Тема жизни и смерти в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» : Литература
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Тема жизни и смерти в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» : Литература

Цели урока:

  • формирование гуманистического мировоззрения;
  • воспитание любви и уважения к творчеству И.А. Бунина;
  • развитие читательской культуры и понимания авторской позиции по вопросу о жизненных целях;
  • овладение умениями чтения и анализа художественного текста

Планируемые результаты:

предметные:

  • понимать роль творческого наследия Бунина в духовной жизни России;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
  • уметь определять тему, проблему, идею рассказа;
  • давать характеристику персонажам произведения.

метапредметные:

познавательные:

  • уметь ставить познавательную задачу;
  • предлагать тезисы
  • находить необходимые аргументы;
  • делать необходимые выводы и обобщения

регулятивные:

  • уметь ставить цели и определять последовательность задач для их достижения;
  • выполнять необходимые учебные действия для решения задач урока

коммуникативные

  • организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • отстаивать свою позицию и учитывать позицию собеседника

Личностные:

  • формирование высокой нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Слово учителя: Как чуткий художник, Бунин ощущал приближение великих катастроф. Рассказ “ Господин из Сан-Франциско” был написан в 1915 году. События русской революции 1905 года и начавшаяся Первая мировая война представлялись писателю концом света, гибелью цивилизации, поэтому он стал задумываться над вопросом: что же ожидает человечество в страшном, деспотичном, порочном мире? На одной чаше весов жизнь - на другой смерть. Что же перевесит? Не случайно в качестве эпиграфа Бунин взял фразу из Апокалипсиса: “Горе тебе, Вавилон, город крепкий!” Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Эти слова предрекали печальную участь всему греховному миру, который бездумно, легкомысленно мчится навстречу своей неминуемой гибели.

Учитель: Почему Бунин назвал корабль “Атлантида”?

Ученик: Как и затонувший мифический континент, Атлантида, гигантский корабль с одноименным названием, на котором путешествуют персонажи рассказа, вот-вот исчезнет в страшной океанской буре. “Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая ее ... а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги за ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальном зале все сияло и изливало свет, тепло и радость...”.

Учитель: Так на страницах рассказа появляется тема страшной беды, трагедии, смерти. Это предчувствие возникает у постороннего наблюдателя, читателя, но не у праздных обитателей парохода, которые привыкли наслаждаться беззаботной жизнью, кружась в вихре танца. У персонажей даже нет имен! Почему?

Ученик: Все пассажиры одинаковые. Они не яркие личности, способные привлечь чье- либо внимание, а денежные пустышки, которые едут в Европу с шиком проводить время. Эти люди веселятся, танцуют, курят, пьют, красиво одеваются, но их жизнь скучна и неинтересна, каждый день похож на предыдущий. Их мир искусственен, но он им нравится, они с удовольствием живут в нем.

Учитель: Обнажая паразитизм богатых прожигателей жизни, Бунин подчеркивает механистичность их существования, нацеленного на удовлетворение низменных потребностей и. Чем они заняты в течение дня?

Ученик: Пассажиры “Атлантиды” утром “пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам ... а в одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый...”. Ни одного намека на духовность, на искренность чувств, на высоту стремлений.

Учитель: Для чего описывается нанятая пара влюбленных, “за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья... только один командир знал, что эта пара нанята играть в любовь...”.

Ученик: Чтобы показать, что даже это великое и святое чувство здесь ненастоящее! Бесцельное, “растительное” существование!

Учитель: Жизни, судьбы, интересы этих людей настолько похожи, что нет необходимости уделять внимание каждому. Кажется, что писатель наугад выбрал одного персонажа из этой серой массы и на его примере показал, насколько хрупка и непрочна та ниточка, которая связывает человека с жизнью. Кто же это главный персонаж рассказа - безымянный господин из Сан-Франциско? Как автор относится к этому персонажу?

Ученик: Уже с первых страниц автор не скрывает своего презрительного отношения к герою, потратившему всю жизнь на создание материального благополучия и только в 58 лет решившему жить по- настоящему: “Он был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное... во- первых, он был богат, а во-вторых, только что приступил к жизни”. В последних словах звучит явная писательская ирония.

Учитель: Не поздно ли приступать к жизни в столь почтенном возрасте? Может это уже не начало ее, а конец? Вся она была потрачена на накопление миллионов, которые даже не обеспечили герою достойный уход из жизни. Когда он умирает от удушья в гостинице на Капри, как меняется отношение окружающих к умершему и его жене?

Ученик: На глазах становятся равнодушно-черствыми хозяин отеля и коридорный Луиджи, ведь эта семья не будет больше тратить свои деньги в отеле, а покинет остров. На просьбу жены перенести мужа в номер, хозяин отказывается, цинично заявив, что выгоды в этом для него нет. Поэтому господин умирает на “дешевой железной кровати”, а не в дорогих апартаментах. На всем острове, ни за какие деньги для умершего господина не нашлось настоящего гроба.

Учитель: Его “засовывают” в ящик из-под содовой, непочтительно переправляют с места на место, пока не доставляют обратно на “Атлантиду”. Этот эпизод показывает всю тщетность и бессмысленность накоплений, вожделений, самообольщений, которыми существовал до этого момента главный герой. Жизнь его оказалась пустой и бесцельной. И вот для него все изменилось. Он поменял комфорт верхних палуб на холодный и мрачный трюм, напоминающий преисподнюю. А что поменялось на пароходе?

Ученик: На самом пароходе ничего не поменялось. Так же продолжают праздновать господа и работать слуги. Никто не замечает отсутствие американца. “И опять, опять пошел корабль в свой далекий морской путь... Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в ту ночь”. Эти люди даже не подозревают, что возможно скоро наступит их неизбежный черед проститься с этой бездуховной, порочной жизнью.

Учитель: Что противопоставляется бесцельному механическому существованию?

Ученик: Противопоставляется подлинная, естественная жизнь. В рассказе встречаются эпизоды, посвященные простым рыбакам острова Капри. Вот кто живет настоящей жизнью!

Учитель: Найдите эпизоды о жителях острова. Как и чем они живут?

Ученик: Рыбак Лоренцо - “высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии... он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров”. Он рад своей маленькой удаче, свободен, весел и счастлив. А тем временем по прекрасному солнечному острову, по обрывам Монте-Соляре шли два горца. В гроте скалистой стены, вся в тепле и блеске стояла матерь божия. “Они обнажили головы - и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире...” Они ни о чем не просили, а просто молились и радовались жизни.

Учитель: Авторский идеал воплощен в образах простых рыбаков и горцев, в красоте окружающей природы, он отражен в Мадонне, украсившей грот, в самой солнечной, сказочно-прекрасной Италии, отторгнувшей от себя господина из Сан-Франциско. На каком приёме построен рассказ?

Ученик: Произведение построено на приеме антитезы.

Учитель: И к какому выводу приходит автор, рассказывая о пассажирах “Атлантиды” и простых рыбаках?

Ученик: Бунин показывает, что для смерти не важны имущественные и сословные грани, разделяющие людей. Все на этой земле равны. Симпатии писателя на стороне простых людей, которые живут в согласии с миром природы и со своей верой в Бога.

Учитель: Да, надо уметь радоваться каждому дню, дарованному судьбой, солнечному лучу, окружающей природе и Божьей милости. Нужно прожить так, чтобы после смерти о тебе осталась долгая и светлая память.

Домашнее задание: прочитать рассказ “Чистый понедельник”.

Подведение итогов, выставление оценок.

Читать еще:

Новые материалы:

Знакомство с глиной. Плоскостные фигурки :: Формирование УУД на уроках ИЗО средствами интерактивных методик :: Народные художественные промыслы России. Их истоки и современное развитие :: Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов" :: Информационно-коммуникационные технологии на уроках искусства :: Аритмия (), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru