Технологическая карта урока литературы на тему "Уроки доброты и взаимопонимания" (по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья") : Литература
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Технологическая карта урока литературы на тему "Уроки доброты и взаимопонимания" (по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья") : Литература

Класс: 5.

Предмет: литература.

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Автор-составитель: В.Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели:

  • совершенствование навыков анализа художественного произведения;
  • развитие монологической речи учащихся;
  • воспитание чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.

Задачи:

образовательные:

  • осознать и осмыслить идейное содержание повести;

развивающие:

  • развитие устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся;

воспитательные:

  • формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • владение элементами анализа текста

Метапредметные:

регулятивные

  • целеполагание, планирование работы;
  • организация самоконтроля, самооценки.

коммуникативные

  • организация сотрудничества между обучающимися и учителем, между обучающимися;
  • формирование устной речи.

познавательные

  • поиск и выделение необходимой информации
  • содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • организация самоконтроля, самооценки
  • моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)

личностные

  • мотивация
  • способность к самооценке

Средства обучения: компьютер, телевизор ЖК, портрет В.Г. Короленко, запись песни “Я начал жить в трущобах городских...”, презентация к произведению “Дети подземелья”, иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.

Межпредметные связи: литература и музыка, изобразительное искусство

Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД
1. Организа-
ционный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу Включает детей в учебную деятельность, обсуждает учебную ситуацию

Прочитайте эпиграф.

Как вы его понимаете?

Отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок Словесный, метод мотивации учебной деятельности Личностные (мотивация).

Коммуни-
кативные (формирование устной речи).

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Обеспечение мотивации учения детьми. Принятия ими целей урока Организует обсуждение целей урока Формулируют цели урока Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок Регулятивные (целеполагание).

Коммуникативные (устная речь).

3. Этап актуализации Актуализация опорных знаний и способов действия Создает проблемную ситуацию, задает проблемные вопросы

Слушание записи песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров” “Я начал жить в трущобах городских...”.

Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “В дурном обществе” предваряет такая песня? О каких героях вы вспомнили, слушая её?

Отвечают на вопросы, выделяют проблему Проблемный метод Познавательные (постановка проблемы). Коммуни-
кативные (ответы на вопросы).
4. Обобщение и систематизация знаний Включение в целенаправленную деятельность Консультирует, отвечает на вопросы учеников

О чём вас заставляет задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

Работа с произведениями изобразительного искусства. Презентация.

В чём созвучие полотен русских художников повести Короленко?

Работа с текстом повести. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему?

Где обитают эти “тёмные личности”? Почему?

Найдите описание старого замка и часовни.

Соответствуют ли иллюстрации художников Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище “дурного общества”?

С чьей точки зрения оно “дурное”? Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется?

Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя Наглядный, частично-
поисковый
Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение)

Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации Обеспечение восприятия. Осмысления и запоминания изучаемой темы Консультирует

а) драма в семье судьи

б) дружба с Валеком и Марусей

Есть ли что-то общее, сближающее их?

Рассмотрите иллюстрацию Глуздова, которая изображает детей с яблоками. Какую роль играет в иллюстрации свет?

в) история с куклой

г) синквейн (в тетрадях)

Составляют интеллект-карту, проговаривают полученную информацию Выступление перед аудиторией

Наглядный, частично-поисковый

Коммуникативные

(сотрудничество).

Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение)

6. Динамическая пауза   Физминутка (видео) Выполняют несколько упражнений под музыку   Личностные (работа в команде одноклассников под руководством учителя).

Коммуникативные (согласованность действий с партнерами)

7. Этап самостоятельной работы Выявление качества и уровня усвоения знаний Организует самостоятельную работу

Ответы на вопросы на “3”, “4”, “5” по выбору

Выполняют задания (письменно отвечают на вопросы) Индивидуальная работа Познавательные (логические – анализ, сравнение)
8. Домашнее задание Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: “Я хочу, чтобы Маруся осталась жива”. Обсуждают домашнее задание, задают вопросы Словесный Коммуникативные

(развитие устной речи).

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Анализ и содержание итогов работы, выводы по изученному материалу. Приложение Оценивает, корректирует деятельность учащихся Анализируют свою деятельность, оценивают себя, ставят себе отметку, обсуждают отметку с учителем Метод контроля,

познавательно-
рефлексивный

Коммуникативные

(развитие устной речи). Личностные

(рефлексия).

Регулятивные (самооценка).

Список литературы

  1. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. [Текст] / Н.В. Егорова. – 5-е изд. – М.: ВАКО, 2015. (В помощь школьному учителю).
  2. Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе: 5 класс [Текст] / Е. В. Иванова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2014. (Серия “Учебно-методический комплект).
  3. http://www.sochuroki.com/uroki-po-povesti-v-korolenko-v-durnom-obshhestve
Читать еще:

Новые материалы:

Внеклассное мероприятие в 7-м классе специальной социально-коррекционной школы-интернате VIII вида по теме "Три чуда" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" :: Концертно-игровое представление "Ура — мы в телевизоре" :: Сценарий юбилея школы :: Кулинарный поединок :: Духовное наследие — детям XXI века :: Форсаж 8 ( The Fate of the Furious ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru