Перечитываем роман И.А.Гончарова "Обломов" : Литература

Цель урока: обобщение и контроль знаний учащихся; развитие аналитических способностей десятиклассников.

Оборудование: текст романа, тетради, индивидуальные карточки.

Методические приёмы: учащимся заранее были даны на дом индивидуальные задания-карточки. В классе 19 человек, поэтому ребята получили 6 карточек с вопросами. В начале урока ученики рассаживаются по группам в соответствии полученных карточек, обмениваются мнениями 7-10 минут. Затем начинается работа по обсуждению вопросов.

Задания по группам.

Задание 1-й группы.

Д.И. Писарев говорил, что содержание романа “Обломов” (его сюжет) может быть рассказано в 2-3 строках. Попробуйте очень кратко пересказать сюжет романа. Какие главные события лежат в основе каждой из четырёх частей романа? Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов – Ольга, Штольц – Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращении Обломова в “живой труп”. Какова ваша точка зрения?

Задание 2-й группы.

Вспомните знакомые произведения: “Тарас Бульба”, “Ревизор”, “Мёртвые души” Гоголя, “Евгений Онегин” Пушкина, “Герой нашего времени” Лермонтова. При каких обстоятельствах мы знакомимся с их главными героями?

А теперь обратитесь к началу романа “Обломов”. В чём необычность этого начала? Почему, по-вашему, местом действия писатель взял центр Петербурга, большой дом, а героем сделал не переутомлённого трудами человека, а мужчину лет тридцати двух от роду? Чем писатель объяснят постоянное лежание Обломова?

Задание 3-й группы.

Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют встречи и диалоги с гостями во II-IV главах первой части романа? Чем Обломов выше своих гостей? Почему Гончаров иронизирует по поводу этих сцен?

Задание 4-й группы.

Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V-VI первой части). Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные ещё в детстве? Почему Обломов порвал со службой и с обществом? О каких мечтах и “внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца” говорит писатель? Как эти мечты и мысли связываются у Обломова с жизнью?

Задание 5-й группы.

Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга. Покажите, что в иные моменты он не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное к хозяину дома (глава VIII первой части), другое – к Ольге (глава X второй части). Почему во втором письме – свободная речь, образность, чувство? Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвёртой части)? Можно ли согласиться с их оценками?

Задание 6-й группы.

Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание трудиться, надежды на “авось”, “может быть”, “как-нибудь”, апатия, равнодушие, нерешительность, “лень жить”.

Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизм (желание испытать чувство любимой женщины, добиться от неё жертвы)? Каков его идеал любви, семейной жизни?

Читая I первую главу третьей части (поездка к Пшеницыной), обратите внимание на то, как обломов любуется крапивой у забора, рябиной. В главе IV этой части “он слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. Он не велел убирать их. “Деревню напоминают, Обломовку, - сказал он”. Что привлекает Обломова в доме Пшеницыной? Почему некоторые критики называют последнее обиталище героя “выборгской Обломовкой”?

Вопросы всему классу:

  • Так кто же такой Обломов?
  • В чём, по-вашему, трагедия жизни героя романа Гончарова “Обломов”?

Домашнее задание:

  • составить тест по роману Гончарова “Обломов”(I вариант),
  • подготовить вопросы для викторины по роману(II вариант),
  • составить кроссворд по роману(III вариант).
  • подготовиться к сочинению по роману Гончарова “Обломов”.
Читать еще:


Новые материалы:

Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии :: Применение мотивационной технологии обучения в процессе формирования профессиональной компетенции :: Интегрированный урок "обществознание + биология" по теме "Возникновение жизни в мифологической, философской и научной картинах мира" :: Личностные качества педагога, необходимые для успешной работы в учреждениях интернатного типа :: Развитие коммуникативных навыков учащихся в проектной деятельности :: Оверлорд (Overlord), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные столы/Столы/Для комнат/Компьютерные столы / ДИК Мебель / Стол письменный ДИК Мебель ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Комплекс упражнений для похудения планка

Упражнение планка для похудения Знаете ли вы, что упражнение планка для похудения поможет укрепить все основные мышечные группы всего за один месяц? Теперь,...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Формавит капсулы для похудения

« Формавит» – стройная фигура с пользой для здоровья: действие препарата, схема приема, мнение врачей Содержание: Для эффективной борьбы с лишними килограммами...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD