"Стихи о Прекрасной Даме" – самые чудесные из чудес Блока… : Литература

…Она (мистика) – его царица…  Его молодой и лазурный Бог, вера
в которого с необычной силой утверждает мистическую реальность трепетного строя его видений.

Б.М.Энгельгардт

«…О блоковской  Прекрасной Даме много гадали – хотели видеть в ней  то  Жену (Л.Д.Менделееву), облаченную в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, ни одно стихотворение в книге не опровергнет этого мнения, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет  от этого в художественном отношении…» [1].      

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.

(«Предчувствую Тебя». 4 июня 1901)

1901 году  Блок придавал особенно важное значение. В «Стихах о Прекрасной Даме», датированных 1901 г.,  поэт  разделил  его на три отдела по месту действия и временам года. В посмертном издании «Алконоста» этот год обозначен так: «Стихи о Прекрасной Даме», I. С.-Петербург.  Весна 1901г. II. С. Шахматово. Лето и осень 1901г. III. С.-Петербург. Осень и зима 1901г. Этим отделам соответствуют в издании «Мусагета» 1916г. следующие названия: I.  Видения.  II.  Ворожба. III. Колдовство [2].

…В «Стихах о Прекрасной Даме» всецело царит Любовь Дмитриевна в ее новом, только наполовину земном облике и аналогичная с ее обликом  Она – существо неземное.

Там  сходишь Ты с далеких светлых гор.
Я ждал Тебя. Я дух к Тебе простер.
В Тебе – спасенье!

(«Ищу спасенья», 25 декабря 1900)

Лето 1901-го года сам Блок называет «мистическим».  С конца мая до начала сентября он написал 34 стихотворения. II отдел (Ворожба) характеризуется чувством глубокой связи поэта с природой, во всех явлениях которой он видит тайные знаки, как бы покровительствующие его любви.  Показательно стихотворение  30 мая: «Они  звучат, они ликуют»,  которое  кончается строками:

Звенит и буйствует природа,
Я – соучастник ей во всем!

Поэт прислушивается к отдаленным песням и звукам:

Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Все мнятся  тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных

 («Я жду призыва, ищу ответа», 1901)

И как бы притягивает любимую девушку магической  силой своей упорной мысли о  ней, эту игру и называет он ворожбой, и ему кажется, что и  любимая ему отвечает.

Она представляется ему и как женщина, и как звезда [3]

Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся  вечерней порою,
С упоеньем мечту обниму.

(«Ты горишь над высокой горою», 1901)

Чувствуется, что поэт не безнадежно смотрит вперед, и его мечты смелее. Она, – была существом неземным, высшим, чем-то вроде звезды, «в полночь глухую рожденная», а «живая оказывается Душой Мира» разлученной, плененной и тоскующей», которая стремится соединиться с высшим началом  и  в конце концов должна исчезнуть и улететь, оставив его одного на земле. Соединение с ней на рубеже жизни и смерти и есть его высокое стремление, как видно из стихов, написанных весной и летом 1901-го года.

Я только жду условного виденья,
Чтоб улететь в иную пустоту

(«Все бытие и сущее согласно»,  1901)

Летом 1902-го года Блок написал в Шахматове 17 стихотворений, настроения которых разнообразны и часто мрачны [4]

Брожу в стенах монастыря
Безрадостный и темный инок.
Чуть брежжит бледная заря, –
Слежу мелькания снежинок.              

Мистически и мечтательно настроенный  поэт не  находил точек соприкосновения ни  с  кем и ни с чем.  «Я стремлюсь давно уже  как-нибудь приблизиться к Вам… Меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Девы и Вечной Женственности, если Вам угодно)…

…Однако сближение оказывается недостижимым прежде всего по той причине, что Вы слишком против этого (я, конечно, не ропщу и не дерзну роптать),…потому что невозможно изобрести форму, под этот весьма, доложу Вам, сложный случай отношений» – пишет Блок Л.Д.Менделеевой 16 сентября 1902 года.
А в ноябре  того же года, после окончательного объяснения с Любовью Дмитриевной,  он записывает: «Матерь Света! Я возвеличу Тебя!»[5]

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
Мерцаньи красных лампад.

(«Вхожу я в темные храмы», 1902)

После венчания  17 августа 1903г. с Л.Д.Менделеевой  в  «белой церкви», в церкви Михаила Архангела  с. Тараканово, расположенной между Шахматовом  и Бобловом поэт был торжественном состоянии. Любовь Дмитриевна была теперь не Душа Мира, не звезда, а бесконечно любимая и милая Люба. «Ее превосходительство…», – так называл Блок в письме к матери  свою Любу.
Весной и летом 1904-го г. Блок писал мало. В Шахматове написано всего три стихотворения: «Дали слепы, дни безгневны», «В час, когда пьянеют нарциссы» и «Вот он, ряд гробовых ступеней» [6].

И, пока пьянеют нарциссы, 
Я кривляюсь, крутясь и звеня...
Но в тени последней кулисы 
Кто-то плачет, жалея меня.

«…В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального, – все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний… Надо освоиться с этим языком иносказаний, чтобы  верно понимать смысл стихов…[7]
«Мы всегда созерцали Блока, а не смотрели на него, созерцали, как волнующее нас художественное явление. Стихи его мы воспринимали слишком эмоционально, его самого – слишком  эстетически. В нашем представлении он навсегда оставался юношей… Юношеский облик Блока сливался  с его поэзией – как грим трагического актера с его монологом… Гибкий и немного неловкий юноша, порывистый и странно-спокойный, с улыбкой загадочной, с голосом грудным, но глухим и  монотонным, с глазами слишком прозрачными,  в которых точно отсвечивались бледные волны северных морей, с лицом юношески нежным, но как будто обожженным  лучами полярного сияния…» [8]
«Вообще Блок является одним из чудотворцев русского стиха.  Трудно подыскать аналогию ритмическому совершенству  его стихов…» [9]
Странным является то, что  Блок, в отличие от  других поэтов,  отдает  читателям  не только творения, а отдает  самого  себя в своих стихах,  отдает  им  собственную  жизнь:  мечты, надежды  и борьбу за счастье… 

Литература

  1. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. М.: Правда, 1990. С.543-545,547,551. [2],[3],[4],[6].
  2. Блок А.А. Письма к жене. М.: Наука, 1978. Сер. «Литературное наследство». Т.89. [5].
  3. Брюсов В.Я. Александр Блок. Собрание стихотворений. Кн. первая. Александр Блок. Ночные часы // Брюсов В.Я. Среди стихов. 1894-1924. Манифесты. Статьи. Рецензии. / Сост. Н.А.Богомолов.  Н.В.Кострелев.  М.: Сов. Пис., 1990. С.359-362. [7]
  4. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии // Гумилев Н.С.. Сочинения: В 3 т. М.: Худ. лит., 1991. Т. 3. С.91-93. [1], [9].
  5. Эйхенбаум Б.М. Судьба Блока // Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет. М.: Сов. пис., 1987. С.353-365. [8].

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по математике "Считай, смекай, отгадывай" (по системе Л.В. Занкова). 3-й класс :: Деловая игра "Давайте жить дружно!" :: Внеклассное мероприятие к Последнему звонку "Веселые уроки" :: Праздник "Новогоднее путешествие Бабы-яги" :: Занятие по этическому воспитанию "От сердца к сердцу" :: Чудо-женщина 2 ( Wonder Woman 2 ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Классик-Оптима 1000x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD