"Неожиданный Есенин". Лингвокультурологический анализ поэтического текста на примере стихотворения С.А.Есенина "Береза" (из опыта работы). 11-й класс : Литература

Предлагаемые вашему вниманию материалы представляют собой разработку одного из уроков литературы в 11 классе по творчеству С.А.Есенина.

Материалы подготовлены с учётом требований Федерального Образовательного Государственного стандарта. Метапредметный подход к организации материала предполагает интеграцию в предметы гуманитарного цикла, что значительно расширяет не только кругозор учащихся, но и помогает по-новому взглянуть на поэтику стихотворений Есенина, глубже проникнуть в художественный мир поэта, почувствовать сложнейшую интеллектуальную составляющую при кажущейся простоте стиха.

При подготовке урока такого типа желательно участие самих школьников. Они могут сделать подборку иллюстраций к стихотворению, подготовить презентацию об образе БЕРЁЗЫ в других произведениях С.А.Есенина или в русской литературе, в фольклоре. Это,безусловно, разнообразит и дополнит знания учащихся в культурном и научном поле.

Автор же предлагает основной сегмент урока, относящийся к деятельности учителя. Урок спланирован с учетом сопровождающей презентации, в которую монтируются мини-работы учащихся. Эти работы даются заранее и оцениваются как индивидуальные задания. В процессе урока каждый выступает со своей презентацией. Такая форма урока может быть задействована в качестве развития речи или мастер-класса. Домашнее задание по материалам подобного урока возможно как сочинение-эссе по теме на восприятие поэтического текста. Тему могут сформулировать сами учащиеся или учитель (например, “Чем поэзия Сергея Есенина оказалась для вас неожиданной ?”).

Проведенный автором урок такого формата показал превосходные результаты как в плане изучения поэтики литературного произведения, так и в плане более глубокой заинтересованности школьников творчеством С.Есенина.

Ход урока

Учитель: При упоминании имени Сергея Александровича Есенина ни один человек, кажется, не остаётся равнодушным. Мы связываем с Есениным годы детства, юности, зрелости... С каждым поэт может поговорить. Но сегодня Мы поведём речь о поэте. Наша задача – увидеть и понять мир , который окружал поэта и сумел взрастить его гений. Нам предстоит погрузиться в поэтику такого простого и вместе с тем невероятно гармоничного есенинского стиха и почувствовать огромный интеллектуальный потенциал поэзии Сергея Есенина.

На экране – портрет С.Есенина .

Далее выступление ученика. Он предлагает видеоролик “На родине Сергея Есенина” в сопровождении музыкальной композиции Е.Доги “Берёзовая аллея”.

Учитель: У каждого человека, любящего русскую литературу “свой” Пушкин, “свой”Лермонтов... но есть и “свой” Есенин. Предлагаю вашему вниманию сочинение – эссе на тему “Мой Есенин”.

Далее ученица читает свою работу. Слушатели дают комментарий к сочинению.

Презентация.

Следующий слайд обозначает переход ко второй части урока – анализу поэтического текста.

Выразительное чтение стихотворения С.Есенина “Берёза”. При этом может быть использована подборка художественно - изобразительного материала в виде презентации с целью выбора наиболее подходящей к стихотворению иллюстрации.

Следующий слайд – вопросы для обсуждения.

  1. Определите тему стихотворения.
  2. Какова поэтическая организация стиха( Пафос стихотворения, размер, рифма )?
  3. Выделите цепочки словообразов. Проследите динамику их развития.
  4. Цветоряд и звукоряд стиха. Динамика их развития.
  5. Изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом.
  6. Морфология стихотворения (тип речи).
  7. Особенности синтаксиса.
  8. Обращение к образу берёзы как символу родины и Руси.
  9. Традиции и новаторство в стихотворении Сергея Есенина.
  10. Чем интересно стихотворение нашемусовременнику?

Ход рассуждения.

  • Мини-презентация учащегося “Образ берёзы в русском фольклоре (или литературе)”.
  • Мини-презентация учащегося “Этимология слова “берёза”.

Далее начинается аналитическая работа, в которой принимает участие каждый желающий.

Учитель:Тема стихотворения обозначена поэтом в названии. Лирический герой поражен красотой простого зимнего пейзажа за окном. Берёза, как дерево сакральное, также настраивает читателя на размышления. Этимология слова “берёза” восходит кобщеславянскому “ белесая” или белая. Это однокоренные слова, которые в результате развития и совершенствования языка семантически отдалились друг от друга. Но тем не менее название дерева остаётся в связке с древней славянской культурой. (Однокоренные слова к слову береза – берёзонька, берёзовый , подберёзовик,березняк и т.д. К слову белый – беляк, белила, побелка, белить и т. д.). Почему же поэт обращается именно к берёзе? Сергей Есенин – русский человек. А для русского очень многое связано с этим деревом. Это и пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, песни, загадки – всё, что веками создавал талантливый русский народ. Сергей Есенин ещё и крестьянин, выросший среди незатейливой русской природы, любивший народное творчество и хорошо его знавший. Поэтому не удивительно, что именно берёза привлекла внимание поэта.Стихотворение написано любимым пушкинским размером – хореем. Читается размеренно и плавно. Произведение состоит из четырёх четверостиший, рифмованных перекрёстно. Эта рифмовка сохраняется до конца произведения, что свидетельствует о спокойном , созерцательном состоянии лирического героя. Но в чём же секрет прелести есенинского стиха? Обратимся к образному и цветовому ряду.

  • В 1 четверостишии читаем: берёза (белёсая), белая, снегом, серебром. Все названные слова являются разными способами выражения белого цвета. Но только белого. Лишь в конце строфы встречаем сравнение с серебром. Тихо, спокойно, несколько даже однообразно.
  • Во 2 строфе белый цвет назван несколько опосредованно, так, что читатель вынужден “додумывать” за поэта: пушистые ветки (от налипшего на них снега или от инея), снежная кайма (метафора, содержащая название цвета), белая бахрома. Во 2 строфе уже больше средств художественной выразительности. В 1 – олицетворение и сравнение, а во 2 – эпитеты и метафоры.

Задумчивость и созерцательность настроения подтверждает 3 строфа.

“И стоит берёза/ В сонной тишине...”. Но что-то изменилось. Меньше стало белого цвета (берёза, снежинки). Но они , снежинки, уже не серебрятся, а горят. В золотом огне. На смену серебру пришел цвет более “ высокого ранга”.

Последнее четверостишие добавляет новых красок в зимний пейзаж за окном: заря – золотисто-оранжевая, алая у горизонта, царственно лениво обходит свои зимние владенья, обсыпая ветви “новым серебром”. Всё возвратилось к началу. В серебре стоящая берёза, вспыхнув на короткое время золотом, вновь застыла в серебряном безмолвии. Кольцеобразную композицию стихотворения усиливают наречие “кругом” и приставки ОБ, которые мы встречаем в последних глагольных вариантах. И тем не менее идейно-композиционный центр произведения приходится на последнее четверостишие, так как именно в нём мы наблюдаем некоторую положительную динамику слово- и цветоряда. В целом же стихотворение статично. Это подтверждается морфологией произведения. В первых двух строфах наблюдаем лишь по одному глаголу, а во всех строфах по 4 существительных. Такое доминирование предмета свойственно описанию. Только в последнем четверостишии существительных 3, 1 прилагательное, но зато 2 глагольных формы и даже 2 наречия, что подтверждает смещение идейно-композиционного центра в последнюю строфу.

Синтаксические особенности стихотворения не вызывают трудности восприятия. Три строфы из четырёх представляют собой простые предложения с небольшими осложняющими элементами (сравнением в 1 и обособленным обстоятельством в 4). И только 3 строфа является сложносочинённым предложением, но ведь с 3 строфы начинается изменение смыслового рисунка стихотворения. Таким образом, синтаксическая модель стихотворения работает на логическое восприятие текста.

По своей поэтике стихотворение Сергея Есенина “Берёза” очень напоминает стихотворение “Чародейкою Зимою” Ф.И.Тютчева. Богатство средств художественной выразительности свойственно произведениям мастеров слова 19 века: Ф.И. Тютчеву, А.А.Фету, А.Майкову. Сергей Есенин продолжает поэтическую традицию “золотого века”, но и привносит свой, “крестьянский”, колорит, своё видение мира, что делает поэзию Есенина уникальной и интересной современникам.

Выводы по уроку обозначены на последнем слайде.

Используемая литература.

  1. С.А.Есенин. Собрание сочинений в 3-х томах. М. ТОО “Кузнецкий мост”. 1994 г.
  2. О.Н.Лёвушкина. “Текст и культура”. М. ГАОУ ВПО МИОО. 2012
  3. Историко-этимологический словарь современного русского языка под ред. П.Я. Черных. М. “Русский язык”. 1994 г.
  4. Интернет-ресурс.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературного чтения в 3-м классе для детей с ЗПР по учебнику О.В. Кубасовой "Любимые страницы" :: Урок математики в 4-м классе по теме "Умножение многозначных чисел на двузначное число" :: Итоговое факультативное занятие по русскому языку в 4-м классе :: Урок внеклассного чтения, 3-й класс. "Конструирование загадок" :: Особенности организации пропедевтической работы в группах адаптации на курсах "Введение в школьную жизнь" :: Дэдпул 2 ( Deadpool 2 ), 2018 :: Дом и дача/Дом и интерьер/Текстиль/Текстиль/Текстиль для детской/Комплекты постельного белья/Отдельные предметы / Фея / Пеленка непромокаемая (68х100 см) Фея 0 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачать косые мышцы пресса

Как накачать косые мышцы живота (пресса) в тренажерном зале Иметь плоский упругий живот мечтают как мужчины, так и женщины. И это не удивительно — при такой...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как начать голодать для похудения

Как правильно голодать, чтобы похудеть? Вы решили избавиться от лишних килограммов радикальным способом и решили сделать это с помощью голодания? Для того, чтобы...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD