Удивительный мир Вероники Тушновой : Литература

Вероника Михайловна Тушнова. Имя этой поэтессы XX века знакомо многим любителям поэзии. Её стихи при первой же встрече западают в душу и остаются в ней надолго, потому что они обращены к каждому из нас. Всё, что написано Вероникой Михайловной, написано сердцем. В своей статье “Молодым – о поэзии” она говорила, что “... хотелось бы, чтобы это молодое поколение полюбило поэзию, чтобы оно видело в стихах не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились” [13]. Наверное, в этом поэтесса видела суть творчества.

О ней писали, что она была ослепительно хороша, была, может быть, самой красивой женщиной XX века. Вот несколько примеров:

Для Вероники Тушновой характерно сочетание красоты внешней и красоты внутренней. Она была очень талантливой женщиной: писала стихи, хорошо рисовала, великолепно переводила стихи поэтов народов бывшего СССР и других стран. Умела дружить с теми, кто постарше, и с теми, кто младше, умела быть другом надежным и деликатным. Из воспоминаний М.А. Соболя: “Она при любой беде товарища кидалась на выручку... И вкладывала она в это дело все – может быть, надо сказать “выкладывалась” - с не меньшим темпераментом, чем при создании стихов. Вероника Тушнова была настоящим человеком во всех своих проявлениях. “Вареничка” - звали мы её, и как-то очень подходило к ней это ласкательное прозвище, несмотря на всю её душевную твёрдость и принципиальность” [9].

Вероника Михайловна - автор замечательных стихотворений. По словам Марии Сергеевны Петровых, стихи Вероники Тушновой “всегда были отмечены человечностью, чистотой, добротой, отсутствием позёрства, поучительности и самолюбования, естественностью и высоким строем чувств” [14]. Они вне времени, потому что человечны, потому что для всех.

При жизни В.М. Тушновой вышло несколько ее поэтических сборников: “Первая книга” (1945 г.), “Пути-дороги” (1954 г.), “Память сердца” (1958 г.), “Второе дыхание” (1961 г.), “Лирика” (1963 г.), “Сто часов счастья” (1965 г.).

Самая важная тема ее творчества – тема любви. Писала она о ней по-своему, с особой интонацией, сумев создать гимн любви и красоте человеческих отношений. Особенно это относится к её последнему сборнику стихов “Сто часов счастья”. В стихах сборника нет ничего лишнего, слова звучат емко, искренне, потому что идут от сердца, от пережитого. Об этом говорят и названия стихов: “Не знаю - права ли”, “Одна сижу на пригорке”, “Осчастливь меня однажды”, “Дом мой – в сердце твоем”, “Так уж сердце у меня устроено”, “С тобой я самая верная”, “Много счастья и много печалей на свете”. Строки некоторых стихотворений звучат в качестве совета всем нам: “Нужно только, чтоб сердце // не стыдилось над счастьем трудиться, // чтобы не было сердце // лениво, спесиво, // чтоб за малую малость оно говорило “спасибо, “Ты всё тревожишься – что будет?// А ничего. Все будет так, как есть. // Поговорят, осудят, позабудут, // у каждого свои заботы есть”.

Сборник “Сто часов счастья” Вероника Михайловна писала, будучи безнадежно больной. Писала либо дома, либо в больницах. В июне 1965 года книга была напечатана, а 7 июля Вероники Тушновой не стало. Всего 54 года прожила эта удивительная женщина.

В восьмидесятом номере “Литературной газеты” 8 июля 1965 года от имени Союза писателей РСФСР и Московской писательской организации сообщалось о преждевременной смерти известной поэтессы, члена Союза писателей Тушновой Вероники Михайловны. [5]. В следующем номере “Литературной газеты” за 1965 год в некрологе от группы её товарищей говорилось, что “Вероника Тушнова верила в своих современниц, считала их прекрасными и звала их к душевной щедрости и мужеству, и сама была щедрой, мужественной. Она любила людей, стоящих рядом и далеких... Мы её запомним талантливой, красивой, человечной” [6].

Напечатал некролог и Александр Яковлевич Яшин, отметив, что “умер человек чистый и красивый, прямой и добрый, человек с благородным сердцем, обнажённым до предела и умевшим любить” [15].

Ведь именно он, Александр Яшин, замечательный вологодский поэт и прозаик, стал последней любовью Вероники Тушновой. У него была семья, дети, окончательно уйти от которых он не мог, поэтому трудным было их счастье.

Лирика Вероники Михайловны Тушновой востребована и сейчас. Появляются в печати отдельные книги ее стихов, кроме того, стихи поэтессы часто включаются в сборники знаменитых поэтов XX века.

На уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе ее стихотворения должны занять достойное место. Ведь они делают нашу жизнь светлее и теплее, учат творить добро, верить в себя и любить людей. Они помогают увидеть не только красоту слов русского языка, но и особенности использования той или иной части речи. Ведь поэтесса отбирает слова, которые ей кажутся самыми нужными для выражения силы чувств. Слова эти относятся к разным частям речи.

Одной из значимых частей речи в ее стихотворениях являются местоимения, среди которых выделим личные местоимения первого и второго лица. Так, с местоимения “я” начинаются стихи, созданные Тушновой в разные годы : “Я живу в постоянном предчувствии чуда...”, “Я пенять на судьбу не вправе...”, “Я прощаюсь с тобой..”, “Я поняла...”, “Я без тебя училась жить...”, “Я люблю выдумывать страшное...”, “Я стою у открытой двери...”, “Я одна тебя любить умею...”. Местоимение “ты” является началом таких стихов, как: “Ты не горюй обо мне, не тужи..”, “Ты все еще тревожишься - что будет?”, “Ты не любишь считать...”, “И вот ты купе закрываешь...” и других. Иногда началом стихотворений являются односоставные предложения, в которых личные местоимения “я” или “ты” легко подставляются. “Не знаю - права ли..”, “Жизнь твою читаю...”, “Шагаю хвойною опушкой...”, “Не опасаюсь впасть в сентиментальность...”, “Терпеливой буду, стойкой...”, “А может быть останусь жить...”, “Вот уеду, исчезну...”. “Зачем судьбу который раз пытаешь?..”, “Осчастливь меня однажды...”, “Не сули мне золотые горы..”, “Помнишь, как залетела в окно синица...”, “А знаешь, все еще будет!..”.

Какие же образы скрываются за местоимениями “я” и “ты”? “Я” - лицо говорящее, которое любит, которое не мыслит своей жизни без любви и любимого. “Ты” - это собеседник, избранник, который самый лучший, к которому обращается “я”, выражая свои чувства и переживания. Рядом с ним - счастье, радость; без него- “сердце плачет”.

Понять состояние “я” и “ты” в настоящем, прошедшем или будущем помогают глаголы, которые в стихах Вероники Михайловны Тушновой выбраны не случайно. Посмотрим с этой точки зрения на некоторые стихотворения поэтессы. Вот одно из них:

Я без тебя училась жить,
я принялась за дело.
Костер сумела я сложить –
гудело, а не тлело.

Я без тебя училась жить...
Как сердце ни болело,-
сумела песню я сложить,
не плакала, а пела.

На озаренные кусты
глядела ясным взглядом..
Но вышел ты из темноты
и сел со мною рядом.

Семнадцать глаголов в этом стихотворении, тринадцать из них употреблены в прошедшем времени, два – даны в начальной форме (они повторяются дважды и составляют глагольные рифмы: “жить-сложить”). К разным смысловым группам относятся глаголы: собственного бытия -“жить”, возможности и желания- “сумела”, звучания- “пела”, “гудело”; осуществления событий- “вышел”, субъектного помещения –“сел”. Большинство глаголов этого стихотворения характеризуют действия “я”, только два – “ты”. Но эти два глагола дарят “я” любовь и счастливое ощущение, ведь “вышел ты из темноты// и сел со мною рядом”.

В стихотворении “И вот ты купе закрываешь” показаны действия настоящего и будущего времени. Для “ты” появляются такие глаголы, как “закрываешь”, “включаешь”, “скрываешь”, знаешь”, “прячешь”.

И вот ты купе закрываешь,
включаешь ночник голубой...
ты знаешь,
ты только скрываешь,
что еду я вместе с тобой.

Для “я” - “еду” (настоящее время). Далее - “стану жить”, “буду плакать” (то, что будет); есть глаголы будущего для “мы” - “выйдем”, “увидим”, “пойдем”:

Но вместе, да, вместе мы выйдем
на утренний влажный перрон,
и бледное небо увидим
с оравой орущих ворон,
дорогой, подернутой дымкой,
мы в хвойные дали пойдем,
и стану я жить невидимкой
в неласковом доме твоем,
и будут недели молчанья
медлительны и горьки,
и буду я плакать ночами
на бревнышке возле реки.

“Я” в стихах проникнуто и грустью, и верой в счастье, и благодарностью любимому за то, что он подарил любовь: “Благодарю! Благодарю!// Вовек не отблагодарю я!”, “Я люблю тебя. // Это значит - // Я желаю тебе добра”.

Литература

  1. Аннинский, Л. А. Вероника Тушнова: “Не отрекаются любя”// Литературная учеба. 2005. № 3. – С. 132-141.
  2. Ахмадулина, Б. А. Предисловие к публикации стихов Вероники Тушновой // Литературная Россия. 1976. № 13.-С. 16.
  3. Большой толковый словарь русских глаголов. Под общей редакцией профессора Л. Г. Бабенко.- М.: “АСТ-ПРЕСС”. -2009.
  4. Венгер, Ю. А. “Счастье” Вероники Тушновой // Русская речь. 2011. № 2. С. 24-28
  5. Литературная газета. 1965. № 80.-С. 4.
  6. Литературная газета. 1965. № 81.-С. 4.
  7. Савельева, Н. Этюд к портрету Вероники Тушновой //Первое сентября. 1998. № 110.- С. 10.
  8. Снегова, И. А. “Сто часов счастья”// Литературная газета. 1970. № 10. С.-6
  9. Соболь, М. А. “Биенье сердца моего”// Поэзия: Альманах, выпуск 20. М., 1977.- С. 161-163.
  10. Соболь, М. А. Вареничка // Октябрь. 1987. № 8.- С. 180-182.
  11. Соколов, А. Сто часов счастья... Разве этого мало// Крестьянка. 2000. № 8. –С. 8-11.
  12. Тушнова, В. М. Не отрекаются любя.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.- 334 с.
  13. Тушнова , В. М. Стихи любимым. Лирика.- М.: Эксмо, 2010.-352 с.
  14. Тушнова, В. М. За это можно все отдать.- М.: ЭКСМО, 2011. -384 с.
  15. Яшин, А. Я. Памяти друга//Литературная газета. 1965. № 81-С.4.

Приложение. Сценарий внеклассного мероприятия “А знаешь, всё ещё будет...!”

Читать еще:


Новые материалы:

Урок патриотизма средствами русского декоративно-прикладного искусства :: Конспект занятия по развитию речи "Путешествие на воздушном шаре" :: Иследовательско-творческий проект "Капелька" :: Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты" :: Один дома :: О чём говорят мужчины. Продолжение, 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и столики/Столы/Кухонные и обеденные/Столы-трансформеры / Pranzo / Стол-трансформер Pranzo ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD