Обрядовый фольклор : Литература

Цель:

  • дать первоначальное представление об обрядовом фольклоре.
  • развитие творческих способностей учащихся через прикосновение к УНТ.
  • привитие чувства любви к родному слову, к истории страны, воспитывать чувства патриотизма и уважения к традициям прошлого.

Оборудование: картины И.И. Левитана “Берёзовая роща”, Е.В. Честнякова “Коляда”, А.Г. Веницианова На пашне”, Б.М. Кустодиева “Масленица”.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Опрос домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

- Что означает слово фольклор?

- Что возникло раньше: фольклор или литература?

- Кто являлся создателем фольклора?

- Какие жанры фольклора вам известны?

IV. Мотивационный момент.

- Создание эвристической ситуации.

V. Изучение нового материала.

- Пословицы, поговорки, загадки, песни, частушки и в наши дни сочиняются. В них народ выражает свои мысли, чувства, мечты и надежды.

Сегодня вы на уроке познакомитесь с обрядовым фольклором, с календарно-обрядовыми песнями.

- Что же такое обряд?

Запись в тетради.

Обряд - это совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными представлениями или бытовыми традициями при помощи которых  они стремятся повлиять на природу, внешний мир, чтобы улучшить свою жизнь или избежать несчастья: отвести болезни, неурожай и так далее.

Выступление учащихся:

1-й ученик

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.

2-й ученик

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, не будет достигнут желаемый результат.

3-й ученик

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества и получили они своё название из – за связи с народным сельско- хозяйственным календарём – распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни.

Колядки.

Рождественские – новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Работа по картине Е.В. Честнякова “Коляда”

Музыкальное исполнение.

 - Коляда, коляда!
Подай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко
 - Новый год пришёл
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Масленичные песни.

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем.

Основная тема масленичных песен встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица. Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни или сжигали.

Работа по картине художника Б.М. Кустодиева “Масленица”

Музыкальное исполнение.

Как на Масленой неделе
Со столба блины летели
И сыр и творог –
Всё летело под порог!

А мы Масленицу провожали,
Ой ли, лёли провожали,
Во земельку мы закопали,
Ой ли, лёли закопали.

Весенние песни.

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали, выкликали, выкрикивали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они летали на ветру. Всё это связывали с приходом весны, ВЕСЕННИМ ВОЗРОЖДЕНИЕМ ЗЕМЛИ.

Работа по картине А.Г. Веницианова “На пашне”.

Музыкальное исполнение.

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

 - Чувиль – виль – виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своём хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне.
На овсяном снопе.

Летние песни.

Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Он был связан с расцветающей, входящей в силу природой. На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.

Работа по картине И.И. Левитана “Берёзовая роща”.

 - Во поле берёзонька стояла,
 - Во поле кудрявая стояла...

Осенние песни.

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая.

Окончив жатву, обычно “завивали бороду”, то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, растерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

Музыкальное исполнение.

 - Жали мы, жали
Жали – пожинали,
Жнём молодые,
Серпы золотые.
Нива долговая
По стать широкая
По месяцу жали
Серпы поломали
В краю не бывали
Людей не видали.

VI. Закрепление.

 - Самостоятельная работа.

VII. Итог урока.

Итак, ребята, вы познакомились с обрядовым фольклором.

 - Какой обряд произвёл на вас впечатление и запомнился?

VIII. Домашнее задание: подготовить выступление “В чём краса и мудрость обрядовых песен?”

IX. Комментирование оценок.

Читать еще:


Новые материалы:

Структура населения мира :: Урок географии по теме "Строение Земли и методы его изучения. Литосфера". 6-й класс :: Урок по теме "Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра" :: Урок с презентацией в 6-м классе "Географические карты и их масштаб" :: Изучение размещения и национального состава народов Омской области :: Новые мутанты ( X-Men: The New Mutants ), 2018 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / College / Кресло компьютерное College XH-633A/Black ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD