Обрядовый фольклор : Литература

Цель:

  • дать первоначальное представление об обрядовом фольклоре.
  • развитие творческих способностей учащихся через прикосновение к УНТ.
  • привитие чувства любви к родному слову, к истории страны, воспитывать чувства патриотизма и уважения к традициям прошлого.

Оборудование: картины И.И. Левитана “Берёзовая роща”, Е.В. Честнякова “Коляда”, А.Г. Веницианова На пашне”, Б.М. Кустодиева “Масленица”.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Опрос домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

- Что означает слово фольклор?

- Что возникло раньше: фольклор или литература?

- Кто являлся создателем фольклора?

- Какие жанры фольклора вам известны?

IV. Мотивационный момент.

- Создание эвристической ситуации.

V. Изучение нового материала.

- Пословицы, поговорки, загадки, песни, частушки и в наши дни сочиняются. В них народ выражает свои мысли, чувства, мечты и надежды.

Сегодня вы на уроке познакомитесь с обрядовым фольклором, с календарно-обрядовыми песнями.

- Что же такое обряд?

Запись в тетради.

Обряд - это совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными представлениями или бытовыми традициями при помощи которых  они стремятся повлиять на природу, внешний мир, чтобы улучшить свою жизнь или избежать несчастья: отвести болезни, неурожай и так далее.

Выступление учащихся:

1-й ученик

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.

2-й ученик

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, не будет достигнут желаемый результат.

3-й ученик

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества и получили они своё название из – за связи с народным сельско- хозяйственным календарём – распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни.

Колядки.

Рождественские – новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Работа по картине Е.В. Честнякова “Коляда”

Музыкальное исполнение.

 - Коляда, коляда!
Подай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко
 - Новый год пришёл
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Масленичные песни.

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем.

Основная тема масленичных песен встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица. Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни или сжигали.

Работа по картине художника Б.М. Кустодиева “Масленица”

Музыкальное исполнение.

Как на Масленой неделе
Со столба блины летели
И сыр и творог –
Всё летело под порог!

А мы Масленицу провожали,
Ой ли, лёли провожали,
Во земельку мы закопали,
Ой ли, лёли закопали.

Весенние песни.

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали, выкликали, выкрикивали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они летали на ветру. Всё это связывали с приходом весны, ВЕСЕННИМ ВОЗРОЖДЕНИЕМ ЗЕМЛИ.

Работа по картине А.Г. Веницианова “На пашне”.

Музыкальное исполнение.

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

 - Чувиль – виль – виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своём хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне.
На овсяном снопе.

Летние песни.

Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Он был связан с расцветающей, входящей в силу природой. На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.

Работа по картине И.И. Левитана “Берёзовая роща”.

 - Во поле берёзонька стояла,
 - Во поле кудрявая стояла...

Осенние песни.

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая.

Окончив жатву, обычно “завивали бороду”, то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, растерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

Музыкальное исполнение.

 - Жали мы, жали
Жали – пожинали,
Жнём молодые,
Серпы золотые.
Нива долговая
По стать широкая
По месяцу жали
Серпы поломали
В краю не бывали
Людей не видали.

VI. Закрепление.

 - Самостоятельная работа.

VII. Итог урока.

Итак, ребята, вы познакомились с обрядовым фольклором.

 - Какой обряд произвёл на вас впечатление и запомнился?

VIII. Домашнее задание: подготовить выступление “В чём краса и мудрость обрядовых песен?”

IX. Комментирование оценок.

Читать еще:


Новые материалы:

Информационные технологии на уроке немецкого языка в 7-м классе "Природа вокруг нас" :: Разработка внеклассного мероприятия в 10-м классе "Праздник святого Валентина" :: Использование ИКТ на уроках французского языка :: Интегрированный урок английского языа и психологии в 9-м классе "We prepare for exams" (Мы готовимся к экзаменам) ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Знакомство с The Present Progressive :: Вижу лишь тебя ( All I See Is You, США ), 2016 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Стулья, табуретки/Стулья/Для кухни и гостиной/Деревянные стулья / Аванти / Стул Аванти ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD