Мастерская творческого письма «Мой любимый поселок» : Литература

Тип занятия: открытие новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка фотографий.

Цели: развивать интерес к родным местам, в высоком смысле - к Родине. Воспитывать патриотические чувства, чувства прекрасного, вносить свой вклад в культуру родного поселка. Расширять кругозор, наблюдательность, творческие способности учащихся.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Так хочется, чтобы наше занятие было для вас полезным, чтобы вас увлекла наша работа и чтобы вы почувствовали необходимость сказать свое слово о нашем поселке, который является частичкой большой страны – России. На слайде вы видите наш поселок, он называется по имени большой горной реки Тумнин, впадающей в Татарский пролив.

Слайд 2

  1. Скажите, можно ли литературу назвать культурой?
  2. Какие жанры литературы вы знаете? (Рассказ, стихотворение, повесть, сказка, легенда.)
  3. Кто создавал первые произведения, которые не записывались, а переходили из уст в уста? (Это были народные произведения, хотя их создавали отдельные люди.)

Познакомимся с легендой. Какие особенности заключает в себе легенда?

Легенда – художественное произведение, иногда в форме фантастической сказки, в основе которой лежит происшествие, имевшее место в действительности.

Композиция легенды может быть такой, как в рассказе.

Давайте прочитаем легенду о Тумнине, нашей реке. Вы уже знаете, что это слово означает “полноводная”. Но ведь могут быть и другие предположения.

Слайд 3

В далекие времена стойбищ нанайцев и орочей над рекой, впадающей в пролив холодных морей, всходили, летя свободно с севера на юг и с юга на север, большие туманы. Однажды, когда солнце пряталось уже в зарослях сопки Айчи, молодой орочонец и тихая девушка-орочонка направились к реке. Стали появляться звезды, ярче становился месяц, утихал ветер и лишь в речной долине напоминал о себе слабым дуновением. Вдруг потянуло холодом. Поднялись туманы, заклубились, как пар из большого казана. Молодой охотник прижал девушку к себе, чтобы ей было теплее, а девушка засмеялась и запела:

Слайд 4

Из большой зеленой трубки,
Из речной долины ласки
Все рассеются туманы,
Алым выйдет на прогулку
Молодой изюбр на небе,
Словно чайки на откосе,
Соберутся звезды вместе,
Чтобы выкупаться в речке.
И Тумнин не будет против –
Не безмолвный из друзей.
Как костер зажжется месяц,
Осветив густые ветви
Над течением большим.

Все понял юноша, но одно слово не разобрал.

- Что такое Тумнин? – спросил он девушку.

- Это наша любовь, - застенчиво ответила девушка.

С тех пор местные люди стали называть реку Тумнин – неразлучная любовь.

Что необычного в легенде?

(Девушка как будто придумала слово “Тумнин”, и оно превратилось в имя реки.)

А вы могли бы предположить, почему еще так называется река?

(Предположения ребят.)

Давайте посмотрим на панораму нашей горной реки. Что вы могли вспомнить о ней?

Слайд 5 Река.http:album. foto.ru/

Река с множеством лососевых рыб. К реке прилетают весной птицы, есть птицы-рыбаки: скопа, цапля, речные чайки. К реке выходят медведи, изюбры, кабарга – маленький пятнистый олень, тигр и другие таежные обитатели Сихотэ-Алиня. Берега реки Тумнин в зарослях тальников, ильмов, лиственниц, пихт и таких растений, названия которых не всегда можно определить.

Летом берег цветет саранками – дикими лилиями, орхидеями, ландышами, колокольчиками.

Ребята, а что нужно, чтобы написать об этом стихотворение?

Наблюдательность, любовь к родным местам, умение составлять стихотворный текст, замечать множество деталей. Для стихотворения нужно обязательно задать ритм – мелодию. Конечные слова строк должны совпадать по звучанию.

Созвучие слов в конце строки называется рифмой.

Давайте прочитаем маленькое четверостишие “Цвет Тумнина”.

Осень – цвет мёда и сливы,
Зима – снежные гривы.
Весна – спины лососей.
Лет – саранки и росы.

Слайд 6 https://www.Google.ru

Что вы узнали из содержания четырех строчек?

(Каким бывает поселок в разное время года, какие цвета он приобретает.)

Недалеко от поселка есть горячие ключи. Что вы можете рассказать об истории лечебного источника?

Давно-давно орочи открыли чудодейственную силу радоновой воды. В Тумнин стали приезжать люди из разных уголков России. В пятидесятые годы приезжие жили в палатках, а потом курорт стал строиться, и теперь это современная здравница.

Слайд 7 https://WWW.Google.ru

Прочитаем об этом стихотворение.

Тигриный ус, тропа оленя,
Горячая вода – ключи,
Уха из свежего тайменя,
И звезды, как цветы, в ночи.

Ручная птица, словно цаца,
Уселась в ветках Сихотэ
И шепчет заклинанья вкратце,
Но эхо по долине все сильней...

Изменщица луна ушла за сопку,
А местные зовут её Айчи.
И древности, и старости нет сроку,
Туман, стихи, горячие ключи...

Слайд 8

Какие образы возникают в памяти? О чем они говорят?

(Тигр. Олень-кабарга. Ручная птица, привыкшая к человеку. Сихотэ-Алинь – гряда сопок. Туман. Горячий ключ. Эти образы говорят о богатстве нашего края, о его разнообразии и уникальности. )

(Человек любит свою родину, он замечает красоту окружающего мира, его необычность.)

Для выражения своих чувств люди иногда используют форму письма. Письмо может быть в прозе и в стихах. Обычно письма пишут тогда, когда человек уезжает из родных мест, и ему бывает особенно дорога малая родина.

Прочитаем стихотворное письмо.

Я тебе напишу письмо,
Отыщу лесные слова,
Положу по-над дверью в гнездо
Там, где ласточка летом жила.
Мне удод подарил перо,
Лепесток протянул мне жасмин,
Дикий голубь подставил крыло,
И пишу я к тебе, Тумнин.
Сойка ветку лозины качнет,
Цапля белая в рост – на носке,
Вот уже и готово письмо
На сорвавшемся лепестке.

Слайд 9 https://WWW. Google.ru

Как вы думаете, почему лирический герой (или героиня) только собирался написать письмо, а оно уже и готово?

(Герой вспомнил картины, которые он видел, они ожили в его памяти, превратившись в письмо.)

Ребята, а вы смогли рассказать о нашем замечательном поселке?

Какую форму повествования вы выбрали бы?

Узнали ли вы больше о своем поселке на занятии, чем до нашей беседы? Поделитесь своими впечатлениями.

Домашнее задание: проба пера – написать в художественной форме о том, что вы знаете о поселке. Выразите свое отношение к тому, что напишете. Жела. Вам успехов. Ваша Нина Алексеевна.

Литература.

  1. Л. И. Тимофеев и Н. Венгров “Краткий словарь литературных терминов” Москва, Учпедгиз 1963.
  2. Интернет-ресурсы (фотографии для презентации).
  3. Газета “Моё побережье”. Шаповалова Н. А. “Стихи и легенды”.
  4. Презентация.
Читать еще:


Новые материалы:

Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны :: Экскурсия в этнографический уголок :: Развлекательно-познавательная программа "Всё о собаках" :: Формирование временного детского коллектива в летнем оздоровительном центре :: "Через десятилетия, века о войне той страшной помните, потомки!" :: Про Степана-Кузнеца, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Шкафы одежные / Интеди / Шкаф двухдверный Интеди ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD