Перечитываем роман И.А.Гончарова "Обломов" : Литература

Цель урока: обобщение и контроль знаний учащихся; развитие аналитических способностей десятиклассников.

Оборудование: текст романа, тетради, индивидуальные карточки.

Методические приёмы: учащимся заранее были даны на дом индивидуальные задания-карточки. В классе 19 человек, поэтому ребята получили 6 карточек с вопросами. В начале урока ученики рассаживаются по группам в соответствии полученных карточек, обмениваются мнениями 7-10 минут. Затем начинается работа по обсуждению вопросов.

Задания по группам.

Задание 1-й группы.

Д.И. Писарев говорил, что содержание романа “Обломов” (его сюжет) может быть рассказано в 2-3 строках. Попробуйте очень кратко пересказать сюжет романа. Какие главные события лежат в основе каждой из четырёх частей романа? Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов – Ольга, Штольц – Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращении Обломова в “живой труп”. Какова ваша точка зрения?

Задание 2-й группы.

Вспомните знакомые произведения: “Тарас Бульба”, “Ревизор”, “Мёртвые души” Гоголя, “Евгений Онегин” Пушкина, “Герой нашего времени” Лермонтова. При каких обстоятельствах мы знакомимся с их главными героями?

А теперь обратитесь к началу романа “Обломов”. В чём необычность этого начала? Почему, по-вашему, местом действия писатель взял центр Петербурга, большой дом, а героем сделал не переутомлённого трудами человека, а мужчину лет тридцати двух от роду? Чем писатель объяснят постоянное лежание Обломова?

Задание 3-й группы.

Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют встречи и диалоги с гостями во II-IV главах первой части романа? Чем Обломов выше своих гостей? Почему Гончаров иронизирует по поводу этих сцен?

Задание 4-й группы.

Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V-VI первой части). Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные ещё в детстве? Почему Обломов порвал со службой и с обществом? О каких мечтах и “внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца” говорит писатель? Как эти мечты и мысли связываются у Обломова с жизнью?

Задание 5-й группы.

Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга. Покажите, что в иные моменты он не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное к хозяину дома (глава VIII первой части), другое – к Ольге (глава X второй части). Почему во втором письме – свободная речь, образность, чувство? Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвёртой части)? Можно ли согласиться с их оценками?

Задание 6-й группы.

Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание трудиться, надежды на “авось”, “может быть”, “как-нибудь”, апатия, равнодушие, нерешительность, “лень жить”.

Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизм (желание испытать чувство любимой женщины, добиться от неё жертвы)? Каков его идеал любви, семейной жизни?

Читая I первую главу третьей части (поездка к Пшеницыной), обратите внимание на то, как обломов любуется крапивой у забора, рябиной. В главе IV этой части “он слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. Он не велел убирать их. “Деревню напоминают, Обломовку, - сказал он”. Что привлекает Обломова в доме Пшеницыной? Почему некоторые критики называют последнее обиталище героя “выборгской Обломовкой”?

Вопросы всему классу:

  • Так кто же такой Обломов?
  • В чём, по-вашему, трагедия жизни героя романа Гончарова “Обломов”?

Домашнее задание:

  • составить тест по роману Гончарова “Обломов”(I вариант),
  • подготовить вопросы для викторины по роману(II вариант),
  • составить кроссворд по роману(III вариант).
  • подготовиться к сочинению по роману Гончарова “Обломов”.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок по теме "Обобщение правил о правописании корня" :: Урок русского языка в 1-м классе "Сочетание жи–ши" :: Урок окружающего мира. Тема: "Культурные растения в жизни человека". 3-й класс :: Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в начальной школе". Тема: "Осень и настроение. В гостях у осени" :: Праздник "Посвящение в первоклассники" :: Майнкрафт ( Minecraft ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / ОГОГО Обстановочка / Стеллаж City ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD