Проблема уничтожения деревни в повести Романа Сенчина "Чернушка" : Литература

Проблема уничтожения деревни в повести Романа Сенчина "Чернушка" : Литература

Цели урока:

1) проанализировать текст, овладеть навыками анализа текста как единого целого, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста;
2) продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст;
3) воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.

Оборудование: компьютер.

Методические приемы: исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа.

Учащиеся повторяют пройденный материал по композиции, тропам и стилистическим фигурам, художественным компонентам текста.

На экран проецируется портрет Романа Сенчина.

Предварительно ученикам дается задание: осмыслить повесть писателя «Чернушка».

Каков жанр произведения?

Жанр произведения – повесть. Она входит в книгу «Зона затопления», посвященную судьбе поселений, затопленных в результате создания Богучанской ГЭС.

Определите экспозицию произведения и ее роль в тексте.

Экспозиция в повести разрывается завязкой. Основные сведения о главной героине текста, Ирине Викторовне, сообщаются сразу. Но многое из предыстории происходящего становится понятно уже после того, как действие начинает развиваться. Такое построение текста позволяет сразу ввести читателя в курс дела и постепенно погружать его в пространство деревенской жизни. Также возникает эффект ретардации.

Произведение начинается с пробуждения главной героини. Она просыпается, как и прежде, от вызванного заботами толчка, однако раньше Ирина Викторовна вскакивала телом, а теперь только сознанием. Но прежние привычки не оставляют ее, и настоящее болезненно напоминает о том, что заботы в прошлом. Вспоминая об оставшихся у нее «восьми курочках», она понимает, что впереди – последний ее день в деревне Пылёво. Все действие повести уложится в этот день.

Как восприняли жители известие о необходимости вскоре оставлять родные места?

Люди тяжело восприняли эту весть. Собравшись в также обреченном воде районном центре, обещали помнить родину и не забывать друг о друге. После этого деревни продержались еще полтора года, работали школы. В Пылёве хотя большинство дворов и стояли пустыми, никто их не разрушал. Оставшиеся жители следили за порядком и надеялись на лучшее. Разрушение приближалось постепенно, давая немного времени старой жизни, но отнимая надежду.

Почему главная героиня повести отказывалась переезжать к детям и взрослым внукам, а также от их помощи при переезде?

О причинах такого поведения Ирины Викторовны можно догадываться, полностью в тексте они не поясняются. Тем не менее можно предположить: она все же надеется, что переезд не состоится. От помощи же героиня отказывалась потому, что надеялась на собственные силы, да и помощь в таком эмоционально тяжелом деле была бы ей неприятна.

Какова роль образа избы в тексте?

Изба играет в тексте большую роль. Для ее образа характерен антропоморфизм. Жилище описывается так, что по действиям и чувствам напоминает человека. Изба «словно сердилась на хозяйку», которая готовится покинуть ее. Предчувствие конца ощущается не только в «нашествии мокриц, двухвосток, косиножек», но и в заскрипевших дверях, которые стали открываться с трудом, отвалившемся от печки куске обмазки, прогнувшейся половице. Жилище противится переезду.

Изба была старой, но надежной. Ее будто бы срубил прадед главной героини со своими сыновьями более ста лет назад. После этого сруб один раз перебирали, но заменили только несколько бревен. Масштаб жилища и строивших его поражает как героиню, так и повествователя. Прошлое естественнее и сильнее настоящего и тем более будущего. Идеал для Сенчина находится в безвозвратно ушедшем.

Есть ли какая-то непосредственная связь между героиней и ее домом?

Ирина Викторовна участвовала в обновлении избы. Она вспоминает, что брала нащипанную братом дранку и прибивала крест-накрест к бревнам гвоздиками. При изложении воспоминаний писатель использует анадиплосис («... белили. Белили...»), который передает волнение главной героини. Ведь вся ее жизнь была связана с этим домом, здесь рождались и умирали ее близкие. А теперь избу сожгут, и она переживет ее.

Какова роль образа двора в повести?

Двор, как и изба, играет важную роль в тексте. Он напоминал узкий коридор из-за сдавливавших его построек: летней кухни, превращенной в сарай, бани, стаек, дровяника, завозни, туалета. Летом во дворе было душно, но зимой близость всего к избе была необходима. Двор – лишь чуть менее эмоционально важное место для героини, чем изба.

Перечислите самые важные для Ирины Викторовны составляющие предметного мира жилища.

Обращает на себя внимание буфет. Выкрашенный белый краской, он вмещал всю посуду, лекарство и много чего еще. В ящичках хранились иголки, пуговицы, гвоздики, болтики, значки, обрезки кожи, коробочки и баночки. Употребление уменьшительно-ласкательных форм указывает на эмоциональную привязанность героини к этому предмету мебели. Забрать его с собой она не может – слишком велик, а разобрать его невозможно. И героиня решила – «пусть умрет вместе с избой». Теперь он почти пуст.

Помимо буфета стоит упомянуть и зеркало. Как и многие другие предметы, оно дорого Ирине Викторовне. Она останавливается перед ним, мутным от старости. Резная черная рама рассыпалась от времени и лежала рядом отдельными плашками. Эпитеты передают красоту и возраст предмета, синтаксический параллелизм («рассохлась» – «рассыпалась») подчеркивает неизбежность времени, которое разрушает.

Значимо для героини и единственное кресло, которое теперь уже находится в квартире. В нем любил сидеть после работы по хозяйству ее покойный муж.

Дорог ей и топор из настоящей стали, который регулярно использовался ею в хозяйстве. Она хотела бы и его взять с собой, но не знала как тащить, да и понимала, что ни к чему он в квартире.

Какую роль в жизни героини играл огород?

Огород – заметная часть жизни героини. Ирина Викторовна идет в него по привычке, сама не зная зачем. Она вспоминает, как все лето проводила здесь в заботах. Теперь же тут царит беспорядок. Героиня могла бы убраться, но в этом месте уже ничего не будут сажать, а потом придет вода. Ей приходится напоминать себе, что, по сути, это уже не ее огород, но руки все равно так и тянутся к граблям. При мысли об отсутствии у этого места будущего у героини перехватывает дыхание, подкашиваются ноги. Она присаживается на чурбачок, где не раз отдыхала много лет подряд.

Какие тропы и фигуры использует автор при изображении огорода?

При описании и летних работ, и осеннего хаоса Сенчин прибегает к синтаксическому параллелизму: «... все лето провела на нем, пропалывая грядки, направляя усы огурцов вверх по веревочкам, обрывая пасынки помидоров, тяпая картошку» и «Торчат сухие будылья подсолнухов, чернеют убитые заморозками кусты помидоров, привязанные к колышкам, ботва картошки валяется по всему полю…». Идентичность приема подчеркивает разницу ситуаций. Градация и асиндетон в сочетании с олицетворением («... придет вода, проглотит, утопит») передают стремительность перемен и невозможность остановить их. Использует автор и полисиндетон (при перечислении того, что раньше росло на этом клочке земли и не вырастет здесь больше). Также употребляются эпитеты и перифразы.

Что происходит, когда героиня приседает на чурбачок?

Ирина Викторовна вспоминает, как много лет ушло на борьбу с сорняками, сколько сил вложено в эту землю, сколько тонн навоза перенесено сюда. При использовании знакомого предмета прошлое оживает. В памяти героини оживает и то, как выращивались считавшиеся южными овощи с помощью парников. Подробное, детализированное описание выращивания рассады и спасения растений от града приближает к читателю прошлое обреченной деревни, позволяет увидеть тяжелый труд живших тут людей. Одновременно такой флешбэк показывает нежелание героини уезжать, окончательно порывая с прежней жизнью. Ирина Викторовна с жалостью смотрит на «освещенный заходящим солнцем сбоку и потому красивый и особенно печальный сейчас огород». Перемена цветов ландшафта («Серое стало золотистым, водянистая зелень – сочной, свежей…»), которую отмечает героиня, показывает, насколько обострено ее внимание. Она прощается с одним из тех мест, где прошла ее жизнь. Простое неполное предложение, осложненное обособленным обстоятельством («Отвернулась, глотая слезы») передает внутреннее состояние героини.

Какова функция описания бури, которую вспоминает героиня?

Рассказ о граде как будто делает явной нависшую над деревней угрозу затопления. Но еще яснее становится разница между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас. Туча «появлялась неожиданно – посреди жаркого, ясного, парного дня». Эпитеты демонстрируют разницу ситуаций. На отличия указывают и другие тропы и фигуры: оксюморон «красивая и ужасная», сочетание олицетворения и сравнения («дышала мертвой зимой»), иные олицетворения («земля испуганно притихала», «листья на березах испуганно дрожали»), сочетание градации и метафоры («... воздух замирал, стекленел»), прямые и обратные синтаксические параллелизмы, асиндетоны. В целом описание пейзажа последовательно основано на градации как на приеме, передающем быстрое нарастание напряжения. Тогда удар был неожиданным и стремительным – сейчас стихия наступает постепенно, тогда можно было защититься и переждать – сейчас на это нет шансов. Даже страшная беда была живой, а не медленно наступающим безличным ужасом. Однако писатель замечает и общее – ограниченность человеческих сил и перед бурей, и перед затоплением. Также описание града замедляет развитие действия, создавая ретардационный эффект.

Героиня держит кур. В чем отличие одной из них, Чернушки, от других?

Чернушка отличается от других куриц внешним видом. Если они были рыжие и круглые, то она – меленькая, сухонькая, черно-серая. Эпитеты подчеркивают разницу в облике. Отличаются они и возрастом: рыжим курицам шел третий год, а Чернушке было десять лет. При этом она выделялась и из своего выводка. После случившегося десять лет назад мора из четырнадцати кур осталась в живых только она. Тогда-то героиня и дала ей имя: обычно курицам их не дают. Она не напоминала ни спокойных обычных птиц, ни нередко встречающихся драчливых и бесплодных. Она была тихой и ручной, ходила за своей хозяйкой, напевая ей свои песенки. Употребленное Сенчиным сравнение «как собачка» помогает понять ее преданность и ее ум.

Почему Ирина Викторовна отказывается убивать Чернушку?

Героиня отказывается убивать Чернушку, потому что ей жалко ее. Чернушка пережила уже несколько поколений птиц. Хозяйка считает, что эта курица заслужила естественную смерть. Она не может вообразить Чернушку безголовой, хотя и повторяет себе, что такова судьба домашних птиц. Из воспоминаний Ирины Викторовны становится ясно, что курица подражала ей (когда та копала грядки). Птица оказывается похожей на человека.

Что волнует героиню в связи с этим?

Ирину Викторовну волнует дальнейшая судьба Чернушки. Она не знает, что делать с курицей ввиду близящегося отъезда. Тюкнуть топором, вынуть потроха, ощипать – рука не поднимается. Но и куда деть птицу, непонятно. Семерых других кур она убивает, а эту не может, не входит в стайку. Но и оставить в деревне не выход – убьют поджигатели или собака. Ирина Викторовна откладывает решение (пока еще вечер, впереди ночь) и говорит сама себе: «Посмотрим. Есть еще время».

Принимает ли Ирина Викторовна в конце концов какое-нибудь решение?

Да, это не просто откладывание на потом. На самом деле героиня уже приняла решение, но боится его сформулировать, чтобы не передумать. Выраженное в словесной форме может быть отвергнуто из-за того, что оно «глупое и нелепое». Ведь женщина решила взять птицу с собой в город.

Что изменилось в поведении Чернушки после гибели других куриц?

Чернушка стала настороженной по отношению к хозяйке. Парцелляция («Стояла и смотрела. Ждала») подчеркивает тревогу птицы. Ее внешнее спокойствие вновь отличает ее от уже мертвых к тому моменту других куриц. Тем не менее, она и не бежит навстречу хозяйке, как прежде.

Как проявляется забота хозяйки о птице?

Героиня беспокоится, есть ли у Чернушки вода и свет, после чего выпускает ее погулять на солнышке. Она подкладывает ей траву, дает деликатес – червяка. До того, во время болезни курицы, когда у той на клюве вырастал нарост (это происходило трижды, из-за чего она не могла ни есть, ни пить), Ирина Викторовна ухаживала за ней, как за больным человеком: кормила и поила.

Как ведет себя Чернушка перед отъездом?

Курица перед отъездом вместе с хозяйкой в город ведет себя спокойно, но это внешнее спокойствие. Она неподвижно стоит возле печки, «будто окаменела». Сравнение передает охватившую Чернушку тяжелую тревогу. Некоторое время она ведет себя именно так, на что указывает повторное упоминание ее позы. Когда героиня берет Чернушку подмышку, та не сопротивляется и пытается удерживать равновесие, только поджимает лапки.

Как соотнесены образы человека и курицы в повести Сенчина?

В повести образы человека и курицы соотнесены друг с другом. Курица похожа на человека, но и человек похож на курицу. Чернушка подражает хозяйке, охотясь на червяков. Она ковыряла землю «как лопатой». Но и Ирина Викторовна подражает своей курице. Она произносит «ла-адно» и слышит в этом что-то куриное. Так же описывается успокаивание возмущенного петуха курицами, которые будто говорят: «Ла-адно. Ла-адно тебе». Человек и птица похожи друг на друга своим поведением. Можно предположить, что похожи они и своим бессилием перед ходом событий. Можно вспомнить и реакцию Диогена Синопского на слова Платона о том, что человек – это «двуногое без перьев»: он ощипал петуха и заявил, что это и есть платоновский человек.

К какому произведению отсылает образ черной курицы?

Образ черной курицы отсылает к сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». В этой волшебной повести черная курица Чернушка, которую спасает главный герой Алеша, оказывается министром подземного царства. Неспособность мальчика сохранить тайну становится причиной изгнания подземных жителей. Наученный горьким уроком, герой Погорельского исправляется. Главная героиня повести Сенчина, как и персонаж писателя-романтика, спасает черную курицу, но ее награда не в волшебном даре (позднее утерянном), а в сохранении близкого существа. Изгнание же подземных обитателей дублируется переселением жителей Пылёва в город. Такие сдвиги в истолковании мотивов ограничивают значимость аллюзий на текст Погорельского.

Какая еще литературная традиция важна для Сенчина?

Для современного писателя при создании «Зоны затопления» оказывается значимо такое произведение, как «Прощание с Матерой» Валентина Распутина (книга Сенчина посвящена ему). В этой изданной в 1976 году повести писателя-деревенщика также рассказывается о затоплении деревни – из-за строительства Братской ГЭС. Впрочем, литературный критик Александр Журов отмечает, что связь между произведениями далеко не тривиальна. Современный писатель стремится «дать слово лишенному слова», создать «памятник несбывшемуся». С этим связано и пристальное внимание Сенчина к деталям исчезающей деревенской жизни.

Объясните роль кульминации в тексте.

Кульминация занимает достаточно большую часть повести. Встреча односельчан в клубе накануне отъезда в город оказывается одним из самых напряженных моментов текста. Сначала в клуб приходят пять человек, за ними – главная героиня, через определенное время – еще пять. Люди собрались для прощания, поэтому много места отведено их разговорам. Когда-то враждовашие, а теперь едва ли не последние мужики в селе – Мерзляков и Крикау – досадуют на потерю земли, в которую было вложено столько труда. Говорящие вспоминают о реке, которая когда-то была богата рыбой (с достройкой плотины благородная рыба исчезнет окончательно). Старуха Федоровна вспоминает Великую Отечественную, когда в деревне спасались от голода, варя холодец из рыбьей чешуи. Главная героиня обращает внимание на фамилии односельчан: Кайхеры, Крикау. Раньше было много Шнайдеров, Гаффнеров, Фоосов. Нерусская девичья фамилия и у пришедшей на прощальную встречу Ульяны. Все они были родом из далеких земель, но обрели родину здесь – в месте, которого скоро не станет.

Глава сельсовета Ткачук произносит тост, как бы суммируя переживания лишающихся своего пространства людей. Он говорит с трудом, запинаясь, произнося не все слова – из-за волнения его и общего. Ткачук подчеркивает: «Но покинули люди не по своей воле… не по нашей воле Пылёво исчезает. Стояло оно триста пятьдесят лет и еще бы триста пятьдесят простояло бы… Знал народ, как жить, чем жить, для чего…» Паузы в речи делают ощутимой искусственность происходящего с деревней: Пылёво могло бы жить дальше, если бы не строительство ГЭС. Собравшиеся пьют не чокаясь, как на поминках. Точка зрения героя в этот момент максимально сближается с авторской.

Глава сельсовета обещает перенести деревенское кладбище. Собравшиеся пытаются петь песню: веселую не получается, и затягивают грустную, которую поют на поминках, – «Отец мой был природный пахарь...». Эта популярная в Восточной Сибири со времен гражданской войны и ранее песня восходит к положенному на музыку Стефаном Делюсто стихотворению Дмитрия Веневитинова «Песня грека». Собравшиеся втягиваются постепенно и поют слаженно и дружно, демонстрируя единство своего обреченного сообщества. Благодаря заключительным строкам: «Горит, горит село родное,/ Горит вся родина моя» – песня оказывается почти прямым выражением той ситуации, в которой оказались жители Пылёва.

В целом кульминация повести одновременно показывает единство жителей деревни и их разнообразие. При этом она задерживает наступление развязки, когда все уже решен. Такая ретардационная функция достаточно необычна, но она позволяет автору достичь большей выразительности в описании ситуации и точности в воссоздании характеров.

Какова развязка текста?

Развязка произведения – отъезд из деревни. Сенчин вновь прибегает к ретардационным приемам. Описание действий прибывших мужиков, бульдозера, сборов главной героини и других жителей деревни нагнетают саспенс, увеличивая эмоциональное напряжение. Замедление действия происходит и из-за введения диалога, в котором участвуют деревенские и бригадир рабочих.

Каков финал повести?

Финал повести открытый. Сенчин использует кинематографическую образность, переходя от близкого плана к дальнему и обратно: «Паром стал отваливаться от пристани. Бульдозер на берегу выпустил столб дыма, дернулся, пополз в горку, на Пылёво. Старухи хрипло заплакали, мужики полезли за сигаретами. Капитан дал сирену». Синтаксический параллелизм, асиндетон и глаголы совершенного вида передают ощущение необратимости происходящего. Цепочка визуальных образов завершается звуковым, будто ставящим точку в истории села Пылёво и в рассказе об исходе из него.

Как вы можете объяснить название повести?

Название повести соотносится с жизнью главной героини. Чернушка – часть жизни Ирины Викторовны, заметная часть. Она сопровождает хозяйку и в радости, и в горе. Героиня забирает курицу с собой в город. Можно сказать, что птица оказывается живым воплощением и деревенской жизни, и памяти о ней.

Какова главная проблема текста?

Главная проблема текста – уничтожение деревни. С ней связана и проблема памяти о прошлом. Как отмечает литературный критик Анна Наринская, «Зона затопления» Романа Сенчина относится к той редкой сейчас в России литературе, которая стремится «говорить о больном, сделать так, чтобы боль некоторых стала болью всех».

Подведение итогов урока. Оглашение оценок.

Домашнее задание.

Прочитать и проанализировать рассказ Романа Сенчина «Миражи на дне», входящий в книгу «Зона затопления».
Инд. Сопоставить роль повести «Чернушка» и рассказа «Миражи на дне» в книге «Зона затопления».

Список использованной литературы.

1. Журов А. Постскриптум // «Новый мир», 2015, № 10, с. 159-169.
2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М.: 1972.
3. Наринская А. Глобальная деревня // «Коммерсантъ Weekend», 2015, № 30 (420), 11 сентября.
4. Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения. – М.: 2007.
5. Татару Л.В. Нарратив и культурный контекст. – М.: 2011.
6. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – СПб.: 2000.
7. Фарыно Е. Введение в литературоведение. – СПб.: 2004.
8. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: 2002.
9. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. – М.: 2010.
10. Шмид В. Нарратология. – М.: 2003.

Читать еще:


Новые материалы:

Традиционный урок физики "Трансформаторы" :: Звуковые волны. 8-й класс :: Звуковые волны. 8-й класс :: Игра "Поле чудес" — "Космос". 7-й класс :: Урок математики по теме: "Деление суммы на число" :: Гуляй, Вася!, 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Гласс ( Glass ), 2019 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD