Педагогическая мастерская по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие…" : Литература

Цели и задачи:

  1. Дать обзор прозы времён Великой Отечественной войны.
  2. Показать, что проза соединяла патриотические чувства с личными переживаниями лирического героя.
  3. Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать.
  4. Излагать свои мысли, чувства, переживания при составлении своего текста о Великой Отечественной войне.
  5. Воспитывать патриотические чувства.

Формы и методы: беседа, пересказ, составление текстов, презентаций.

Основные умения и навыки: развивать навыки работы с текстом; уметь слушать; делать выводы.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации, диски с военными мелодиями, видеозапись фильма “А зори здесь тихие”, компьютер, видеомагнитофон, проектор.

Ожидаемые результаты:

  • Определение собственной позиции к военным событиям.
  • Желание изучать литературные произведения о Великой Отечественной войне.
  • Умение выразить мысли, чувства, настроение о героинях книги “А зори здесь тихие” Б.Васильева.
  • Возможность создать свой рассказ, повесть о событиях Великой Отечественной войне.

Ход мастерской

Я знаю никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны
...но всё же, всё же, всё же...
А.Твардовский

Первый этап – индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность.

Слово учителя:

Тема Великой Отечественной войны - необычайная тема... Необычная потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального народа, выигравшего битву с фашистом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и души болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Вопросы к обучающимся:

Какие факты о Великой Отечественной войне вам известны?

От кого вы узнавали о фронтовиках, эпизодах Великой Отечественной войны?

Кто из ваших родных, близких принимал участие в событиях Великой Отечественной войны?

Второй этап - создание творческого продукта.

Учитель заранее предложил перечитать произведение или посмотреть фильм по книге Б.Васильева “А зори здесь тихие” и ответить на вопросы

  • Как вы считаете, у войны “женское лицо”?
  • Какие чувства вы испытываете к главным героиням?
  • Какая судьба ждала каждую героиню?
  • Какие черты внесла война в прекрасный женский образ в книге Б. Васильева “А зори здесь тихие”?

Ответ Васильева Ивана:

Книга Бориса Васильева “А зори здесь тихие” потрясла меня до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Все они очень близки мне, в каждой из них я нахожу немного от себя. Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать!

Ответ Коршунова Влада:

Женька Комелькова – веселая, смешная, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – “ прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов А. Блока Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!”

Ответ Воронова Павла:

Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты – усилие воли и выстрел в висок, у Жени – отчаянная и немного безрассудная (могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась); у Сони – удар кинжала в сердце; у Гали – такая же болезненная и беспомощная, как она сама, у Лизы – “ Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны”.

Учитель просит вспомнить и прокомментировать цитаты об образе старшины Васкова.

Ответ Лавыгина Никиты:

Как переживает старшина: “Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!” Наворачиваются слезы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Учитель делает вывод и предлагает студентам “переписать”, пофантазировать над судьбами героинь в мирное время.

Третий этап - “социализация”.

Ребята зачитывают тексты о судьбах героинь, если бы не было войны.

Четвертый этап – промежуточная рефлексия.

Вопрос к ребятам: Почему Б.Васильев в своей книге затронул тему войны и женщины? Размышления над этим вопросом дадут ребятам новые, дополнительные сведения в Великой отечественной войне.

Ответ Коннова Ивана и Генералова Влада:

В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова “мужчины” и “война”, а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их. Но они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и были их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны. И мы считаем, что книга Б. Васильева учит жить, помогать друг другу в трудную минуту, быть настоящим человеком.

Пятый этап – обращение к новой информации и её обработка. Что это будет?

Задание обучающимся: Вспомните произведения о Великой отечественной войне В. Быкова “Сотников”, К. Симонова “Дни и ночи”,

В. Некрасов “В окопах Сталинграда”, можно выбрать по своему желанию и напишите к ним свои комментарии, выскажите своё мнение, свои мысли, чувства, настроение. Эти материалы мы поместим в наш сборник “Вечные темы и проблемы в произведениях о Великой Отечественной войне”.

Шестой этап – обновление созданного студентом своего произведения.

Создание своего произведения о Великой Отечественной войне в жанре рассказа, повести, романа, который будет напечатан в сборнике “Вечные темы и проблемы в произведениях о Великой Отечественной войне”.

Седьмой этап – итоговая социализация. Все участники читают свои произведения, демонстрируют презентации, рисунки о Великой Отечественной войне.

Восьмой этап - рефлексия.

Учитель подводит итог, идёт обсуждение по вопросам:

  • Что нового вы узнали о Великой Отечественной войне?
  • Чего не поняли в повести Б.Васильева “А зори здесь тихие”?

Ваше отношение к войне?

Почему литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником в этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества?

Что характерно для педагогических мастерских

  • Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик.
  • Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
  • Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
  • Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).
  • Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
  • Неочевидность результатов, их непредсказуемость.
  • Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.
  • Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.
  • Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому...
Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик- , -щик- " :: Урок-соревнование "В редакции газеты" по теме "Предлог" (7-й класс) :: "Любимый край земли родной…" Урок русского языка в 11-м классе :: Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Предложение" :: "И вот она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна". Подготовка к ЕГЭ в 9-м классе :: Ночь в Париже ( Ouvert la nuit ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Кровати-машины / Кровать-машина Ламбо Л004 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD