Заключительное занятие по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Не сделал выбора" : Литература

Заключительное занятие по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Не сделал выбора" : Литература

Цель.

  • Обобщить сведения по роману Достоевского “Преступление и наказание”.
  • Вырабатывать умение анализировать прочитанный материал, отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитывать нравственные понятия доброты, милосердия.

Тип урока – беседа с элементами дискуссии.

... гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда ль?
А.С. Пушкин

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Новый материал.

1. Слово учителя.

Проблема преступного самосознания – это “вечная проблема” мировой литературы. Её решали Софокл и Данте, В. Шекспир и А. Пушкин. Вспомните строчки из “Макбета” Шекспира:

Кровь лили и тогда, когда закон
Ещё не правил диким древним миром;
И позже леденящие нам слух
Убийства совершались. Но бывало,
Расколют череп, человек умрёт –
И тут всему конец. Теперь покойник,
На чьём челе смертельных двадцать ран,
Встаёт из гроба, с места нас сгоняя.
А это пострашнее, чем убийство.

У А.С. Пушкина в драме “Борис Годунов” сказано о том же:

Ах, чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть,
Так , здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветой.
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! Как язвой моровой
Душа горит, нальётся сердце ядом,
Как молоток стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Или:

... гений и злодейство
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Казалось, правда. Казалось: в этой фигуре пушкинской гениально подытожен тысячелетний опыт человечества, сконцентрировано то, в чём навсегда убедила себя и людей мировая литература. Гений для Пушкина – высшая степень совести, а злодейство в конечном счёте – всегда нравственная бездарность.

Ф.М.Достоевский

2. Беседа о добре и зле.

  • А как оценивает Ф. Достоевский злодейство? Он против Пушкина?

Тот самый Достоевский, который всю жизнь был страстным поклонником А. Пушкина из-за его определённости, знал, понимал и доказывал, что в человеке борются не “хорошие” и “плохие” мотивы преступления, а мотивы за и против самого преступления. Он неустанно повторял: “Можно жалеть преступника, но нельзя же зло называть добром”.

  • Как наказывает зло в своём романе Достоевский? Чтобы ответить на тот вопрос, надо определиться в особенностях сюжета.
  • Как организован сюжет романа?

Сюжет романа Достоевского организован как движение двух главных взаимодействующих идейно-художественных центров – линий душевной борьбы Раскольникова и Сони Мармеладовой: линии их судьбы пересеклись в самой критической точке для них. Их души соприкоснулись именно в тот момент, когда они ещё обнажены для боли, своей и чужой, ещё не привыкли к ней, не отупели.

Исходная точка движения – Раскольников выходит из своей каморки на пробу. Конечная точка – сцена молчаливого коленопреклонения Раскольникова перед Соней в конце романа.

  • Вспомните четвёртую часть романа Достоевского. Мещанин просит прощение за “злобные мысли”. У кого просит прощения?

Просит прощение у того, чьи мысли “позлобнее да и дело-то уже сделано”.

  • Дошёл ли Раскольников до такой мысли: человек просит прощение только за злобные мысли. Как же должен поступить Родион Раскольников?

Раскольников одержим преступной мыслью, толкнувшей его на убийство, значит, герой должен просить прощение у людей. Но Раскольников до такого взгляда не дошёл.

  • Назовите моменты наивысшего страдания Раскольникова.

3. Дискуссия в аквариуме.

Класс делится на группы (4 группы: первые две группы – внутренний круг, третья и четвёртая – внешний). Внутренний круг рассаживается за столами, а внешний круг внимательно слушая ответы внутреннего круга, оценивает их, заполняя листы:

Лист оценивания для внешнего круга.

№ группы Охват материала Оригинальность идей Дополнение Поведение Умение сотрудничать Общий балл
1 группа            
2 группа            
3 группа            
4 группа            

Индивидуальное оценивание проводится по следующей схеме:

Список детей Выдвижение детей Вовлечение товарищей в работу Оригинальность Задавание вопросов Умение отвечать на вопросы Активное слушание Общий балл
               
               
               
               
               
               
               
               

Перед тем, как начать работу (оценивание внутреннего круга), они знакомятся с правилами для внешнего круга.

Правила для внешнего круга на слайде

  1. Я критикую идеи, а не людей.
  2. Моя цель – прийти к наилучшему решению, а не победить.
  3. Я побуждаю участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю информацию.
  4. Я выслушаю соображение учеников, даже если я с ним не согласен.
  5. Я переспрашиваю то, что мне не вполне ясно.
  6. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы.
  7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
  8. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают на то ясное основание.
  9. Данные правила должны быть доступны всем, поэтому они записаны от первого лица!
  10. Две команды внутреннего круга получают задания и в течение 5 – 7 минут готовятся к выступлению (каждый член команды обязан выступить!)
  11. Задания для внутреннего круга

Команда 1.

  • Докажите суждение: “Раскольников – жертва общества”

Команда 2.

  • Докажите суждение: “Раскольников – это преступник”

Далее команды меняются – внутренний круг становится внешним, а внешний – 3 и 4 команды – внутренним.

Задания для внутреннего круга (3 и 4 команды).

Команда 3.

  • Теория о праве сильной личности на преступление привела Раскольникова к внутреннему опустошению, к преступлению.

Команда 4.

  • Теория о праве сильной личности на преступление привела Раскольникова к самоутверждению, доказательству того, что он сильная личность.

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание.

Устно ответить на вопросы:

  1. Можно ли считать Раскольникова личностью значительной?
  2. Писатель утверждал: “Смирись, гордый человек!” Таков ли путь прошёл его главный герой?
  3. Искренно ли смирение Раскольникова?
  4. В чём противоречивость теории Раскольникова?
  5. Что привело главного героя к преступлению?
  6. Как наказан Раскольников за преступление?
  7. Почему темой романа является не само преступление, а трагедия героя? В чём она состоит?
  8. Как автор опровергает теорию Раскольникова в романе “Преступление и наказание?
  9. Как в “Преступлении и наказании” проявилось психологическое мастерство писателя?
  10. В чём состоит особенность мировоззрения Ф.М. Достоевского. Обоснуйте свой ответ.
Читать еще:


Новые материалы:

Литературный вечер памяти "Никто не забыт, ничто не забыто" :: Математический КВМ (3-й класс) :: Сценарий праздника "Широкая Масленица" :: Внеклассная работа по математике "КВН 5 + 7 = ДРУЖБА" :: Урок-праздник в 6-м классе "Масленица"по теме: "Блины, блинчики, оладьи" :: Квадрат ( The Square ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list0.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Люмьеры! ( Lumière! ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD