Открытый урок по литературе в 7-м классе по теме «А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа» : Литература

Открытый урок по литературе в 7-м классе по теме «А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа» : Литература

Цель урока:

  • Познакомить с творчеством А.П.Чехова
  • Усвоить терминологию (юмор, сатира)
  • Формировать навыки анализа сатирического рассказа
  • Развивать умения читать по ролям и инсценировать эпизоды
  • Воспитывать нравственность
  • Расширять творческие возможности учеников в процессе самостоятельной работы на уроке

Оборудование: портрет А.П.Чехова, презентация к уроку.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

29(17) января 1860 года в городе Таганроге родился великий писатель А.П. Чехов. Таганрог - это южный морской город. Дед Чехова-крепостной, откупившийся на волю. Отец писателя, Павел Егорович, чтобы прокормить большую семью (а у него было 5 сыновей и дочь), держал бакалейную лавку, где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты. (Из биографии писателя).

2. Сообщение учащегося о детстве и отрочестве Антона Чехова.

1. Итак, начнем с детства того самого Антоши. 29 января 1860 года родился будущий писатель. Он был третьим ребенком в семье, но всего родители Чехова имели шестерых детей.

Чехов сменил несколько учебных заведений сначала он учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет Антон Павлович поступает в таганрогскую гимназию. По сути, эта гимназия сформировала Чехова, как личность. Именно тут его стало отвращать от лицемерия и фальши, и именно в гимназии начинались его первые литературные и сценические опыты.

С 13 лет еще маленький Антон Павлович стал большим поклонником театра. В последствии он принимал участие в домашних спектаклях своего гимназического товарища Андрея Дросси.

Чехов активно развивал свою творческую натуру, реализовав ее в журнальных статьях, сценках и т.д.

Первой драмой, которая была написана Антоном Павловичем, стала “Безотцовщина”, она была написана им в 18 лет. А первым напечатанным рассказом позже стало произведение “Письмо донскому помещику”.

2. В 1879 году Чехов, окончив гимназию, переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета. С 1882 года, будучи пока еще студентом, Антон Павлович помогал врачам при приеме больных. И после окончания первого курса Чехов стал работать уездным врачом в Чикинской больнице. Именно тогда Чехов начал свою деятельность и как писатель.

Эта деятельность забурлила. Чехов писал и в журналах, и работал над произведениями.

Однако Антон Павлович страдал от собственных недостатков. А это были: недостаточная возмужалость и отсутствие чувства личной свободы. И в связи с этим он начинает путешествовать. Однако, несмотря на недовольство собой, слава Чехова все росла и росла.

3. Антон Павлович получает множество премий за свои произведения.

Главным событием в тот жизненный период стало путешествие на Сахалин. Это место он выбрал для привлечения общественности к тяжелой жизни людей, которые находятся на каторге.

С 1890 года Чехов начинает жить в небольшом флигеле на Малой Дмитровке, а через 2 года переезжает в подмосковное имение Мелихово. За это время было написано 42 произведения. Затем Чехов путешествовал по Европе.

Последние годы у Антона Павловича обострился туберкулез. Для того, чтобы улучшить свое здоровье Чехов постоянно живет в своем доме под Ялтой и очень редко приезжает в Москву, где его жена, артистка Ольга Книппер, занимает одно из ведущих мест в труппе МХАТа, с которым Антон Павлович активно сотрудничает.

Чехов не переставал болеть. В его медицинской карточке было указано, что в школьные и студенческие годы он болел туберкулезным воспалением брюшины, но теснение в груди чувствовал еще в десятилетнем возрасте. А с 1884 года Чехов страдал кровотечением из правого легкого.

4. Летом 1904 года Антон Павлович выехал на курорт в Германию и там, в связи с резким обострением болезни, писатель скончался. Это произошло 15 июля 1904 года в Баденвайлере (Германия).

По словам жены Чехова, Ольги Леонардовны, смерть случилась так:

В начале ночи Антон Павлович проснулся и впервые в жизни сам послал за доктором. Потом попросил шампанского. Он сел и уверенно сказал что-то доктору по-немецки. И после этого, он повернулся к жене и сказал тоже, но по-русски “Я умираю”. Затем взял бокал шампанского, повернулся к жене и улыбнулся. Сказал “Давно я не пил шампанского”. Спокойно выпил бокал до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда.

Из Германии гроб с телом писателя доставили в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца. Однако через 30 лет по просьбе жены Чехова состоялось перезахоронение Антона Павловича на сторону кладбища за южной стеной Новодевичьего монастыря.

3. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Затем Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета, и именно в это время стали появляться в печати его произведения под псевдонимом Антоша Чехонте.

- А под какими псевдонимами ещё печатался Антон Чехов? (Антоша Чехонте не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: “Человек без селезёнки”, “Брат моего брата”, “Балдастов”, “Врач без пациентов”, “Вспыльчивый человек”)

Слайд 2

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира? Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

- С чего начинается рассказ? (Кругом тишина и покой. И вдруг: - Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов. — Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!)

- И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

- Кто оказался виновником скандала? (Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.)

- А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзирателъ Очумелов?

Слайд 3

- Как вы думаете, почему рассказ называется “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Хамелеон — в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так:  “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.)

- Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

- Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и к виновнику скандала”.

- Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне? (Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая то деспотическую сущность, то рабскую.)

- Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?

Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показал наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

- Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

- Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом — “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

Слайд 4

Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство — всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы — от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя — особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца ХIХ века.

- А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

Словарная работа

Слайд 5

- Что такое юмор? (Юмор — художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.)

- Что такое сатира? (Сатира — специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности.) Сарказм - язвительная насмешка.

Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Слайд 6,7

- Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (деталь художественная (от франц. — подробность, мелочь, частность) — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания. (Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

- А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)

- А что же замечает автор в Хрюкине? (Полупьяное лицо, на котором что-то написано, здесь же окровавленный палец)

Слайд 8

- Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)

Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический? Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев (“По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?”; “Я человек, который работающий” и т.д.)

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом — повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Слайд 9,10 иллюстрации к этому произведению

4. Инсценировка понравившихся эпизодов.

“Суд над Очумеловым” (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”).

Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия” (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных..., лицемерие...” (Н.В.Гоголь)

Ход суда

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.

Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:

- Так ты кусаться, окаянная? держи её! А... а!

И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.

Защитник: Позвольте, это был? Что за человек?

Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.

Защитник: А кто же был виновник скандала?

Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?

Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну...

Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?

Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.

Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?

Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:

- Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас,чертей!

Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни.

Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?

Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?

Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.

Кто-то из толпы сказал:

- Это, кажись, генерала Жигалова!

На что городовой глубокомысленно заметил:

- Нет, это не генеральская. . . У генерала таких нет. У него всё больше легавые...

Я спросил:

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие, - отвечал городовой. — А может быть и генеральская... На морде у ней не написано... Намедни на дворе у него такую видел.

- Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)

Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.

Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.

А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)

Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.

5. Итог урока

Итак, рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по содержанию, и по форме. Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его “маленькие проблемы”. А они не подвластны времени.

Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. “Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков”, - писал о Чехове К.Чуковский.

Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.

6. Домашнее задание

Слайд 12

1. Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон””?

2. Прочитать рассказ “Злоумышленник”

Читать еще:


Новые материалы:

Сила трения. 10-й класс :: Обобщение по теме "Тепловые явления". 8-й класс :: Урок по теме "Механическая работа" :: Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8-го класса по теме «Тепловые явления» :: Урок-конференция: "Мода и экология" :: The Kid Who Would Be King, 2018 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Кресла/Каталог/Мягкая мебель/Кресла/Тканевые кресла / HomeMe / Кресло тканевое Атланта Dana светло-коричневый (Вельвет) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD