Педагогическая мастерская по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие…" : Литература

Цели и задачи:

  1. Дать обзор прозы времён Великой Отечественной войны.
  2. Показать, что проза соединяла патриотические чувства с личными переживаниями лирического героя.
  3. Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать.
  4. Излагать свои мысли, чувства, переживания при составлении своего текста о Великой Отечественной войне.
  5. Воспитывать патриотические чувства.

Формы и методы: беседа, пересказ, составление текстов, презентаций.

Основные умения и навыки: развивать навыки работы с текстом; уметь слушать; делать выводы.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации, диски с военными мелодиями, видеозапись фильма “А зори здесь тихие”, компьютер, видеомагнитофон, проектор.

Ожидаемые результаты:

  • Определение собственной позиции к военным событиям.
  • Желание изучать литературные произведения о Великой Отечественной войне.
  • Умение выразить мысли, чувства, настроение о героинях книги “А зори здесь тихие” Б.Васильева.
  • Возможность создать свой рассказ, повесть о событиях Великой Отечественной войне.

Ход мастерской

Я знаю никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны
...но всё же, всё же, всё же...
А.Твардовский

Первый этап – индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность.

Слово учителя:

Тема Великой Отечественной войны - необычайная тема... Необычная потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального народа, выигравшего битву с фашистом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и души болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Вопросы к обучающимся:

Какие факты о Великой Отечественной войне вам известны?

От кого вы узнавали о фронтовиках, эпизодах Великой Отечественной войны?

Кто из ваших родных, близких принимал участие в событиях Великой Отечественной войны?

Второй этап - создание творческого продукта.

Учитель заранее предложил перечитать произведение или посмотреть фильм по книге Б.Васильева “А зори здесь тихие” и ответить на вопросы

  • Как вы считаете, у войны “женское лицо”?
  • Какие чувства вы испытываете к главным героиням?
  • Какая судьба ждала каждую героиню?
  • Какие черты внесла война в прекрасный женский образ в книге Б. Васильева “А зори здесь тихие”?

Ответ Васильева Ивана:

Книга Бориса Васильева “А зори здесь тихие” потрясла меня до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Все они очень близки мне, в каждой из них я нахожу немного от себя. Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать!

Ответ Коршунова Влада:

Женька Комелькова – веселая, смешная, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – “ прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов А. Блока Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!”

Ответ Воронова Павла:

Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты – усилие воли и выстрел в висок, у Жени – отчаянная и немного безрассудная (могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась); у Сони – удар кинжала в сердце; у Гали – такая же болезненная и беспомощная, как она сама, у Лизы – “ Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны”.

Учитель просит вспомнить и прокомментировать цитаты об образе старшины Васкова.

Ответ Лавыгина Никиты:

Как переживает старшина: “Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!” Наворачиваются слезы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Учитель делает вывод и предлагает студентам “переписать”, пофантазировать над судьбами героинь в мирное время.

Третий этап - “социализация”.

Ребята зачитывают тексты о судьбах героинь, если бы не было войны.

Четвертый этап – промежуточная рефлексия.

Вопрос к ребятам: Почему Б.Васильев в своей книге затронул тему войны и женщины? Размышления над этим вопросом дадут ребятам новые, дополнительные сведения в Великой отечественной войне.

Ответ Коннова Ивана и Генералова Влада:

В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова “мужчины” и “война”, а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их. Но они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и были их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны. И мы считаем, что книга Б. Васильева учит жить, помогать друг другу в трудную минуту, быть настоящим человеком.

Пятый этап – обращение к новой информации и её обработка. Что это будет?

Задание обучающимся: Вспомните произведения о Великой отечественной войне В. Быкова “Сотников”, К. Симонова “Дни и ночи”,

В. Некрасов “В окопах Сталинграда”, можно выбрать по своему желанию и напишите к ним свои комментарии, выскажите своё мнение, свои мысли, чувства, настроение. Эти материалы мы поместим в наш сборник “Вечные темы и проблемы в произведениях о Великой Отечественной войне”.

Шестой этап – обновление созданного студентом своего произведения.

Создание своего произведения о Великой Отечественной войне в жанре рассказа, повести, романа, который будет напечатан в сборнике “Вечные темы и проблемы в произведениях о Великой Отечественной войне”.

Седьмой этап – итоговая социализация. Все участники читают свои произведения, демонстрируют презентации, рисунки о Великой Отечественной войне.

Восьмой этап - рефлексия.

Учитель подводит итог, идёт обсуждение по вопросам:

  • Что нового вы узнали о Великой Отечественной войне?
  • Чего не поняли в повести Б.Васильева “А зори здесь тихие”?

Ваше отношение к войне?

Почему литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником в этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества?

Что характерно для педагогических мастерских

  • Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик.
  • Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
  • Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
  • Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).
  • Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
  • Неочевидность результатов, их непредсказуемость.
  • Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.
  • Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.
  • Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому...
Читать еще:


Новые материалы:

Краеведение. Рельеф Челябинского Урала: три ступени высоты :: Урок обобщающего повторения в 7-м классе по теме "Северная Америка" и методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения :: Классный час "Алтай – духовный полюс планеты" :: Урок-практикум по географии для 9-го класса "Характеристика металлургических баз России" :: "Австралия". 8-й класс :: Танцы насмерть, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Polini / Кроватка-трансформер Polini Simple 1100 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Можно ли накачать мышцы без спортивного питания

Набор мышечной массы без спортивного питания Современная индустрия спортивного питания при желании позволяет почти любому посещать тренажерный зал и менять...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать предплечья гантелями

Как накачать мощные предплечья – упражнения со штангой и гантелями Наряду с бицепсами и трицепсами, по-настоящему атлетичный вид мужским рукам придают мощные...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD