"Стихи о Прекрасной Даме" – самые чудесные из чудес Блока… : Литература

…Она (мистика) – его царица…  Его молодой и лазурный Бог, вера
в которого с необычной силой утверждает мистическую реальность трепетного строя его видений.

Б.М.Энгельгардт

«…О блоковской  Прекрасной Даме много гадали – хотели видеть в ней  то  Жену (Л.Д.Менделееву), облаченную в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, ни одно стихотворение в книге не опровергнет этого мнения, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет  от этого в художественном отношении…» [1].      

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.

(«Предчувствую Тебя». 4 июня 1901)

1901 году  Блок придавал особенно важное значение. В «Стихах о Прекрасной Даме», датированных 1901 г.,  поэт  разделил  его на три отдела по месту действия и временам года. В посмертном издании «Алконоста» этот год обозначен так: «Стихи о Прекрасной Даме», I. С.-Петербург.  Весна 1901г. II. С. Шахматово. Лето и осень 1901г. III. С.-Петербург. Осень и зима 1901г. Этим отделам соответствуют в издании «Мусагета» 1916г. следующие названия: I.  Видения.  II.  Ворожба. III. Колдовство [2].

…В «Стихах о Прекрасной Даме» всецело царит Любовь Дмитриевна в ее новом, только наполовину земном облике и аналогичная с ее обликом  Она – существо неземное.

Там  сходишь Ты с далеких светлых гор.
Я ждал Тебя. Я дух к Тебе простер.
В Тебе – спасенье!

(«Ищу спасенья», 25 декабря 1900)

Лето 1901-го года сам Блок называет «мистическим».  С конца мая до начала сентября он написал 34 стихотворения. II отдел (Ворожба) характеризуется чувством глубокой связи поэта с природой, во всех явлениях которой он видит тайные знаки, как бы покровительствующие его любви.  Показательно стихотворение  30 мая: «Они  звучат, они ликуют»,  которое  кончается строками:

Звенит и буйствует природа,
Я – соучастник ей во всем!

Поэт прислушивается к отдаленным песням и звукам:

Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Все мнятся  тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных

 («Я жду призыва, ищу ответа», 1901)

И как бы притягивает любимую девушку магической  силой своей упорной мысли о  ней, эту игру и называет он ворожбой, и ему кажется, что и  любимая ему отвечает.

Она представляется ему и как женщина, и как звезда [3]

Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся  вечерней порою,
С упоеньем мечту обниму.

(«Ты горишь над высокой горою», 1901)

Чувствуется, что поэт не безнадежно смотрит вперед, и его мечты смелее. Она, – была существом неземным, высшим, чем-то вроде звезды, «в полночь глухую рожденная», а «живая оказывается Душой Мира» разлученной, плененной и тоскующей», которая стремится соединиться с высшим началом  и  в конце концов должна исчезнуть и улететь, оставив его одного на земле. Соединение с ней на рубеже жизни и смерти и есть его высокое стремление, как видно из стихов, написанных весной и летом 1901-го года.

Я только жду условного виденья,
Чтоб улететь в иную пустоту

(«Все бытие и сущее согласно»,  1901)

Летом 1902-го года Блок написал в Шахматове 17 стихотворений, настроения которых разнообразны и часто мрачны [4]

Брожу в стенах монастыря
Безрадостный и темный инок.
Чуть брежжит бледная заря, –
Слежу мелькания снежинок.              

Мистически и мечтательно настроенный  поэт не  находил точек соприкосновения ни  с  кем и ни с чем.  «Я стремлюсь давно уже  как-нибудь приблизиться к Вам… Меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Девы и Вечной Женственности, если Вам угодно)…

…Однако сближение оказывается недостижимым прежде всего по той причине, что Вы слишком против этого (я, конечно, не ропщу и не дерзну роптать),…потому что невозможно изобрести форму, под этот весьма, доложу Вам, сложный случай отношений» – пишет Блок Л.Д.Менделеевой 16 сентября 1902 года.
А в ноябре  того же года, после окончательного объяснения с Любовью Дмитриевной,  он записывает: «Матерь Света! Я возвеличу Тебя!»[5]

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
Мерцаньи красных лампад.

(«Вхожу я в темные храмы», 1902)

После венчания  17 августа 1903г. с Л.Д.Менделеевой  в  «белой церкви», в церкви Михаила Архангела  с. Тараканово, расположенной между Шахматовом  и Бобловом поэт был торжественном состоянии. Любовь Дмитриевна была теперь не Душа Мира, не звезда, а бесконечно любимая и милая Люба. «Ее превосходительство…», – так называл Блок в письме к матери  свою Любу.
Весной и летом 1904-го г. Блок писал мало. В Шахматове написано всего три стихотворения: «Дали слепы, дни безгневны», «В час, когда пьянеют нарциссы» и «Вот он, ряд гробовых ступеней» [6].

И, пока пьянеют нарциссы, 
Я кривляюсь, крутясь и звеня...
Но в тени последней кулисы 
Кто-то плачет, жалея меня.

«…В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального, – все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний… Надо освоиться с этим языком иносказаний, чтобы  верно понимать смысл стихов…[7]
«Мы всегда созерцали Блока, а не смотрели на него, созерцали, как волнующее нас художественное явление. Стихи его мы воспринимали слишком эмоционально, его самого – слишком  эстетически. В нашем представлении он навсегда оставался юношей… Юношеский облик Блока сливался  с его поэзией – как грим трагического актера с его монологом… Гибкий и немного неловкий юноша, порывистый и странно-спокойный, с улыбкой загадочной, с голосом грудным, но глухим и  монотонным, с глазами слишком прозрачными,  в которых точно отсвечивались бледные волны северных морей, с лицом юношески нежным, но как будто обожженным  лучами полярного сияния…» [8]
«Вообще Блок является одним из чудотворцев русского стиха.  Трудно подыскать аналогию ритмическому совершенству  его стихов…» [9]
Странным является то, что  Блок, в отличие от  других поэтов,  отдает  читателям  не только творения, а отдает  самого  себя в своих стихах,  отдает  им  собственную  жизнь:  мечты, надежды  и борьбу за счастье… 

Литература

  1. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. М.: Правда, 1990. С.543-545,547,551. [2],[3],[4],[6].
  2. Блок А.А. Письма к жене. М.: Наука, 1978. Сер. «Литературное наследство». Т.89. [5].
  3. Брюсов В.Я. Александр Блок. Собрание стихотворений. Кн. первая. Александр Блок. Ночные часы // Брюсов В.Я. Среди стихов. 1894-1924. Манифесты. Статьи. Рецензии. / Сост. Н.А.Богомолов.  Н.В.Кострелев.  М.: Сов. Пис., 1990. С.359-362. [7]
  4. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии // Гумилев Н.С.. Сочинения: В 3 т. М.: Худ. лит., 1991. Т. 3. С.91-93. [1], [9].
  5. Эйхенбаум Б.М. Судьба Блока // Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет. М.: Сов. пис., 1987. С.353-365. [8].

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Урок повторения и закрепления знаний и умений по теме " Внутренние воды России" :: Урок на тему "Германия – экономический локомотив Европы" :: Интегрированный урок (обществознание + география) по теме "Байкал – заповедная совесть страны" :: Урок географии в 7-м классе по теме "Страны Восточной Азии. Япония" :: Урок географии в 11-м классе "Рынок природного сырья и топлива" :: Черная вода, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Вешалки/Настенные / ОГОГО Обстановочка / Вешалка настенная Reina ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Как правильно качаться эктоморфу

Программа тренировок для эктоморфа Людям с худощавым от природы телосложением необходимо особенно тщательно подходить к выбору не только упражнений, но и...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать огромные плечи

Как накачать огромные плечи? Широкие, массивные плечи привлекают внимание даже больше, чем накачанная грудь, давая огромный визуальный плюс всей фигуре....

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD