Мотивы лирики А.С.Пушкина : Литература

Цель: выявление мотивов лирики А.С. Пушкина.

Задачи:

  • Познакомиться с лирическими произведениями разных периодов творчества поэта.
  • Провести анализ лирического произведения.
  • Определить мотивы.

Цель учителя: закрепление умения анализировать лирическое произведение с последующим выявлением основных мотивов.

Форма: урок-практикум.

Метод: исследовательский.

Предварительное домашнее задание: подбор стихотворений А.С. Пушкина разной тематики.

ХОД УРОКА

I. Вступительная беседа

Творчество А.С. Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой. В поэзии Пушкина нашли свое отражение все темы русской поэзии XIX века.

II. Тема, цели урока

– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством поэта. Цель нашего урока: определить основные мотивы лирики Пушкина. Дома вам предлагалось подобрать стихотворения разной тематики и периодов творчества Пушкина.

III. Работа по теме урока

1. Теория литературы

– Прежде чем приступить к анализу произведений, давайте вспомним значение понятий «тема» и «мотив».
Тема – то, о чем говорит автор в произведении.
Мотив – совокупность мыслей, идей, чувств и переживаний поэта, т.е. элемент содержания.
Тема раскрывает мотив.

2. Анализ лирического произведения.

– Отработку компетенций мы проведем, выполняя анализ лирического произведения. Внимательно рассмотрите план анализа стихотворения, течение 5-7 минут обсудите в группах подобранные  вами стихотворения, подготовьте выступление.

3. Выступления учащихся

– Послушаем выступающих от групп. (Учащиеся читают стихотворение наизусть, представляют анализ стихотворений, отвечают на вопросы).

  • мотив дружбы – «К другу стихотворцу», «К Пущину»
  • мотив свободы – «Узник», «К Чаадаеву»
  • мотив любви – «Признание», «К***»
  • мотив назначения поэта и поэзии – «Пророк», «Памятник»

– Какая из предложенных характеристик стихотворений является более полной? Оцените свою деятельность, заполните листы оценки.

IV. Итог урока

– Обратимся к цели и задачам урока. Какая из поставленных задач реализована полностью? Над чем нужно продолжить работу?

1. Кластер

– Заполните схему по материалам урока

2. Вывод

– Основное мироощущение Пушкина в стихотворениях, прозвучавших на уроке, – это трагичность человеческой жизни и надежда как способ преодоления трагичности. В них звучит ответственность поэта за свою судьбу, за свое творчество.

3. Рефлексия

– Ответьте двумя-тремя предложениями на вопрос: что нового я узнал на уроке?

V. Домашнее задание

Провести анализ понравившегося лирического произведения А.С. Пушкина.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк», выполненный Юлией П., учащейся 9А класса

«Пророк» был создан Пушкиным в 1826 году. В этом стихотворении зрелого поэта говорится о том, как посланник Бога, серафим, преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта («пророка»).
В стихотворении три части. Первая о «духовной жажде» поэта и явившемся спасителе – ангеле; во второй части описывается превращение человека в пророка; и в третьей – это последнее напутствие Бога к пророку.
Тема – описание свойств, какими должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение.
Основные образы – Человек–Пророк–Поэт, Серафим и Бог.
Мотивы: дар от Бога как назначение поэта
Смысловой центр – высокая цель, идея, во имя которой Пророк–Поэт говорит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему, что он видит, слышит и умеет точно выразить в слове.
В общем, все стихотворение построено на аллегории, начиная с замены поэта пророком.
Используется много архаизмов славянского языка, эпитетов; есть гипербола.
Из синтаксических фигур используется многосоюзие, инверсия, обращения.
Размер стихотворения – четырехстопных ямб. Рифмы преимущественно мужские.
Роль «Пророка» в творчестве Пушкина заключается в том, что он через аллегорию, символику показал реальную жизненную правду о задачах и смысле искусства.

Рефлексия. Ответы учащихся на вопрос: Что нового я узнал на уроке?

Александр:

– Сегодня на уроке я узнал, что творчество Пушкина неразрывно связано с его судьбой. На меня произвели впечатления стихи поэта, я познакомился с мотивами лирики.

Юлия:

– Абсолютно неизвестные стихи прозвучали. Но они мне очень понравились. Узнала больше о лирических героях, мотивах.

Мария:

– Сегодня на уроке я познакомилась с новыми стихами поэта, которые поразили меня своими средствами выразительности, как душевно они были прочтены, какой глубочайший таинственный смысл заключен в этих произведениях.

Артем:

– Я узнал сегодня на уроке, что есть такие мотивы, как мотив дружбы, любви, свободы и назначение поэта. Услышал много новых, незнакомых мне стихов.

Надия:

– Узнала новые стихи поэта, мотивы этих произведений, лирические образы главных героев и просто насладилась прочтением этих произведений.

Айтунук:

– На этом уроке узнала, что такое мотив, что в поэзии Пушкина разные мотивы, что тема раскрывает мотив.

Читать еще:


Новые материалы:

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Тундровичку" :: Интегрированное занятие для средней группы по окружающему миру "Мы пошли в огород" :: Сочинение сказок девочками и мальчиками старшего дошкольного возраста, как средство развития их творческих способностей :: Путешествие в Африку :: Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников :: Аквамен ( Aquaman ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Advesta / Стол компьютерный Champion ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Комплекс йоги для похудения комплекс

...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Упражнения чтобы убрать жир с боков и живота в домашних условиях

Как убрать жир с боков живота Как убрать жир с боков живота Когда в нашем организме нарушается баланс между поступлением калорий и их расходом, в разных частях...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD