еще:


Новые материалы:

Урок внеклассного чтения по рассказу А.В. Вампилова "Стоматологический роман", 8-й класс :: Сценарий "Великий сын тихого Дона" :: Внеклассная работа по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Русский солдат" :: "Цветы последние милей…" (П.А. Осипова-Вульф и А.С. Пушкин) :: Проблема социализации личности слабовидящих школьников в средних и старших классах посредствам преподавания литературы :: The Kid Who Would Be King, 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Для дачи/Мебель для сада/Плетеная/Столы / 4sis / Стол обеденный Форли ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD