Методичекая разработка урока литературы на тему "Речь Тараса Бульбы о товариществе". 7-й класс : Литература

Цели урока: рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование урока: иллюстрации к повести, план анализа речи, репродукция картины, справочная литература, словари.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Мы прочитали повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Многоликие картины жизни запорожской вольницы предстали перед нами, ослепительное разнообразие самобытных характеров “гордых и крепких, как львы, воинов”, которые храбро защищали свои земли. Таков и Тарас Бульба.

Вот он едет с молодыми сыновьями по степи в славное Запорожье. Как хороша степь, по которой они едут! Сильно и нежно любит и эту степь, и всю свою Родину Тарас. Ничего не знает он выше этой любви к Отчизне, нет ничего для него выше казачества, боевой дружбы .И когда казаки сделали его своим атаманом и Сечь готовилась дать врагу сражение, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать всё, что было у него на сердце.

Именно эта речь , речь Тараса Бульбы о товариществе, в центре нашего внимания на уроке. Мы рассмотрим её с риторических позиций( с точки зрения категории изобретения ), постараемся понять, какое место занимает эта речь в композиции повести и какую роль играет в раскрытии характера Тараса Бульбы, как Тарас Бульба подтверждает её справедливость своими убеждениями, своей жизнью и даже смертью.

Сообщение ученика о картине И.Е.Репина “Запрожцы”

Пожалуй, ни одна картина И.Е. Репина не стала такой популярной, как “Запорожцы” .У каждого художника есть своя тема, которая проходит через всё его творчество, как ведущая мелодия в симфонии. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа .Тема эта вовсе не была нова, но у Репина она прозвучала свежо и самобытно. Но только в “Запорожцах” Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник своё монументальное полотно.

В основе картины – действительное историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлёт запорожцам “грозную грамоту”, в которой призывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлёсткий озорной ответ, полный юмора и отваги.

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченно стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо турецкому султану. Оно составляется “всем миром”, каждому хочется вставить что-то своё, и это так выразительно показано, что чудится, будто над картиной стоит гул голосов и сотрясается воздух от громоподобного “лыцарского хохота”.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплочённую группу людей ,единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского “Тараса Бульбы”: “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей.” Неслучайно известный критик Стасов писал о картине: “Любите вы людей могучих, энергичных, крепких, непобедимых, которые всегда и везде за себя постоят , да на которых и другие могут понадеяться, как на каменную гору”. Именно таковы “Запорожцы” Репина.

Таков и Тарас Бульба – главный герой одноимённой повести Гоголя.

Беседа с учащимися.

Характеризуя творчество Гоголя, В.Г.Белинский писал: “ Скажите, какое впечатление производит прежде всего на вас каждая повесть Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить: “Как всё это просто, обыкновенно, естественно и верно, и вместе с тем, как оригинально и ново!”

  1. “Оригинально и ново”... Для характеристики какой риторической категории мы можем использовать эти слова? (Изобретение).
  2. Что значит “изобретать речь?” (Значит творить. Изобретение – это творчество, а всякое творчество в известной мере тайна. Риторика помогает найти лишь подходы к этой тайне. ).
  3. Как вы думаете, что это значит? (В каждом высказывании должно быть что-то новое, надо искать своё видение предмета речи. Отсутствие нового, с точки зрения риторики, ведёт к неудаче.)
  4. Какие источники изобретения речи вы знаете? (“Общие места”, или “топики”).
  5. С каким “топиком” вы уже знакомы? (Определение)
  6. Какие определения вы знаете? (Логические и риторические).
  7. Чем отличается логическое определение от риторического?
  8. На доске вы видите определение слова “товарищество”. Какое оно? (Логическое). Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.
  9. А как определяет это понятие Тарас Бульба в своей речи? (Товарищество – родство не по душе, а по крови).
  10. Какое это определение? (Риторическое).

Речь Тараса Бульбы. Чтение наизусть.

Опыт риторического анализа речи.

Слово учителя. Итак, обратимся к речи Тараса Бульбы, попытаемся приоткрыть тайну замысла – это первый шаг на пути к риторическому анализу текста. Перед вами вопросы, на которые вы должны ответить.

1. Анализ ситуации.

2. Какие духовные ценности важны для говорящего?

3. Позиция говорящего.

4. Характеристика адресата речи.

Ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие позицию говорящего..

6. Задачи высказывания.

7. Тезис (основная мысль высказывания).

8. Чем вызвана потребность выступать?

9. Оценка воздействия речи на слушателей.

Опыт литературоведческого анализа речи.

1. Слово учителя. Наиболее важные фразы, которые мы отметили, выполняя риторический анализ, я выписала на доске. Это следующие фразы:

“Но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет уз святее товарищества! Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому из них не доведётся так умирать!”

Вопросы для литературоведческого анализа речи.

1. Почему Тарас произносит речь перед боем?

2. Обратите внимание на фразы, написанные на доске и ответьте на следующие вопросы.

3. В чём особенность русского товарищества?

4. Каким эпизодом можно подтвердить сделанный вами вывод?

5. Какие чувства испытывает Тарас, увидев Андрия во главе вражеского войска.

6. Читаем следующие слова : “Нет уз святее товарищества”?

И отвечаем на вопросы “Как эти слова объясняют поступок Тараса?”

7. Перескажите эпизод “Казнь Остапа”.

8. Прочитаем эпизод “Гибель Тараса” и ответим на вопрос: “С кем можно сравнить Тараса в его последней битве”?

Подведение итогов урока

1. Вывод из литературоведческого анализа речи : в образе Тараса Бульбы соединены любовь к родной стране, мечта о свободе, бесстрашие, огромная нравственная сила, стремление к подвигу, готовность принести себя в жертву высокой идее. Все эти черты характера мы можем найти в речи Тараса Бульбы. Эта речь - свидетельство его мудрости, патриотических чувств, гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убеждённости в правоте своего дела.

2. Вывод из риторического анализа речи : чтобы познать тайны “изобретения”,не нужно ни с кем встречаться, не нужно вообще трогаться с места , нужно лишь время, книга и желание подумать над ней. Это не так легко, как может показаться с первого взгляда: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, за каждой разгаданной тайной встаёт новая, потому, что художественное произведение неисчерпаемо.

3. Заключительное слово учителя.В.Г.Белинский о “Тарасе Бульбы”:

“Что же такое Тарас Бульба? Это представитель жизни народа, жизни целого политического общества в известную эпоху жизни”. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то, и другое в каждой капле крови своей.”

Домашнее задание.

Написать небольшое выступление “Обращение к друзьям”,  в котором выразить своё отношение к чувству дружбы и братства.

Читать еще:


Новые материалы:

Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России :: Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток" :: История деревень бывшей Сигорской волости Угличского района Ярославской области в первой половине ХХ века. 10-й класс :: Формирование экологической культуры старших дошкольников через исследовательскую проектную деятельность :: Руководство по сказкотерапии "Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека" :: Любовь прет-а-порте, 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Прямые столы / МФ Мастер / Стол компьютерный Рикс-46 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD