Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) : Литература
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) : Литература

И не замьдли въздати молтвоу въвръма.

В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой молитва - это хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, Богородице, святым.

Все стихотворение Лермонтова – это внутренний монолог автора, трепетный разговор с читателем.

Художественное произведение построено на мысли поэта, что молитва для лирического героя является той силой, которая рождает в душе любовь к миру, к Богу.

Свою главную мысль автор доносит до читателя, рассказывая о живых впечатлениях, которые переполняют героя после чтения молитвы “чудной”.

Читатель не знает, какую молитву “твердит наизусть” герой, но чувствует в душе трепетный восторг от “созвучья слов живых”.

Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший – катренов.

Катрен (от франц. quatrain) - четверостишие, наиболее распространенная форма строфы с рифмами aabb, abab,abba. Он позволяет достичь огромного ритмического, синтаксического и интонационного многообразия, что и видно в стихотворении Лермонтова.

В первой психологическое состояние героя предельно ясно выражено в словах “теснится в сердце грусть”. Какое точно подобранное слово “теснится”, то есть переполняет чувством грусти в избытке! Рифма “трудную – чудную” показывает читателю, как красота слова воздействует на тяжелое состояние человека и преображает его, рождает в сердце “ силу благодатную”.

Для произносящего молитву она не только благо, но и чудо! Потому и “непонятная, святая прелесть” в ней. Чудо подчеркивает и инверсия. “Созвучья слов”так проникают в сердце, что уходит грусть, возникает умиротворение.

В заключительной строфе виден результат молитвенных слов, прошение принесло блаженство душе, слезы приносят очищение.

С души как бремя скатится
Сомненье далеко

Ямб в сочетании с пиррихием рожает легкость, музыкальность стиха, а повтор в конце стихотворения (легко, легко) показывает возрождающую силу молитвы на душу лирического героя.

Стихотворение наполнено художественными средствами: эпитетами (минуту трудную, непонятная, святая прелесть, сила благодатная); метафорой: (дышит непонятная, святая прелесть), сравнением (с души как бремя скатится), которые помогают понять замысел автора, показать воздействие молитвы на душу человека.

Читать еще:

Новые материалы:

Урок в начальной школе по теме "Охрана растений и животных. Будь природе другом" :: Тема урока "Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось". Книги В.Осеевой о детях :: Урок окружающего мира по теме "Опасности на улицах города, дома в природе" :: Пособие по пополнению словарного запаса первоклассников :: Урок геометрии по теме: "Теорема Пифагора" :: Звонки ( Rings ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru