Тема жизни и смерти в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» : Литература

Цели урока:

Планируемые результаты:

предметные:

метапредметные:

познавательные:

регулятивные:

коммуникативные

Личностные:

Слово учителя: Как чуткий художник, Бунин ощущал приближение великих катастроф. Рассказ “ Господин из Сан-Франциско” был написан в 1915 году. События русской революции 1905 года и начавшаяся Первая мировая война представлялись писателю концом света, гибелью цивилизации, поэтому он стал задумываться над вопросом: что же ожидает человечество в страшном, деспотичном, порочном мире? На одной чаше весов жизнь - на другой смерть. Что же перевесит? Не случайно в качестве эпиграфа Бунин взял фразу из Апокалипсиса: “Горе тебе, Вавилон, город крепкий!” Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Эти слова предрекали печальную участь всему греховному миру, который бездумно, легкомысленно мчится навстречу своей неминуемой гибели.

Учитель: Почему Бунин назвал корабль “Атлантида”?

Ученик: Как и затонувший мифический континент, Атлантида, гигантский корабль с одноименным названием, на котором путешествуют персонажи рассказа, вот-вот исчезнет в страшной океанской буре. “Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая ее ... а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги за ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальном зале все сияло и изливало свет, тепло и радость...”.

Учитель: Так на страницах рассказа появляется тема страшной беды, трагедии, смерти. Это предчувствие возникает у постороннего наблюдателя, читателя, но не у праздных обитателей парохода, которые привыкли наслаждаться беззаботной жизнью, кружась в вихре танца. У персонажей даже нет имен! Почему?

Ученик: Все пассажиры одинаковые. Они не яркие личности, способные привлечь чье- либо внимание, а денежные пустышки, которые едут в Европу с шиком проводить время. Эти люди веселятся, танцуют, курят, пьют, красиво одеваются, но их жизнь скучна и неинтересна, каждый день похож на предыдущий. Их мир искусственен, но он им нравится, они с удовольствием живут в нем.

Учитель: Обнажая паразитизм богатых прожигателей жизни, Бунин подчеркивает механистичность их существования, нацеленного на удовлетворение низменных потребностей и. Чем они заняты в течение дня?

Ученик: Пассажиры “Атлантиды” утром “пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам ... а в одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый...”. Ни одного намека на духовность, на искренность чувств, на высоту стремлений.

Учитель: Для чего описывается нанятая пара влюбленных, “за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья... только один командир знал, что эта пара нанята играть в любовь...”.

Ученик: Чтобы показать, что даже это великое и святое чувство здесь ненастоящее! Бесцельное, “растительное” существование!

Учитель: Жизни, судьбы, интересы этих людей настолько похожи, что нет необходимости уделять внимание каждому. Кажется, что писатель наугад выбрал одного персонажа из этой серой массы и на его примере показал, насколько хрупка и непрочна та ниточка, которая связывает человека с жизнью. Кто же это главный персонаж рассказа - безымянный господин из Сан-Франциско? Как автор относится к этому персонажу?

Ученик: Уже с первых страниц автор не скрывает своего презрительного отношения к герою, потратившему всю жизнь на создание материального благополучия и только в 58 лет решившему жить по- настоящему: “Он был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное... во- первых, он был богат, а во-вторых, только что приступил к жизни”. В последних словах звучит явная писательская ирония.

Учитель: Не поздно ли приступать к жизни в столь почтенном возрасте? Может это уже не начало ее, а конец? Вся она была потрачена на накопление миллионов, которые даже не обеспечили герою достойный уход из жизни. Когда он умирает от удушья в гостинице на Капри, как меняется отношение окружающих к умершему и его жене?

Ученик: На глазах становятся равнодушно-черствыми хозяин отеля и коридорный Луиджи, ведь эта семья не будет больше тратить свои деньги в отеле, а покинет остров. На просьбу жены перенести мужа в номер, хозяин отказывается, цинично заявив, что выгоды в этом для него нет. Поэтому господин умирает на “дешевой железной кровати”, а не в дорогих апартаментах. На всем острове, ни за какие деньги для умершего господина не нашлось настоящего гроба.

Учитель: Его “засовывают” в ящик из-под содовой, непочтительно переправляют с места на место, пока не доставляют обратно на “Атлантиду”. Этот эпизод показывает всю тщетность и бессмысленность накоплений, вожделений, самообольщений, которыми существовал до этого момента главный герой. Жизнь его оказалась пустой и бесцельной. И вот для него все изменилось. Он поменял комфорт верхних палуб на холодный и мрачный трюм, напоминающий преисподнюю. А что поменялось на пароходе?

Ученик: На самом пароходе ничего не поменялось. Так же продолжают праздновать господа и работать слуги. Никто не замечает отсутствие американца. “И опять, опять пошел корабль в свой далекий морской путь... Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в ту ночь”. Эти люди даже не подозревают, что возможно скоро наступит их неизбежный черед проститься с этой бездуховной, порочной жизнью.

Учитель: Что противопоставляется бесцельному механическому существованию?

Ученик: Противопоставляется подлинная, естественная жизнь. В рассказе встречаются эпизоды, посвященные простым рыбакам острова Капри. Вот кто живет настоящей жизнью!

Учитель: Найдите эпизоды о жителях острова. Как и чем они живут?

Ученик: Рыбак Лоренцо - “высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии... он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров”. Он рад своей маленькой удаче, свободен, весел и счастлив. А тем временем по прекрасному солнечному острову, по обрывам Монте-Соляре шли два горца. В гроте скалистой стены, вся в тепле и блеске стояла матерь божия. “Они обнажили головы - и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире...” Они ни о чем не просили, а просто молились и радовались жизни.

Учитель: Авторский идеал воплощен в образах простых рыбаков и горцев, в красоте окружающей природы, он отражен в Мадонне, украсившей грот, в самой солнечной, сказочно-прекрасной Италии, отторгнувшей от себя господина из Сан-Франциско. На каком приёме построен рассказ?

Ученик: Произведение построено на приеме антитезы.

Учитель: И к какому выводу приходит автор, рассказывая о пассажирах “Атлантиды” и простых рыбаках?

Ученик: Бунин показывает, что для смерти не важны имущественные и сословные грани, разделяющие людей. Все на этой земле равны. Симпатии писателя на стороне простых людей, которые живут в согласии с миром природы и со своей верой в Бога.

Учитель: Да, надо уметь радоваться каждому дню, дарованному судьбой, солнечному лучу, окружающей природе и Божьей милости. Нужно прожить так, чтобы после смерти о тебе осталась долгая и светлая память.

Домашнее задание: прочитать рассказ “Чистый понедельник”.

Подведение итогов, выставление оценок.

Читать еще:


Новые материалы:

Кто "отвечает" за цвет? :: Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в экологическом образовании :: Бинарный урок химии и биологии. Тема: "Соли. Значение солей в природе и жизни человека" :: Урок по теме «Виды химической связи: обобщение изученного» :: Программа факультативного курса "Преподавание химии в 5–7-м классах средней школы" :: Аквамен ( Aquaman ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Мебель Трия / Кровать двухъярусная Прованс ТД-223.11.01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD