Урок литературы "С.Т.Аксаков "Очерк зимнего дня" (анализ авторского текста). Авторская позиция в тексте очерка". 6-й класс : Литература

Урок литературы "С.Т.Аксаков "Очерк зимнего дня" (анализ авторского текста). Авторская позиция в тексте очерка". 6-й класс : Литература

Цели урока:

  • проанализировать “Очерк зимнего дня” с точки зрения содержания и формы;
  • освоить понятия опорные слова и ключевые слова в тексте;
  • формировать умение вчитываться в текст, рисовать в воображении словесные картины;
  • развивать чувство слова, наблюдательность.

Технологии: ТО, личностно-ориентированная, ИКТ, интегрированное обучение.

Оборудование: презентация из репродукций картин русских художников, посвященных зимней природе; музыка Вивальди “Времена года” “Зима”, Чайковского “Времена года” “Январь”; план анализа прозаического произведения у каждого ученика на парте.

Эпиграф: “Горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим Божий мир, не остыла в душе моей...” С.Т.Аксаков

Ход урока

1. Организационный момент:

Добрый день! Подравняйтесь! Проверьте вашу готовность к уроку. Тихонько садитесь.

2. Слово учителя.

Звучит музыка Вивальди “Времена года” “Зима”.

  • “В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда, по народному выражению, солнышко пошло на лето, а зима на мороз. Стужа росла с каждым днем, и 29 декабря ртуть застыла и опустилась в стеклянный шар. Птица мерзла на лету и падала на землю уже окоченелою. Вода, взброшенная вверх из стакана, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на вершок, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина....Воздух был сух, тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались невеяными, так что и деваться с ними было некуда”.
  • Что за отрывок я вам прочитала? (Так начинается “Очерк зимнего дня” С.Т.Аксакова)
  • Действительно, это описание зимнего дня из очерка Аксакова. Тема нашего урока “С.Т. Аксаков “Очерк зимнего дня”. Авторская позиция в очерке” (слайд 1). В качестве эпиграфа к уроку я выбрала слова самого Сергея Тимофеевича Аксакова: “Горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим Божий мир, не остыла в душе моей...”. Итак, на уроке мы подробно поговорим об этом произведением, попытаемся проанализировать с точки зрения содержания и формы (план анализа прозаического произведения лежит у вас на партах). Мы с вами вспомним, что это за жанр – очерк, каковы его особенности и как эти особенности жанра проявились в произведении Аксакова; и в процессе работы познакомимся с новым теоретическим материалом.

3. Работа с текстом

  • Ребята, “Очерк зимнего дня” написан Сергеем Тимофеевичем Аксаковым за 4 месяца до смерти, в декабре 1858 года. 1858 и 1813 – 45 лет отделяют время действия в очерке и дату его написания. Как вы думаете, почему через 45 лет писатель вспомнил прошедшее? (Его поразили события того времени: необыкновенная зима, губительные для людей и скота холода, болезни.)
  • Найдите и прочитайте в тексте предложения, которые помогут вам ответить на этот вопрос. (С трудом пробивали проруби на пруду. Корма выходило втрое против обыкновенного, и крестьяне начинали охать и бояться... Все молились о снеге).
  • Ребята, в языкознании и литературоведении существуют 2 понятия; опорные слова и ключевые слова. Взгляните на доску (слайд 3,4)
    “Опорные слова – главные слова, на которых строится текст, они передают содержание, смысл текста”. Укажите в найденных вами предложениях опорные слова, по которым вы с легкостью сможете восстановить предложение. (Стужа росла, птица мерзла на лету, земля промерзла...)
    “Ключевые слова – слова, отражающие отношение автора к изображаемому”. Найдите в этих же предложениях ключевые слова. (Трескучие морозы, с трудом пробивали, молились о снеге...)
  • Вот какая это была зима, потому-то она и запомнилась автору.

4. Физминутка

Встаньте - проговорите термины еще раз в парах

Итак, что такое опорные слова? Что такое ключевые слова?

5. Анализ произведения.

  • Какую же цель ставил автор, когда писал свой очерк? (Рассказать о необыкновенной зиме, поделиться своими наблюдениями, своими чувствами и переживаниями, показать жизнь природы)
  • Что же такое очерк? Каковы особенности очерка как жанра? (Очерк – это прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк и отличается от рассказа, в котором изображены вымышленные события. Особенности очерка: документальность, достоверность фактов; описания и наблюдения в очерке складывается из наблюдений рассказчика, который сопоставляет или противопоставляет события, объединяя их одной темой; очерк имеет свободную композицию, которая строится рассказчиком; очерк может включать в себя описания портрета, интерьера, пейзажа, повествовать о поступках и действиях персонажа).
  • Итак, чем очерк отличается от рассказа? (В нем мало сюжета, в основе очерка лежат личные впечатления автора).
  • Есть ли жанровые особенности очерка в прочитанном вами произведении? Аргументируйте свой ответ. (События достоверны, описания и наблюдения рассказчика изложены в свободной композиции).
  • В основе любого художественного произведения лежит какой-то конфликт. Мы часто толкуем это понятие на бытовом уровне, как столкновение, ссора людей, но в литературе конфликт это нечто другое. Чтобы понять, что такое конфликт в художественном произведении, обратимся к словарю литературоведческих терминов в учебнике. Откройте учебник на стр. 297.[1] Давайте прочитаем определение.
  • Скажите, есть ли в данном очерке конфликт персонажей? Что друг другу противостоит в этом произведении? (Люди и природа, зима)
  • Конечно, художественным конфликтом называется всякое противоборство действующих в литературном произведении сил — социальных, природных, политических, нравственных и т.д.
  • Ответьте на еще один вопрос: острый ли этот конфликт или он сглажен, так как одной стороне не перебороть другую? (“У природы нет плохой погоды”)
  • Верно. Для очерков вообще характерна ослабленность, невыраженность конфликта. Тем не менее он есть, мы его увидели; давайте проследим, как развивается этот конфликт.
  • Есть ли экспозиция в очерке? (Экспозиция слилась с завязкой)
  • Итак, что же будет завязкой? (Завязка – описание сильного мороза).
  • А развитие действия? (Это описание идет по нарастающей: с каждым предложением усиливается ощущение надвигающейся беды – холод, простуды, нехватка корма, стали бить лишнюю скотину, что привело к большим заболеваниям).
  • Кульминация? (все молились о снеге)
  • Когда наступает развязка? (Описание падающего снега, состояния автора и крестьян и описание рассвета, проснувшейся деревни, умиротворенного состояния автора).
  • В курсе литературы мы с вами будем встречаться с различными типами очерков, сейчас мы с вами только в начале пути изучения этого жанра. Мы поговорим о проблемных, портретных, путевых, дневниковых, биографических, пейзажных очерках (слайд 5). Ориентируясь на названия очерков, подумайте, какой очерк перед нами? (Пейзажный).
  • “Очерк зимнего дня” - далеко не первый очерк Аксакова. Вслушайтесь в названия других его произведений и подумайте, какой общей темой они объединены? “Собирание бабочек”, “Записки ружейного охотника”, “Записки об уженье рыбы”, “Буран”.(Жизнь природы, все они о природе его родной земли).
  • Давайте подробно поговорим о том, каким же предстает перед нами сам автор – рассказчик? Что мы узнаем о его пристрастиях и увлечениях? (Страстный охотник, тонко чувствует красоту (об этом говорит его прогулка по снежному саду и то, как он встречает рассвет))
  • Найдите предложения, где сказуемые выражены глаголами в прошедшем времени множественного числа (С трудом пробивали пешнями и топорами проруби на пруду..."; "стали бить лишнюю скотину...)
  • Какие подлежащие-местоимения можно туда вставить? (мы, они)
  • А кто это они? О ком идет речь? (Люди, народ)
  • Сопереживает ли автор страданиям людей? Найдите строки, подтверждающие эту мысль. (“Болезни, безветрие, бесснежие, и впереди бескормица для скота. Как тут не приуныть?”, “сочувствуя общему желанию, я радовался снегу”)
  • Значит, автор очерка – это человек способный сопереживать чужому горю, а это говорит о каких качествах характера? (Доброта, душевность)
  • А как характеризуют человека такие слова: “Как хорошо, как сладко было на душе! Спокойно, тихо, светло! Какие-то неясные, полные неги, теплые мечты наполняли душу...”? (Автор тонко чувствует природу, ранимый )
  • Все говорит о том, что Аксаков – человек, не равнодушный ко всему окружающему, тонко чувствующий и благодарный. Любит ли автор свой край? (Он любит русскую природу и родной край).
  • Наверное, самый верный способ выразить писателю любовь к своему краю – это красочно и с любовью описать его природу. Давайте обратимся к очерку и посмотрим, как же автор описывает зимнюю природу.
  • Прочитайте выразительно отрывки-описания природы.(“Великолепен был вид зимней природы....один на другой”, “пошли косички..... гуще и сильнее” , “Чтобы вполне.... одевал землю”)
  • Какую яркую картину создает автор! Любуясь сам, он передает свое восхищение нам. Что же помогает автору добиться такой выразительности? (художественные средства, тропы).
  • Какие художественные средства вы видите? (Олицетворение. Природа одушевлена, она живая: Солнце вставало и ложилась... Месяц ходил по небу... Мороз выжал...Солнечные лучи осыпали блеском...Снег белым мраком одевал землю... Природа словно сжалилась над людьми, подарила снег).
  • Найдите эпитеты (Воздух сух, тонок, жгуч, пронзителен. Порхающие снежинки, пухлая белая туча, поразительная тишина, благодатный снег).
  • Посмотрите, какой яркий эпитет “благодатный”! из каких корней состоит это слово? Почему снег может дать благо? (“благо”, “дать”. При снеге мороз ослабнет, земля будет защищена снежным покровом).
  • Найдите в тексте сравнения. Я напоминаю, что сравнения вводятся в текст словами как, будто, словно, это так называемые простые сравнения. Их легко найти в тесте благодаря этим словами подсказкам. Но в литературе есть понятие творительный сравнения. Это существительное, стоящее в форме творительного падежа, которое легко поменять на оборот с как. Например, покатилось яблоком – покатилось как яблоко. Найдите подобные сравнения в тексте? (Солнечные лучи скользили блеском алмазных лучей... Небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом..)
  • С какой целью использует автор эти средства художественной выразительности? (Яркая картина, передать свое отношение к окружающему миру)
  • Давайте проследим, как изображает писатель “падение снега”. Какими словами автор передает усиление снегопада? (Сначала “снег идет прямо, медленно, большими клочьями опускался на землю.” С обеда “снег шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее” Потом уже “снежный поток”, “будто небеса разверзлись и напомнили весь воздух движением и поразительной тишиной”. А вот уже падающий снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю).
  • Найдите ключевые слова в этом отрывке.
  • А как рисует автор наступление зимнего рассвета? Найдите опорные и ключевые слова. (“Совершенная тишина. Воздух мягок... Долго не было никакой перемены. Наконец показалась особенная белизна в окнах, побелела печь... шкаф.” Сначала печка освещала комнату, потом белый день вступил в свои права...)
  • Обратите внимание, как мастерски автор передает неуловимые изменения в природе. Автор видит не только красоту в природе, но и красоту слова. Никакой вычурности, все просто, ясно, но каждое слово к слову подобрано. Аксаков чувствует силу слов, знает и любит свой родной язык.
  • Какие еще виды искусства могут передать красоту природы и выразить отношение к ней? (Живопись, музыка)
  • Мы с вами сейчас посмотрим репродукции картин Саврасова, Левитана, Мещерского, Клевера, Поленова, Шишкина и коломенских художников Абакумова и Циркина в сопровождении фортепьянной пьесы “Январь. Святки” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”. Ваша задача подумать, какие чувства, настроения вызывают у вас эти полотна и эта музыка?

6. Просмотр фильма-презентации: картины русских художников под музыку Чайковского “Январь” (слайд 6)

  • Какое настроение, какие чувства вызывают у вас эти живописные полотна?
  • Как достигают художники такого восприятия? Какими средствами художники пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как зима? (Художники используют определенные краски: прозрачные, неяркие, холодные тона)
  • А как музыка Чайковского передает настроение зимы?
  • Попробуйте ответить, что общего вы смогли заметить в изображении природы в разных видах искусства? Что их объединяет? (Авторы стремится передать свое отношение к описываемому.)

7. Организация домашнего задания

Вашим домашним заданием будет создать свой очерк, где вы можете поделиться вашими личными впечатлениями об увиденном природном явлении. Или нарисовать иллюстрацию к очерку Аксакова, передав свое отношение к изображаемому. (слайд 7)

8. Завершение беседы:

- За работу на уроке оценки получают.. ....

- С какими новыми для вас теоретическими понятиями вы познакомились сегодня на уроке? (очерк, ключевые слова, опорные слова, виды сравнений (прямое и творительный сравнения)

- Что запомнилось, понравилось на этом уроке?

Памятка ученику к уроку.

План анализа прозаического произведения.

  1. История создания произведения.
  2. Жанр, его признаки и особенности.
  3. Основная тема, идея произведения.
  4. Особенности композиции.
  5. Основные художественные образы.
  6. Стилистические особенности произведения (построение предложений, тропы – олицетворение, эпитеты, сравнения, метафора, повторы, образ-символ, антитеза, гипербола, пейзаж, портрет, лирические отступления, авторские описания).
  7. Образ повествователя (рассказчика), его влияние на читателя (уловить настроение произведения, нет ли поучений, эмоциональная окраска произведения) .

Очерк – это прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни.

Этим очерк и отличается от рассказа, в котором изображены вымышленные события.

Особенности очерка:

1. Документальность, достоверность фактов.

2. Описания и наблюдения в очерке складывается из наблюдений рассказчика, который сопоставляет или противопоставляет события, объединяя их одной темой.

3. Очерк имеет свободную композицию, которая строится рассказчиком.

4. Очерк может включать в себя описания портрета, интерьера, пейзажа, повествовать о поступках и действиях персонажа.

Список литературы.

  1. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Под ред. Беленького Г.И. 12-е изд., стер. - М.: 2011., Ч.1 - 256 с., Ч.2 - 271с.
  2. Денисова В.Ф. Анализ эпического текста. “Очерк зимнего дня” С.Т.Аксаков. - http://vladlena-denisowa.narod.ru
Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира по теме "Охрана природы. Заповедники". 4-й класс :: Урок русского языка с деятельностным подходом "Логическое ударение". 3-й класс :: Что такое технология. Приемы окрашивания бумаги. 1-й класс :: Интегрированный урок (чтение + технология + музыка) по теме "В.Катаев "Цветик-семицветик" :: Особенности организации работы с детьми младшего возраста (2,5–3,5 г.) при обучении английскому языку :: Все пары делают это ( Daddy Cool ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Запрещенный прием (Sucker Punch, США, 2011) - спойлеры, пересказ, трактовка ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD