Перечитываем роман И.А.Гончарова "Обломов" : Литература

Перечитываем роман И.А.Гончарова "Обломов" : Литература

Цель урока: обобщение и контроль знаний учащихся; развитие аналитических способностей десятиклассников.

Оборудование: текст романа, тетради, индивидуальные карточки.

Методические приёмы: учащимся заранее были даны на дом индивидуальные задания-карточки. В классе 19 человек, поэтому ребята получили 6 карточек с вопросами. В начале урока ученики рассаживаются по группам в соответствии полученных карточек, обмениваются мнениями 7-10 минут. Затем начинается работа по обсуждению вопросов.

Задания по группам.

Задание 1-й группы.

Д.И. Писарев говорил, что содержание романа “Обломов” (его сюжет) может быть рассказано в 2-3 строках. Попробуйте очень кратко пересказать сюжет романа. Какие главные события лежат в основе каждой из четырёх частей романа? Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов – Ольга, Штольц – Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращении Обломова в “живой труп”. Какова ваша точка зрения?

Задание 2-й группы.

Вспомните знакомые произведения: “Тарас Бульба”, “Ревизор”, “Мёртвые души” Гоголя, “Евгений Онегин” Пушкина, “Герой нашего времени” Лермонтова. При каких обстоятельствах мы знакомимся с их главными героями?

А теперь обратитесь к началу романа “Обломов”. В чём необычность этого начала? Почему, по-вашему, местом действия писатель взял центр Петербурга, большой дом, а героем сделал не переутомлённого трудами человека, а мужчину лет тридцати двух от роду? Чем писатель объяснят постоянное лежание Обломова?

Задание 3-й группы.

Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют встречи и диалоги с гостями во II-IV главах первой части романа? Чем Обломов выше своих гостей? Почему Гончаров иронизирует по поводу этих сцен?

Задание 4-й группы.

Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V-VI первой части). Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные ещё в детстве? Почему Обломов порвал со службой и с обществом? О каких мечтах и “внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца” говорит писатель? Как эти мечты и мысли связываются у Обломова с жизнью?

Задание 5-й группы.

Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга. Покажите, что в иные моменты он не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное к хозяину дома (глава VIII первой части), другое – к Ольге (глава X второй части). Почему во втором письме – свободная речь, образность, чувство? Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвёртой части)? Можно ли согласиться с их оценками?

Задание 6-й группы.

Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание трудиться, надежды на “авось”, “может быть”, “как-нибудь”, апатия, равнодушие, нерешительность, “лень жить”.

Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизм (желание испытать чувство любимой женщины, добиться от неё жертвы)? Каков его идеал любви, семейной жизни?

Читая I первую главу третьей части (поездка к Пшеницыной), обратите внимание на то, как обломов любуется крапивой у забора, рябиной. В главе IV этой части “он слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. Он не велел убирать их. “Деревню напоминают, Обломовку, - сказал он”. Что привлекает Обломова в доме Пшеницыной? Почему некоторые критики называют последнее обиталище героя “выборгской Обломовкой”?

Вопросы всему классу:

  • Так кто же такой Обломов?
  • В чём, по-вашему, трагедия жизни героя романа Гончарова “Обломов”?

Домашнее задание:

  • составить тест по роману Гончарова “Обломов”(I вариант),
  • подготовить вопросы для викторины по роману(II вариант),
  • составить кроссворд по роману(III вариант).
  • подготовиться к сочинению по роману Гончарова “Обломов”.
Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие: КВН – "The experts of Tatarstan" :: Аутентичная песня на уроках английского языка в старших классах :: Проектная работа по теме "Our Clothes: Tastes Differ" на уроке английского языка в 3-м классе :: The Military Boarding-School "The Cadet Corps of Emercom" :: Автоматизированное рабочее место "Сельский учитель" (руководитель методического объединения) :: Безбашенные ( Renegades ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list4.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Охотник с Уолл-стрит ( The Headhunter's Calling ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD