Методическая разработка урока "Скороговорка в музыке и литературе" : Литература

Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: Развивающая система Л.В. Занкова,  «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Технологическая карта

Тема

 «Скороговорка в музыке и литературе»

Цель

Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях

Задачи

Образовательная:
1. Углубить знания учащихся о фольклоре и формах его бытования
2. Совершенствовать вокальные, пластические и исполнительские навыки.
Развивающая:
1. Развивать творческие способности, фантазию, воображение в процессе  восприятия традиционно-песенных произведений и реализации собственных исполнительских навыков.
2. Содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная:
 1. Воспитывать уважение к народному искусству как к закодированной памяти предков.
2. Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа. 

Формируемые УУД

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнить;
Предметные: учащиеся научатся правильно проговаривать и петь скороговорки;
Метапредметные: работать с текстом, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами.

Основные понятия

Скороговорка, музыкальная скороговорка, фольклор.

Ресурсы:
– основные
– дополнительные

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
  • презентация,
  • текст песни «Ой, да во зеленом бору»,
  • макет солнышка-жанра.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Цель для учащихся: Пробудить интерес к русскому фольклору

Цель: Создать условия для эмоционального настроя учащихся.
Задачи: 
Обучающие: 
1. Анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека.
Развивающие:
1. Создавать условия для познавательно-активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа.

Организует начало работы.

 

Дети входят в класс, взявшись за руки, хороводом под мелодию русской народной песни.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы не только получили новые знания,  но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
Посмотрите, кто нас встречает!

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать одноклассников
(Коммуникативные УУД).

 

II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Цель для учащихся  Понять отличительные особенности скороговорки.
Задачи:
Образовательные:Закрепить понятие «фольклор»
 Развивающие:
Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания.
 Воспитательные:Воспитывать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой.

Даёт задание обучающимся, организует проверку.

 

Просмотр инсценировки: за столом сидят девушки в рус.костюмах и занимаются рукоделием, напевая песни…

 

 

 

 

 

 

Называют жанры русского фольклора.  Делают вывод.

 

 

Учитель:  О чем нам рассказывает сценка?
– Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)
Учитель: Конечно о народном творчестве.
Учитель: Ребята, к какому жанру относятся действия из сценки? (фольклор)

– Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей. Фольклор – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности. От английского слова –  folklore — «народная мудрость». Русский фольклор создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен, сказки, предания, былины передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.
– Давайте вспомним жанры устного народного творчества и прикрепим к нашему солнышку лучики с их названиями.
(Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы)
– Молодцы! Посмотрите, как заулыбалось наше солнышко. А какое у вас сейчас настроение, когда вы смотрите на него? (Ответы детей)
– Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с ещё одним жанром устного народного творчества.

Распознавать строчные и прописные буквы.
Знать написание словарных слов.
Уметь описать предмет.

 

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные).

Коммуникативные: участво­вать в коллективном пении, музицировании, в коллектив­ных инсценировках

III. Постановка учебной задачи

Цель.
Формулирование темы урока.

Создаёт проблемную ситуацию.
Подводит обучающихся к формированию цели урока.
Вводит понятие «скороговорка».

 

Обобщают услышанные ответы и делают вывод.
Формулируют тему урока.

– Давайте еще раз прослушаем песню, которую пели наши рукодельницы в начале урока
Исполнение песни-скороговорки:
Скок-поскок! 
Молодой дроздок 
По водичку пошёл, 
Молодичку нашёл. 
Молодиченька 
Невеличенька — 
Сама с вершок, 
Голова с горшок. 
Молодичка-молода 
Поехала по дрова, 
Зацепилась за пенёк, 
Простояла весь денёк

– На что похожа песня? (ответы детей) (на скороговорку)
– А как вы поняли, что это скороговорка? ( Быстрый темп, без остановок, монотонная интонация) – Кто догадался, какая тема урока сегодня? (Дети формулируют тему урока)
– Правильно, тема нашего урока «Скороговорка в музыке и литературе» Сегодня вы узнаете более подробно, что такое скороговорки; для чего они существуют и как научиться читать и петь скороговорки.

 

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД).

IV. «Открытие» обучающимися новых знаний

Цель.
Цель для учащихся: Узнают особенности музыкального языка частушки.
Цель: Расширить знания о частушке, как жанре народной песни.
Задачи: 
Обучающие: 
1. Учить формулировать особенности музыкального языка частушки
Развивающие:
1. Создавать условия для познавательно-активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход в подготовке домашнего задания и импровизации на уроке.
 Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа.


 

Организует работу по плану урока над составлением кластера «Имя собственное».
Работает над понятием «отчества».
Совместно с обучающимися формулирует правило о написании

Работают по плану урока.
Знакомятся.
Работают над понятием «оскороговорка».
Совместно с учителем составляют алгаритм изучения скороговорки

Учитель: Всегда любили на Руси  скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.
Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.
Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки.
– Какой первый шаг к правильному чтению скороговорки?

1) Прочитай скороговорку медленно и по слогам.
2) Подумай, о чём говориться в скороговорке.
3) Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный много раз повторяется?
4) Прочитай ещё раз медленно и плавно.
5) Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.
6) Читай быстрее и представь то, что читаешь. (Каждый шаг работы с текстом скороговорки фиксируется на слайдах)

Ой да во зеленом во бору,
Да во высоком терему
Да жила барыня-Блоха,
Да злая-злющая голова.

Да захотела раз Блоха
Да в банецке помыться,
Заставляет Паука
Всем распорядиться. 

Тараканы баню мыли,
Комары дрова рубили,
Мухи баню топили,
Мошки щелочь щелочили.  

Натопили жарко баню,
Принесли Блоху в диване.
Блоха скок-скок-скок,
Повалилась на полок.

Знать, какие группы слов относятся к именам собственным.
Знать правило о написании имён собственных.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

ФИЗМИНУТКА

Организует проведение физминутки.

Участвуют в физминутке.

Музыкальная физукульт-минутка. "Солнышко просыпается".

Дети должны представить, как солнышко появляется из-за горизонта и начинает светить все ярче и ярче. Ребята приседают, начинают тихо петь один звук закрытым ртом. Постепенно дети встают, поднимают руки вверх, словно навстречу восходящему солнцу. Одновременно поют звук "а". Учитель обращает внимание на способ пения "светлым" звуком, улыбаясь.

 

 

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использо­вать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: коорди­нировать и принимать различ­ные позиции во взаимодействии

V. Первичное закрепление
Цель.
Цель для учащихся: Осознают значения скороговорки в жизни человека.
Цель: Обобщить знания о фольклоре.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
2. Развивать в процессе исполнения песни чувства ритма и музыкального слуха

Организует работу над проблемным вопросом

Работают с изученным алгаритмом,

– А теперь, я предлагаю вам послушать эту песню-скороговорку в исполнении р.н.хора
(Слушание русской народной песни “ Во зеленом во бору”)
– Какой характер этого музыкального произведения?
– Давайте прослушаем еще раз и сосчитаем, сколько скороговорок использовано в этой песне?
– Как вы думаете легко без подготовки так исполнить эту песню? (трудно)
– Давайте попробуем можно ли применить, те же правила, что и при изучении литературного текста. (дети исполняют песню с применением изученного алгаритма и составляют алгаритм для выучивания муз.скороговорок)
(дети меняют слово «прочитать» на слово «пропевать» и выводят муз.алгаритм: (на слайде)
1

 

Регулятивные: преобразовы­вать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

VI.Самостоятельная работа.
Цель.
Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.

Организует коллективную работу.

Коллективное исполнение песни

– А теперь я предлагаю исполнить разученную нами песню, используя наш алгоритм

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
 Коммуникативные: участво­вать в коллективном пении.

VIII. Рефлексия
Цель.
Фиксация нового содержания урока.

Осознание обучащюимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Выполняют самооценку.

 

– Молодцы, ребята! А вы знаете, что скороговорки можно не только читать и петь, но и изображать графически. Посмотрите на слайд и попытайтесь отгадать скороговорки.
– Что мы узнали о скороговорках? Для чего же они нужны?
– Скороговорка – веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:
Кто хочет разговаривать, 
Тот должен выговаривать 
Все правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно. 
Мы будем разговаривать 
И будем выговаривать
 
Так правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно.

 – Весь урок нас согревало солнышко. Какой же лучик мы сегодня можем добавить к его теплым лучам? (дети прикрепляют лучик «скороговорка»)
– И я хочу на память о сегодняшнем уроке подарить вам маленькие солнышки-жанры русского фольклора.

Домашнее задание:

1. Найти и разучить с родителями песенки-скороговорки;
2. Приготовить инсценировку найденной скороговорки;
3. Попытаться изобразитьб графически понравившуюся скороговорку.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Читать еще:


Новые материалы:

Литературная игра "Счастливый случай" по роману И.А.Гончарова "Обломов" :: Сценарий литературно-музыкального вечера "По воспоминаниям фронтовой сестры" :: Групповое логопедическое занятие с учащимися 1-го класса. Звуки [c]–[c']. Буква С :: Таблицы-тренажеры на этапе автоматизации звука в слогах :: Дидактическая игра "Относительные прилагательные" :: 1+1. Нарушая правила ( Inseparables ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Бител / Тумба для обуви МС-1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Реально ли за 2 недели похудеть

Реально ли похудеть за одну неделю и насколько После новогодних праздников, когда остатки оливье и холодца уже съедены, многие из нас резко начинают бороться с...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Углеводное чередование для похудения

Углеводное чередование, диета углеводного чередования : Диеты и планы питания : Представьте, что вы ужинаете в хорошем ресторане. Вы заранее решили, что закажете...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD