Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) : Литература

Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) : Литература

И не замьдли въздати молтвоу въвръма.

В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой молитва - это хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, Богородице, святым.

Все стихотворение Лермонтова – это внутренний монолог автора, трепетный разговор с читателем.

Художественное произведение построено на мысли поэта, что молитва для лирического героя является той силой, которая рождает в душе любовь к миру, к Богу.

Свою главную мысль автор доносит до читателя, рассказывая о живых впечатлениях, которые переполняют героя после чтения молитвы “чудной”.

Читатель не знает, какую молитву “твердит наизусть” герой, но чувствует в душе трепетный восторг от “созвучья слов живых”.

Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший – катренов.

Катрен (от франц. quatrain) - четверостишие, наиболее распространенная форма строфы с рифмами aabb, abab,abba. Он позволяет достичь огромного ритмического, синтаксического и интонационного многообразия, что и видно в стихотворении Лермонтова.

В первой психологическое состояние героя предельно ясно выражено в словах “теснится в сердце грусть”. Какое точно подобранное слово “теснится”, то есть переполняет чувством грусти в избытке! Рифма “трудную – чудную” показывает читателю, как красота слова воздействует на тяжелое состояние человека и преображает его, рождает в сердце “ силу благодатную”.

Для произносящего молитву она не только благо, но и чудо! Потому и “непонятная, святая прелесть” в ней. Чудо подчеркивает и инверсия. “Созвучья слов”так проникают в сердце, что уходит грусть, возникает умиротворение.

В заключительной строфе виден результат молитвенных слов, прошение принесло блаженство душе, слезы приносят очищение.

С души как бремя скатится
Сомненье далеко

Ямб в сочетании с пиррихием рожает легкость, музыкальность стиха, а повтор в конце стихотворения (легко, легко) показывает возрождающую силу молитвы на душу лирического героя.

Стихотворение наполнено художественными средствами: эпитетами (минуту трудную, непонятная, святая прелесть, сила благодатная); метафорой: (дышит непонятная, святая прелесть), сравнением (с души как бремя скатится), которые помогают понять замысел автора, показать воздействие молитвы на душу человека.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" :: Урок математики "Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала". 1-й класс :: Внеклассная работа. Праздник для 3–4-х классов. "По дорогам сказок" :: Как рождается герой. Б.Заходер "История гусеницы", Ю.Мориц "Жора Кошкин" :: Урок по природоведению в 3-м классе "Водоемы нашего края" :: Овердрайв ( Overdrive ), 2017 :: Тумбы под ТВ / MOON TRADE / Тумба многоцелевая Ронда 303 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD