Урок литературы "М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта". 7-й класс : Литература

Урок литературы "М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта". 7-й класс : Литература

Тип урока: комбинированный (изучение новой темы с элементами повторения)

Цель урока для учителя: создать на уроке условия для проявления познавательной активности учащихся в расширении  и систематизации знаний о жизни М.Ю. Лермонтова  и истоках его поэзии.

Цель урока для учащихся: расширить и систематизировать знания о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о биографии М. Ю. Лермонтова;
  • показать связь между жизнью и литературным творчеством поэта;
  • помочь учащимся проникнуться настроением стихотворений М.Ю. Лермонтова, почувствовать их поэтичность;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть.

Развивающие:

  • развивать умение учащихся находить дополнительный материал по теме и выступать перед аудиторией;
  • развивать умения воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное;
  • развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание;
  • развивать эстетический вкус учащихся.

Воспитательные:

  • прививать любовь к литературе;
  • формировать интерес к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;
  • воспитывать эстетическое восприятие (через музыку, художественное слово)

Планируемые результаты:

Предметные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подчеркнуть яркую индивидуальность его поэтического гения.

Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний.

Регулятивные УУД: определять цели обучения, формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; брать на себя ответственность за деятельность группы; использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные УУД: воспитывать у обучающихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Оборудование: выставка, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова; компьютер и проектор; раздаточный материал (индивидуальная карта, карты-памятки и листы с заданиями для работы в группе).

Педагогические технологии: проблемного обучения, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, дифференцированного подхода в обучении, ИКТ-технологии.

Методы обучения: репродуктивный, метод творческого чтения и частично-поисковый в их сочетании.

Технологическая карта урока. Приложение 1.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

  • определение учащимися темы и цели урока;
  • осмысленное выразительное чтение;
  • устные ответы учащихся на поставленные вопросы с учетом содержания и речевого оформления;
  • мониторинг работы группы (создание алгоритма деятельности, работа с информацией, взаимодействие и сотрудничество в группе); итоги работы группы на листе для заданий;
  • творческая работа учащихся (эссе или развёрнутый ответ на вопрос в индивидуальной карте);
  • статистика карт рефлексии.

Ход урока

Этап 1. Организационный момент. Приветствие.

Этап 2. Мотивационный этап.

Учитель: У каждого из вас есть индивидуальная карта работы, подпишите её. Приложение 2.

Я сейчас прочту высказывание А. А. Ахматовой. Попробуйте понять, о ком идет речь?

Приложение 3. Слайд 1.

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар.  Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему... Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не знают себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста... (А. А. Ахматова)

Предположения учащихся. А.А. Ахматова говорит о М. Ю. Лермонтове.

Формулировка учащимися темы и целей урока.

Учитель: А теперь назовите тему нашего урока.

Учащиеся говорят о том, что на уроке мы будем говорить о М. Ю. Лермонтове.

Учитель: Можем ли мы с уверенностью сказать, что знаем достаточно о М. Ю. Лермонтове, чтобы знакомиться с новыми его произведениями. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Учащиеся предполагают, что на уроке нужно расширить представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтове.

Слайд 2

Этап 3. Актуализация знаний о М. Ю. Лермонтове .

Учитель: Начнем наш урок литературы с поэтической пятиминутки и вспомним стихотворения М. Ю. Лермонтова, изученные в 5-6 классах.

Учащиеся читают наизусть стихотворения “Утес”, “Тучи”, “Парус”.

Слайд 3-5

Учащиеся поют романс под гитару “Выхожу один я на дорогу”.

Слайд 6

Что объединяет данные стихотворения?

Тема одиночества. (Размышления учащихся об одиночестве сосны, утеса, об одиночестве поэта).

Учитель: Слушая эти стихи, понимаешь, как одинок был этот поэт, мотив одиночества и печали постоянно звучит в его стихах. Почему?

Учащиеся отвечают, что на протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Тема одиночества проходит почти через все его произведения. 

Учитель: Эпиграф нашего урока :

Выхожу один я на дорогу...
М.Ю. Лермонтов

Слайд 7

Учитель: Как вы думаете, какое значение имеет слово “дорога” в стихотворении М. Ю. Лермонтова?

Учащиеся предполагают, что речь идет о жизненном пути.

Учитель: Действительно, дорога - это древний образ-символ. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. К использованию мотива дороги в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь. Когда читаешь строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова, создается такое впечатление, что вместе с поэтом проходишь еще раз “кремнистый путь” его творческой жизни.

Этап 4. Работа с новым материалом.

Учитель: А сейчас послушаем небольшое сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Презентация, выполненная учеником (индивидуальное домашнее задание по учебнику: Литература. 7 класс. Учебн. для общеобраз. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009 г.)

Учитель: Внимательно прочитайте статью учебника о М. Ю. Лермонтова, которую написал литературовед Ираклий Андроников. Работая в группе, ответьте на вопросы, которые даны на листе заданий. Итоги работы группы кратко сформулируйте на листе заданий. Приложение 4. Воспользуйтесь картой-памяткой для работы в группе Приложение 5. Выберите, кто из группы будет озвучивать ответы.

Группа №1

  1. Чем знаменателен в русской истории год рождения М. Ю. Лермонтова?
  2. Почему детство поэта было невесёлым?

Группа №2

  1. Какие факты детства поэта стали основой его интереса к истории и Кавказу?
  2. Какими природными талантами обладал Лермонтов и как это отразилось в его творческой деятельности?

Группа №3

  1. Как Лермонтов попал в Петербург? Какие философские размышления о жизни дал поэту Петербург?
  2. Какие события русской истории волновали поэта?

Группа №4

  1. Как в истории русской литературы соединились имена А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?
  2. Была ли случайностью гибель М. Ю. Лермонтова?

Каждый из полученных группами результатов раскрывает грани жизни М.Ю. Лермонтова и становится одним из элементов для расширения представления о личности поэта.

После прослушивания всех ответов в группе отвечают на вопрос: “Что для вас было новым в статье о Лермонтове?”

Учитель: Прочитайте и обсудите в группе статью учебника “Читатели Лермонтова о своих впечатлениях”. Напишите эссе или развернутый ответ на вопрос: “Что заинтересовало вас в воспоминаниях о Лермонтове? ” (вопрос №3 индивидуальной карты). Сочинение пишите на оборотной стороне индивидуальной карты.

Чтение творческих работ.

Этап 5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 9

Учитель: Недолгая, но яркая жизнь М.Ю.Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел он и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. Подумайте, достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? Ответьте на вопрос № 4 индивидуальной карты. Продолжите предложение: “Сегодня на уроке литературы я узнал(а)...”.

Заполнение карты рефлексии в индивидуальной карте.

Учитель. Индивидуальные карты вы сдаете. Я прочитаю ваши творческие работы, и каждый из вас получит оценку за урок.

Домашнее задание.

Слайд 10

Прочитать “Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Отсроченное домашнее задание (на выполнение дается 2 недели) по выбору. Изучая творчество М. Ю. Лермонтова,

– напишите эссе “Чем пленяет меня М. Ю. Лермонтов?”

– при помощи средств ИКТ создайте свой портрет М. Ю. Лермонтова.

Литература

  1. Лермонтовская энциклопедия / гл. редактор В. А. Мануйлов. – М. : Сов. энциклопедия,  1981. – 784 с. : ил.
  2. Литература. 7 класс. Учебн. для общеобраз. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009 г.
  3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ В.Я. Коровина. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.: ил.
  4. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) / Сухих, И.Н. Русская литература для всех. От “Слова о полку Игореве” до Лермонтова / И. Н. Сухих ; худ. В. Ноздрин. – СПб. , 2013. – С. 457-539 : ил.
Читать еще:


Новые материалы:

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии :: Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку" :: Копытные животные :: Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс :: Раскрытие творческих способностей учащихся :: Берлинский синдром ( Berlin Syndrome ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Timberica / Кровать двухъярусная Фрея-23 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD