Литературно-музыкальная гостиная «Дороги Пушкина» : Литература

Звучит музыка из романса “Зимняя дорога”. Звон колокольчиков.

1 чтец:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отеческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь сулил...

Учитель: Вглядитесь в эту дорогу. На ней осталась колея от кибитки... На скольких дорогах оставил след Пушкин в сердцах каждого?

Музыка.

1 ведущий: Дороги Пушкина... Мимо холодных, нечистых станций с забитыми, вечно виноватыми смотрителями, мимо бессчётных просторов и верстовых столбов, мимо нищих деревень пролегла дорога.

2 ведущий: Эта дорога вела его от заточения к заточению. Дорога вечного невольника стала великой стезёй. Заточение влекло за собой уединение, где зрела в тишине мысль, где самые простые обычные слова сплетались в удивительные стихи:

1 чтец:

Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

2 чтец:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

3-й:

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета...

4-й:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день...

5-й:

Как грустно мне твоё явленье,
Весна! Весна! Пора любви!
Какое томное мгновенье
В моей душе, в моей крови...

6-й:

Я вас любил так искренно,
Так нежно, как дай вам бог
Любимой быть другим...

1 ведущий:

Дороги Пушкина, дороги пушкинской жизни...

1 чтец:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везёт, не слезет с облучка,
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И презирая лень и негу,
Кричим:пошёл!.. (звон колокольчика)

2-й ведущий:

Начало пути. Царскосельский лицей.

(на 1ый верстовой столб прикрепляется табличка: 1811 год, на второй: 1817)

3 чтец:

В те дни в таинственных долинах
Весной, при кликах лебединых, близ вод,
Сиявших в вышине.
Являться муза стала мне...

2-й ведущий:

О, с какой любовью вспоминал Пушкин это первое в жизни заточение! Каждый год, где бы ни был поэт, с лицейскими друзьями или чаще оторванный от них, он празднует годовщину лицея. Так было и 19 октября 1825 года.

4 чтец:

Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

1 ведущий:

Каким счастливым казалось Пушкину его первое в жизни заточение, когда он возвращался в памяти к лицейским годам! Прощаясь с ним, поэт вглядывается в открывающуюся перед ним дорогу.

5 чтец:

Промчались годы заточенья.
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждёт нас у порога,
Зовёт нас дальний света шум.
И каждый смотрит на дорогу
С сомненьем гордых, юных дум...

6 чтец:

Друзья! Немного снисхожденья -
Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак.

3 ведущий: Друзья оставили Пушкину красный колпак –фригийскую шапочку, которую носили герои революционной Франции. И, может быть, вглядываясь в открывающуюся перед ним дорогу, юный поэт с неюношеской тревогой смотрел в будущее: “Вся жизнь моя-печальный мрак ненастья”...

4 ведущий: Тяжёлые предчувствия не обманули Пушкина. Три года, проведённые в Петербурге, лишь казались лёгкими и беззаботными.

(к 3-ему и 4-ому столбам прикрепляются таблички 1917 и 1820 год)

3 ведущий: (с красным колпаком в руке) Красный колпак Пушкина дразнил чиновный, аристократический, чопорный Петербург. Поэт не снимал его ни перед царём, ни перед всесильным временщиком Аракчеевым.

7 чтец:

Всей Росси притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель.
А царю он - друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто же он? Преданный без лести
...грошевый солдат.

4 ведущий(читает) : “Над здешним поэтом Пушкиным если не туча, то, по крайней мере, облако, громоносное...служа под знаменем либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей и прочее, и прочее”( Из письма Карамзина Дмитриеву от 19 апреля 1820 года)

3 ведущий (в руках стилизованная корона) читает: “Коллежскому секретарю Пушкину, отправляемому к главному попечителю колонистов южного края России, генлейтенанту Инзову, выдать на проезд 1000 рублей ассигнациями из наличных коллегии на курьерские расходы.” (Из приказа министра иностранных дел Нессельроде, 4 мая 1829 года)

(Звон колокольчика. Дорожная музыка. Ведущий прикрепляет к столбам таблички 1820-1824 )

4 ведущий: Унизительное заточение на юге. В южном уединении приходят к поэту и Пленник, и Евгений Онегин, и Мария, и Алеко.

(Инсценировка, чтение в лицах отрывка из поэмы “Цыганы”) Земфира и Алеко.

 4 ведущий: Как жестоко просчитались гонители Пушкина! Они хотели заставить поэта замолчать, а он был прежним. Нет, не прежним. Он стал глубже, серьёзней.

3 ведущий:

Красный колпак не снимает Пушкин и перед Воронцовым:
Полумилорд, полукупец, полумудрец.
Полуневежда, полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Красный колпак был слишком заметен.
Тиран Воронцов хлопочет об изгнании Пушкина с юга.

(Звенит колокольчик, дорожная музыка)

1 ведущий: Снова дорога. Снова за окном кибитки мелькают полосатые вёрсты.

1 чтец:

Ни огня, ни чёрной хаты...
Глушь и снег...Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.

(Звучит романс “Зимняя дорога)(Прикрепляются таблички 1824-1826)

2 ведущий: Новое изгнание, теперь в родовое Михайловское...Здесь, в этих рощах, встретил Пушкин Анну Керн... И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы “Я помню чудное мгновенье”

(Исполняется романс Глинки “Я помню чудное мгновенье)

1 ведущий: Здесь, в Михайловском, Пушкин впервые задумывается о судьбах народов и царей. Он уходит к вольным временам Стеньки Разина, к смутным временам Бориса Годунова.

(Инсценирование отрывка из “Бориса Годунова”, сцена у фонтана) Самозванец и Марина

2 ведущий: Смутные времена Бориса...Смутные времена Николая 1. И снова дорога.

2 чтец:

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой.
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

3 ведущий: Это была дорога в последнее, не названное заточение, в Петербург. Тюремщиком Пушкина становится сам император. Он решает заковать пушкинскую мысль, он становится единственным цензором поэта. Но Пушкин по-прежнему верен идеалам молодости.

2 чтец: (читает стихотворение “Арион”)

3 ведущий: Нет, он не зовёт к новому восстанию, он хочет понять причины трагедии на Сенатской площади. Кони снова понеслись (звенит колокольчиком)

2 ведущий: Новая дорога открывается перед Пушкиным, редкая для него вольная дорога. Он едет в степи Оренбуржья, туда, где бушевало пламя крестьянской войны Пугачёва.

(Инсценирование отрывка из повести “Капитанская дочка”) глава “Сирота” Автор, Пугачёв и Маша

1 ведущий: Пушкин снова в столице. Как тяжело поэту в холодном, душном Петербурге!

1 чтец:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид.
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит...

4 ведущий: Не щадит свободный ум поэта ни “царей земных”, ни “царей небесных”. Но было божество, которому Пушкин поклонялся.

1 чтец:

...Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Эти строки посвящены Наталье Николаевне Гончаровой-будущей жене поэта.

2 ведущий: Свободный ум поэта преображает и его обитель-“город пышный, город бедный”. Вслушаемся в эти звуки ( звучит Гимн великому городу из балета “Медный всадник”, 1 чтец читает вступление к поэме)

2 чтец:

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить... И глядь-как раз помрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля...

1 ведущий: Но ни покоя, ни воли не дано было узнать поэту...

1 чтец:

Катит по-прежнему телега,
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега,
И время гонит лошадей...

2 чтец:

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

(Звучит начало Героической симфонии Бетховена)

Учитель: Последняя дорога вела его на дуэль с Дантесом... (табличка 1837)

Использованы произведения А.С.Пушкина:

1.Дорожные столбы

2.Телега жизни

3.Товарищам

4.19 октября

5.На Аракчеева

6.На Воронцова

7.Зимняя дорога

8.Я помню чудное мгновение

9.В поле чистом серебрится

10.Город пышный, город бедный

11.Мадонна

12.Арион

13.Пора, мой друг, пора!

14.Медный всадник

15. “Евгений Онегин”

16.Пой, ямщик!..

17. Борис Годунов. Фонтан

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по окружающему миру на тему "Семейный бюджет", 3-й класс (1–4) :: Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по временам" :: План-конспект урока трудового обучения во 2-м классе. Тема: "Изготовление шкатулки" :: Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" :: Интегрированный урок по теме "Архитектура города Санкт-Петербурга. Красота линий и форм. Работа с бумагой", 3-й класс :: Последний портрет ( Final Portrait ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Стулья и табуреты / Avanti / Стул барный BCR-102 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как дома накачать нижний пресс

Как качать нижний пресс дома Школа бокса > > Практика > > Как качать нижний пресс дома Вопрос о том, как качать нижнюю часть пресса, нередко возникает именно у...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать лобковую мышцу

Лобково-копчиковая мышца значение эффект Лобково-копчиковая мышца (или Л К мышца) – расположенная в малом тазу, играет важную роль в организме мужчины. От того,...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как питаться в дни тренировок чтобы похудеть

Как правильно питаться при тренировках для похудения Диеты и правильное питание1267 просмотров Соблюдения диет недостаточно для быстрого и эффективного похудения....

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как качать пресс при грыже в пояснице

Упражнения при поясничной грыже позвоночника Грыжа позвоночника чаще всего избирает в качестве своего любимого объекта поясничный отдел, особенно четвертый...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD