Пушкинский Лицей. Литературный вечер : Литература

Ведущий 1. 19 октября 1811 в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

Ведущий 2. Пушкинский выпуск. Пушкинский Лицей. Именно о нем наш сегодняшний рассказ.

Вольховский. Вольховский Владимир. 13 лет. Прозвище Суворочка.

Ведущий 1. Первый ученик, окончил Лицей с золотой медалью.

Вольховский. Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два огромных словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:

Суворов наш,
Ура! Марш, марш,-
Кричит верхом на стуле.

Ведущий 2. Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.

Горчаков. Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт.

Ведущий 1. Министр иностранных дел.

Дельвиг. Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.

Ведущий 2. Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха “Северные цветы”.

Дельвиг. Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды я не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.

Корсаков. Корсаков Николай. 11 лет.

Ведущий 1. Редактор лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:

Прохожий, поспеши к стране родной своей.
Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

Кюхельбекер. Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно-
И стало мне, мой друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.

Ведущий 2. Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

Малиновский. Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак.

Ведущий 1. Сын директора Лицея.

Малиновский. Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.

Ведущий 2. Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

Пущин. Пущин Иван. 13 лет. Прозвище Большой Жано, Иван Великий.

Ведущий 1. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

Ведущий 2. 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

Ведущий 1. Пушкин Александр. 11 лет. Прозвище Француз, Егоза.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилеем зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала...
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.

Ведущий 2. Великий русский поэт Пушкин и его друзья... Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспомним об одном классе, который уже прошел по жизни до конца. Прошел много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединим наше сегодня и их далеко...

Горчаков. Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Пушкин к этому дню писал стихи:

Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О. сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранящим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу
Не помня зла, за благо воздадим.

Горчаков. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую. 19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один – последний живой лицеист.

Вольховский. За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь. Пушкин писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Малиновский. А помните, на приемных экзаиенах?..

Пущин. Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видал. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я – Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (№13, №14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

Ведущий 1. Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил...

Корсаков. За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 октября в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр 1 с семьей, было много гостей.

Кюхельбекер. Больше всего запомнилась речь профессора Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...

Корсаков. А после обеда мы все играли в снежки в саду у дворца Растрелли. Снег в ту осень выпал очень рано.

Пущин. Потом начались обычные дни.

Кюхельбекер. Лицей – маленький четырехэтажный городок. Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же и хозяйственное управление.

Вольховский. На втором этаже столовая, больница, конференц-зал.

Дельвиг. Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: “Я не умер! Вот кто заменит Державина”.

Горчаков. Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.

Малиновский. У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин еще не остров.

Горчаков. На четвертом этаже – спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

Вольховский. На каждой комнате номер.

Пущин. Мы потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами. “№14 не согласен с №13” означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

Корсаков. В Лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только “домашним арестом” - закрывали в комнате и к дверям приставляли “дядьку” на часах.

Дельвиг. Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, уроки, завтрак. Ежедневно 7 часов – уроки, остальное – прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее “танцеванье” или “фехтованье”.

Малиновский. Уроков немало, зато немало и забав.

Кюхельбекер. А помните, как Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах? “Блеснул на западе румяный царь природы...”

Пущин. А Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приписал окончание:

Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумленные народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать.

Горчаков. А помните первый лицейский анекдот и первое лицейское прозвище?

Дельвиг. Да, отличился Александр Корнилов и навсегда остался Мосье. Императрица Мария Федоровна решила узнать, хорошо ли кормят лицеистов. Подойдя к самому маленькому – Корнилову, она поинтересовалась, хорош ли суп. Мальчик от растерянности ответил по-французски: “Да, мосье”.

Дельвиг. Так он и превратился из Корнилова в Мосье.

Вольховский. Много прозвищ мы придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину: Стрекоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром. Да и сам Пушкин говорил о себе:

А я, повеса праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

Ведущий 2. У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча писал...И Пушкин писал:

Если жизнь тебя обманет –
Не печалься, не сердись.
В день уныния смирись.
День веселья, верь, настанет!
Сердце будущим живет.
Настоящее уныло.
Все проходит, все пройдет.
Что пройдет – то будет мило!

Горчаков. В Лицее у нас было много “первого”: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

Корсаков. Наши стихи попадают в первый рукописный журнал “Неопытное перо”. Редакторы журнала: Пушкин, Дельвиг и я. Потом таких журналов было еще много. А помните первую любовь Пушкина? Катенька Бакунина...

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Пушкин. Мое чувство к ней было не похоже на то, что я испытал раньше. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!

Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было.
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

Пущин. В Лицее о любви Пушкин писал еще и так:

Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь неизлечима.

Ведущий 1. От этих первых вздохов начинается тропинка, которая приведет к величайшим строкам.

Дельвиг. Как всегда волновала история. 1812 год.

Вольховский. Как горячо мы обсуждали подвиг Раевских. Генерал Николай Николаевич повел за собой в бой двух сыновей: Александра, шестнадцати лет, и Николая, одиннадцати лет (моложе нас!). Сам генерал с обычной скромностью объяснил, что ему просто некуда было девать своих мальчиков. Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершить подвиг.

Кюхельбекер. А какой плач поднялся, когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем... Зато какое “Ура!” прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!

Малиновский. И все-таки главным нашим увлечением было стихосложение.

Ведущий 2. Давайте и мы с вами попробуем написать стихи по рифмам (даны слова). Этими словами должны заканчиваться строки.

Малиновский. У нас в Лицее писали почти все, писали по поводу и без повода. А помните, в связи с чем написано вот это:

Мы недавно от печали –
Пущин, Пушкин, я, барон,
По бокалу осушали
И Фому прогнали вон...

Пущин. Ну, конечно. Мы втроем затеяли выпить гогель-могелю. Я достал рому, ну, дальше – понятно. Нас тогда наказали: две недели стоять на коленках во время утренней и вечерней молитвы, занесли наши фамилии в черную книгу, сместили на последние места за столом.

Малиновский.

Этот список - сущи бредни.
Кто тут первый, кто последний,
Все нули, все нули,
Ай, люли, люли, люли...

Ведущий 1. Родилось очередное послание от №14 к №13.

Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Мы топили горе наше
В чистом, пенистом вине?

Ведущий 2. Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюбленности...Но шла и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Михайловичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетневым.

Дельвиг. Наше главное достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое место.

Малиновский. Много выше карьеры.

Корсаков. Удачи.

Кюхельбекер. Даже любви.

Вольховский. Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

Ведущий 2. В дни окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.

Дельвиг.

Шесть лет промчалось, как мечтанье
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!

Малиновский. Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы.

Кюхельбекер. Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество.

Лицеисты.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Литература.

1. А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. М., “Художественная литература”, 1985.

2. Ю.Н. Тынянов. Кюхля. М., “Правда”,1981.

3. Воспоминания лицеистов.

Читать еще:


Новые материалы:

Методический семинар по теме "Наш новый учитель" :: Самоанализ педагогической деятельности :: Урок музыки в 3-м классе по теме "Путешествие в Московский международный Дом музыки" :: Конспект урока по теме "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ" :: Урок математики в 1-м классе по теме: "Введение термина "Слагаемые" :: Война токов ( The Current War ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / Дэфо / Кресло компьютерное Кит Д ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD