Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме «Слово может согреть, окрылить и спасти…» (Э.Асадов) : Литература

Цель урока: развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Оборудование: портрет поэта Э. Асадова, стенгазета с материалами о жизни и творчестве поэта, выставка книг Э. Асадова и К. Дмитриной (поэт г. Кыштыма).

Книга – источник знаний,
Ваш друг, советчик!

ХОД УРОКА

Учитель: «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами…учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют далёкие от наших глаз вещи…», – сказал Ян Амос Каменский.
– Ребята, прокомментируйте высказывание Каменского. Что вы можете добавить к словам великого педагога?
Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным человеком – кышымской поэтессой К.Ф. Дмитриной, которая расскажет о поэте Э.Асадове, о том, какую роль в жизни Клавдии Фёдоровны сыграли книги Э. Асадова.
Начну я с чтения стихотворения, строки из которого я взяла в качестве темы сегодняшнего урока.

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»

– Как вы понимаете эти слова?
Это стихотворение из сборника Асадова «Не проходите мимо любви». В предисловии к этому сборнику есть такие строки:
«Читательница из уральского городка Кыштым пишет: «…Помните, дорогой Эдуард Аркадьевич, Вы нам очень нужны и дороги, Вас по праву можно назвать своим УЧИТЕЛЕМ! Спасибо, спасибо, спасибо!... Я говорю, что люблю Вас, мой дорогой человек, что я обречена любить Вас одного из всех поэтов до конца дней своих, что я благодарю небо за то, что оно подарило мне встречу с Вашим творчеством, за то, что Вы есть на этом свете…»
Эта читательница и есть Клавдия Фёдоровна Дмитрина, которая пришла сегодня к нам.
К.Ф. Дмитрина. Есть поэты, чьи имена вроде бы знают все, но читатели не могут вспомнить ни одной строчки из их поэзии. Есть поэтические строки, имя автора которых уже успели позабыть. Но есть вечно звучащие и зовущие имена и строки, которые помнят, любят, носят на протяжении всей жизни целые поколения людей. Эдуард Асадов относится к таким поэтам. Он известен, любим миллионами читателей в мире. Тридцать семь книг, выпущенных им за годы творчества, давно уже стали классикой. Такие его стихи, как «Трусиха», «Они студентами были», «Падает снег», «Что такое счастье» и другие многие знают наизусть.

Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги рассветы, звёзды глаз –
Это всё для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?
Всё ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз!...

(Э. Асадов «Дорожите счастьем, дорожите!..»)

Светлая поэзия Э. Асадова помогает познать себя, понять, что такое жизнь и что главное в этой жизни.
Главные темы творчества Асадова – любовь, природа, человеческие взаимоотношения, Родина. Творчество поэта всегда было патриотичным, его волновала судьба родной страны,
втянутой в пучину раздоров, не всегда продуманных перемен. Оценку сложившейся в стране ситуации поэт даёт с позиции человека, гражданина, патриота своей страны, горячо любящего свой народ.

Как жаль мне, что гордые наши слова
«Держава», «Родина» и «Отчизна»
Порою затёрты, звенят едва
В простом словаре повседневной жизни.

Я этой болтливостью не грешил.
Шагая по жизни путём солдата,
Я просто с рожденья тебя любил
Застенчиво, тихо и очень свято.

Какой ты была для меня всегда?
Наверное, в разное время разной.
Да, именно разною, как когда,
Но вечно моей и всегда прекрасной!..

(Э. Асадов «Родине»)

Учитель: Когда началась война, семнадцатилетний Эдуард обратился во Фрунзенский райком комсомола города Москвы с просьбой отправить его добровольцем на фронт. Вчерашний школьник был направлен в артиллерийские войска. Сначала Асадов был наводчиком грозного орудия. А в 1943 году, став офицером, уже командовал батареей. В самую лютую и тяжёлую пору войны 1941 – 1942 годов сражался, защищая Ленинград, а затем воевал на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. И сколько бы нервов и сил ни забирала война – поэзия была его счастьем и мукой, отдыхом и трудом…

Ученик:

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок…
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы всё, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки; московские споры –
Всё – сказка, всё в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!..
(Э. Асадов «Письмо с фронта»)

Учитель: Стихи Э. Асадов писал всюду: в воинских эшелонах, в коротких перерывах между боями и в землянке на отдыхе при свете ночной коптилки. Так уж вышло, что фронтовая судьба Э. Асадова была связана с двумя городами: Ленинградом и Севастополем.
В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, проявив самоотверженность и волю, смелость, гвардии лейтенант Асадов был тяжело ранен и потерял зрение. Жизнь словно бы рухнула, погасла, оборвалась…
…Что было потом? Литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР в Москве. Учёба, работа, мечты. Первыми литературными наставниками его в те годы были К. Чуковский, А. Сурков, П. Антокольский. Уже будучи студентом Литинститута, Асадов сумел заявить о себе как поэт со своим голосом, мироощущением, красками: «Весна в лесу», «В тайге», «Стихи о рыжей дворняге»:

Ученик:

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
– Прощай, брат! Хоть жаль мне,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою…

К.Ф. Дмитрина: Много трудностей было в жизни Э. Асадова. От него ушла любимая жена. Но он не сломался, нашёл в себе силы понять, простить…Спасло любимое дело.
Жизнь и судьба Эдуарда Асадова – яркий пример того, что человек может преодолеть любые испытания, найти силы для продолжения жизни, когда кажется, что их уже нет…
Однажды я открыла томик стихов Э. Асадова, чтобы не расставаться с ними уже никогда. Я завела большую общую тетрадь, переписала в неё самые любимые, самые дорогие мне стихи. Это бальзам на все случаи моей истерзанной бытом души! Как Э. Асадов умеет лечить! Читаю, и душа замирает, звенит тихо, светло. Какая-то далёкая нежная музыка, которую непременно к концу заменит могучий хор звуков – высоких, сильных, жизнеутверждающих!

Ученик:

Живу для людей и пишу для людей,
Всё время куда-то спешу и еду,
Ведь каждая встреча – это победа
В душах людских и судьбе моей…
…цель моя – это живым стихом
Сражаться, пока моё сердце бьётся,
С предательством, ложью, со всяким злом,
За совесть и счастье людей бороться.
В награду же выпало мне за труд,
Без всякого громкого утвержденья,
Сияние глаз, улыбок салют
И миллионных сердец биенье.
И, пусть без регалий большого званья,
Я, может, счастливее всех стократ,
Ибо читательское признанье,
А если точней, то народа признанье –
Самая высшая из наград!

(Э. Асадов «Ответ читателям»)

– Ребята, есть вопросы?..

Учитель. Спасибо, Клавдия Фёдоровна, за интересный рассказ!
Ребята! Если вас заинтересовало творчество Эдуарда Асадова, вы можете взять книгу у меня, в школьной или городской библиотеке. По желанию, можно выучить стихотворение поэта наизусть.
– Урок окончен, до свидания!

Читать еще:


Новые материалы:

Урок истории в 7-м классе "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации" :: В гости к мастеру :: Урок обществознания "Гарантировано природой и государством" :: Урок истории в 5-м классе "Афины и Спарта" :: Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий" :: Париж подождет ( Paris Can Wait ), 2017 :: Садовая и дачная мебель/Надувная мебель / MnogoMeb / Диван-кровать надувной 68566 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD