Урок литературы "Сергий Радонежский – игумен земли Русской". 8-й класс : Литература

Цели урока.

Обучающие:

  • совершенствовать внимательное отношение к слову, к его скрытому глубокому смыслу;
  • осознать величину подвига и масштаб личности Сергия Радонежского.

Развивающие:

  • развивать умение строить устное высказывание, формировать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

  • прививать стремление к нравственному самосовершенствованию на примере образа Сергия Радонежского;
  • воспитывать любовь к Родине.

Тип урока: урок изучения нового.

Материалы урока: текст жития, видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=-yDLaiEXwss , на доске заранее написана структура житийного жанра.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вход в урок.

- Кто такой святой? Кого можно назвать святым человеком?

(Примерные варианты – святой: тот, кто канонизирован Русской православной церковью; тот, кто творит чудеса; тот, кто не имеет грехов)

- Всё это вы правильно говорите, но то, что вы перечисляете это не причина святости, это следствие. Человек канонизируется церковью, когда уже не возникает сомнений, что он святой, и чудеса могут происходит (хотя это не обязательные критерий), когда уже святость присутствует в человеке. Но что делает его святым?

Святой человек тот, кто победил в себе страсти.

- А что значит страсть? Кстати, какое слово однокоренное слову страсть?

(страдание)

- Иначе говоря страсть приносит страдание тому, в ком она пребывает. К чему мы можем испытывать страсть?

(К еде, к деньгам, к противоположному полу и т.д.)

- Страсти – это пороки. Человек, находящийся в непрестанной борьбе со своими пороками и, наконец, побеждающий их – это и есть святой человек. Бывает, что в награду за такую борьбу, человек получает духовные дарования, например, дар прозорливости (способность предвидеть будущее) или дар исцеления. Святой человек лишен своеволия, гнева, раздражения. В его душе пребывает радость, он будто светится. Неслучайно святых на иконах изображают с нимбом над головой. И действительно, говорят, что от таких людей будто свет исходит. И пообщавшись с ним становится легко и радостно на душе.

Таким удивительным человеком был Сергий Радонежский – игумен земли Русской. (Игумен – наставник среди монашествующий, руководитель монастыря). Перед нами его житие.

II. Этап изучения нового

Житие – это буквально жизнеописание. В житие описывается жизнь и деяние святых людей, как правило, уже после их смерти. Житие это не биография, оно писалось по строгим правилам – канонам. Для жития характерна следующая структура:

  • вступление;
  • детство;
  • отказ от мирской жизни;
  • испытание;
  • чудеса;
  • смерть;
  • обретение мощей;
  • посмертные чудеса;
  • похвала святому.

- Что же пришлось преодолеть Сергию Радонежскому на пути к святости? Начнем, следуя по структуре, с детства.

III. Работа с текстом

- Какие чудеса происходили с Варфоломеем еще во младенчестве и в детстве?

(Кричал в утробе ещё не родившимся, не пил молоко, если мать вкушала мясо, научился читать по молитве черноризца)

- В какой именно момент кричал Сергий Радонежский в утробе?

(Перед чтением Евангелия)

- Как вы думаете, почему именно в этот момент? В чём символичность этого события? (Евангелие – это самая главная книга христианская, это описание жизни и поучения Христа. Возможно это как предсказание рождения великого человека, последователя Христова учения)

- Почему он не вкушал молоко матери?

(Сергий Радонежский – великий подвижник, он как будто с самого младенчества готовился принять монашеский подвиг, в котором пост – это одна из главных добродетелей)

- В чём смысл поста? Для чего себя морить голодом? К чему эти испытания, на которые человек идёт добровольно? Кто-нибудь может мне объяснить, почему не жить в своё удовольствие?

(Пост – это, конечно, испытание, которое закаляет в нас силу воли. Но главное в посте – это не воздержание от определённой пищи, а это воспитание духа. В пост человек должен особенно внимательно смотреть внутрь себя. Стараться замечать грехи, стремиться исправлять себя. И если для мирского человека пост бывает в определенный срок, то для монашествующих пост всю жизнь. И Сергий Радонежский, будучи ещё младенцем, берет на себя ежедневный пост)

- К иконам Сергия Радонежского не случайно приносят свечи, молятся ученики и студенты, из-за удивительного случая в его жизни он навсегда стал особым покровителем для тех, кто учится. Обратимся к форзацу учебника, там изображен момент встречи будущего святого с черноризцем. Расскажите мне об этом случае из жизни святого.

- Как вы думаете, каждый ли способен стать святым? (Вообще-то каждый, но не каждый к этому стремиться).

- Удивителен тот факт, что в миру (т.е. в обществе) то, что испокон веков считается пороком, воспевается, как добродетель. Можете привести примеры? (Стремление к славе, к роскоши, к деньгам)

- Поэтому люди, стремящиеся к духовным дарованиям, уходили из мира, подальше от людей, подальше от соблазнов. Вот и Варфоломей стремится уйти из мира, из общества людей. Он принимает постриг. Кстати, почему при постриге меняют имя, как думаете?

(Смена имени – это символ отказа от жизни прежней и рождение для новой жизни, для особого монашеского пути)

- У историка Н.С. Борисова есть интереснейшая мысль: “Жизненный путь “великого старца” выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем, он никогда не брал в руки меч – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей”. 

И действительно, как бы не старался Сергий Радонежский избежать человеческой славы, но люди прознали о его великих подвигах. А в чём они заключались, что такого исключительного он делал?

(Он нес тяжелый трудовой подвиг (примеры из текста), но главным был его молитвенный подвиг, за который и получил он дар прозрения)

- Каждый ли способен понести такой подвиг?

(Нет не каждый, и доказательство этому история с братом Сергия Радонежского)

- Но тем не менее обитель Сергия Радонежского разрасталась, людей, стремящихся к монашескому подвигу, которые примыкали к нему становилось всё больше. Наконец, возник целый монастырь там, где когда-то Сергий построил себе небольшую избу. И вот уже монахи просят, чтобы он стал игуменом, т.е. их руководителем. Легко ли согласился на это Сергий?

У вас в тексте пропущен этот момент, но есть на 43 стр. деталь, в скобках написано, “стал игуменом по настоянию монахов”. Именно по настоянию, причём, скажу я вам, ни один раз они его об этом просили прежде, чем он согласился, убеждали его долго. Странная позиция не правда ли? Для любого человека стать начальником – это радость, это то, к чему все стремятся, а он не хотел. Странно. А почему знаете?

(Он боялся, что через это им завладеет гордыня и все духовные труды будут напрасны)

- И как же он боролся с этим? (Он сам выполнял подчас самую трудную работу, ходил в самых старых одеждах)

- О бескорыстии Сергия ходят легенды. Он управлял братией только посредством собственного примера. Но, конечно, главным делом Сергия Радонежского было связано с одним из самых главных событий в истории нашего государства. Победа в Куликовской битве по значимости сравнима с победой над Наполеоном и Гитлером. Если бы эта победа не состоялась, скорее всего и такого государства как Россия не было бы.

 В какое же время жил Сергий Радонежский? Посмотрим небольшое видеофильм: “Русь под гнётом Золотой Орды”

https://www.youtube.com/watch?v=-yDLaiEXwss

- Что мешало русским князьям объединиться? Что руководило князьями?

(Каждый из них хотел быть лидером. Алчность, тщеславие, гордыня руководили чувствами князей. Из-за этого почти три века весь русский народ страдал!)

- Вы должны понимать в чём главная заслуга Сергия Радонежского, о которой мало, кто говорит. Мы привыкли думать, что благодаря Димитрию Донскому объединились князья для борьбы с Ордой. Но делал он это по благословению Сергия Радонежского, авторитет которого был незыблем. О Сергии знала вся Русь, его почитала вся Русь. По словам одного современника, Сергий “тихими и кроткими словами” мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, он уговорил ростовского князя в 1356 году, нижегородского – в 1365, рязанского князя Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича

- Почему князь Дмитрий Иванович едет перед битвой в лавру к Сергию?

(Сергий Радонежский на тот момент был известен и почитаем по всей Руси. Его слову верили, через него выражалась воля Божья. Трудно вообще было представить, что можно одолеть такое сильное ордынское войско. Благословение великого старца придало решимости и уверенности князю, укрепило дух всех воинов!)

- Любопытен тот факт, что Сергий благословил на бой двух монахов. Расскажите мне об этом эпизоде. Вас не смущает, что монахи, люди, стремящиеся к святости, берут в руки меч?

(Защищать своё Отечества это и есть святая обязанность, в бою ты отдаёшь свою жизнь ради того, чтобы жили другие, твои родственники, дети. А ведь даже в Евангелие сказано: “Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя”)

- Известен тот факт, что Челубей был искуснейшим воином, он проходил практику на Тибете, его называли бесочеловеком. Никто не мог победить этого воина, будто силу ему давал дьявол за проданную душу. И только наш воин Пересвет, будучи в монашеском чине, смог одолеть его. Пересвета и Ослябю перед боем постригли в монастыре в схиму, как обычно это делают с монахами перед смертью, хотя они были молодыми. Эти иноки шли в бой, по сути уже зная, что не вернутся.

А сам Сергий пророческим зрением видел, как идет сражение. Называл по имени павших героев и тут же произносил за них заупокойные молитвы.

IV. Рефлексия

- В чём духовное наследие преподобного Сергия? (Преподобный – святой в монашеском чине: пре “очень, наивысшее”, т.е. дословно наивысшее подобие Богу) Что оставил он для нас? 

(Он создал обитель, которая стала духовным центром, сердцем нашего православного Отечества. Поныне стоит Троице-Сергеева лавра, там же находятся мощи преп. Сергия)

ВЫВОД: Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси. Сергий был настоящим духовным предводителем, который смог вдохновить русских воинов на победу в Куликовской битве и примирить русских князей.

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: “Какие черты духовного облика привлекают к Сергию людей? Какие жизненные ценности утверждает он своим поведением?”

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка урока по английскому языку "Защита проекта «An Ideal State»" в 10-м классе :: Открытый урок-путешествие по теме "Faces of London" в 6-м классе по учебнику "Enjoy English" авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной, Н.Н. Трубаневой :: Разработка открытого урока "Les еcrivains franсais" (французские писатели) :: Открытый урок по английскому языку в 11-м классе по теме "Преступление и наказание. Смертная казнь: за и против" :: Некоторые современные зарубежные методы обучения английскому языку :: Love is ( Love is ), 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 44 Модель 805 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD