Урок внеклассного чтения на тему "Семья и Отечество в годы лихолетья" (по повести А.Г.Алексина "В тылу как в тылу") : Литература

Урок внеклассного чтения на тему "Семья и Отечество в годы лихолетья" (по повести А.Г.Алексина "В тылу как в тылу") : Литература

I. Цель урока: определить связь между семейными ценностями и общегражданскими; найти истоки любви к Родине в любви к своей семье и своему дому; провести анализ принципов изображения войны в литературном произведении.

II. Работа с текстом.

II.1. Формулирование темы урока.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять...
М.Матусовский

- Как вы понимаете слова М. Матусовского “С чего начинается Родина?”

- С чего начинается Родина для вас?

Родина - это самое главное в жизни. Она не просто страна, где ты родился и вырос, это нечто большее, то, что человек хранит глубоко в душе.

- Как вы понимаете выражение МАЛАЯ РОДИНА?

рисуем схему:

- Подберите однокоренные слова к слову Родина.

Родной, родственник, род.

Понятие “Родина” означает семью: от слав. – “род”, укр. – роди?насемья, польск. - rodzinaсемья

Когда 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, слова

“Родина-мать зовёт!” так близко к сердцу были приняты каждым человеком! Ведь звала МАТЬ!

И вся страна поднялась на защиту СТРАНЫ, СВОЕГО ГОРОДА, СВОЕГО ДОМА, СВОИХ ДЕТЕЙ и ЖЁН, ОТЦОВ и МАТЕРЕЙ!

- Определите ключевые слова сегодняшнего нашего разговора.

РОДИНА (ОТЕЧЕСТВО), СЕМЬЯ, ВОЙНА

- Запишем тему урока:

Семья и Отечество в годы лихолетья по повести А.Г. Алексина “В тылу как в тылу”

II.2. Анализ текста.

Дома вы прочитали очень трогательное произведение – повесть Анатолия Георгиевича Алексина (род. в 1976 г.) “В тылу как в тылу”. Она очень лирична, но исполнена подлинного трагизма.

Делим класс на группы и составляем кластеры:

- Давайте сравним получившееся. Что объединяет эти понятия? (лишения, страх за родных, горечь потерь...) А что отличает?

- А к какому понятию Вы дописали бы слова ГЕРОИЗМ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ? Почему?

Мужчины уходили на фронт, не жалея своей жизни, били врага!

И на фронте каждому солдату очень важно было знать, что семья остается в тылу – в безопасности...

- Можем ли мы дописать к кластеру ТЫЛ слово БЕЗОПАСНОСТЬ?

- В какое время происходят события в повести?

- Показаны ли здесь военные подвиги?

- А как вы поняли, что действие происходит во время Великой Отечественной войны?

(- В октябре сорок первого мы шли с ней по этой привокзальной площади в темноте, проваливаясь в ямы и лужи.

- Как будто и во время войны одиннадцатилетний мог считаться ребенком.

- Будто я отдыхал где-нибудь в пионерлагере или наслаждался выдуманными болезнями, как это бывало в мирное время.

- На школе висел плакат “В тылу как на фронте!”.

- Оборонный завод напоминал человеческий организм, атакуемый перегрузками, но неослабевший: его сердцебиение было слышно всему городу днем и ночью...)

– Какая сторона войны открывается нам в этом произведении?

В начале войны 17-летний Анатолий Алексин вместе с матерью был эвакуирован на Урал. В повести он рассказывает о том, что видел, что пережил сам.

- От чьего имени ведется повествование?

(Это воспоминания взрослого мужчины, Дмитрия Тихомирова, едущего на могилу матери в городок, где они с матерью находились в эвакуации во время войны.

Я приехал к маме, у которой не был около десяти лет. Так уж случилось.)

В начале воспоминаний рассказчику 11 лет.

Мы знакомимся с СЕМЬЁЙ ТИХОМИРОВЫХ.

Папа Дима мама
(биолог)   (инженер-строитель)

- Как строились отношения в этой семье ДО ВОЙНЫ? (папа очень любил маму, мама тоже любила папу, но старалась этого не показывать (в воспитательных целях):

— Ее красота слишком заметна, — постоянно говорил мне отец. И обязательно при этом вздыхал.Ему хотелось, чтобы мамину красоту никто на свете не замечал.

— Ты умеешь укрощать даже сварщиков и прорабов. Куда уж мне, интеллигенту-биологу? Я сдаюсь! — в другой раз воскликнул отец. И поднял руки вверх.

Родители очень любили сына, но не баловали его.

- Материнство ...выше любви

Война ворвалась в жизнь этой семьи, как и в жизнь других таких же любящих семей.

Отец уходит на фронт.

(Войны он вообще не боялся.

— Обещай мне, что ты будешь спокоен. За нас... За меня! — умоляла мама. — И пиши... Каждый день нам пиши. Не представляешь, как мы любим тебя!)

- Почему люди уходили на фронт? Защищать Родину и семью.

(у нее {мамы Олега} двух братьев убили.

— Так... быстро? — спросил я.

— Одного в августе на Украине. А другого недавно возле Калинина... Оба моложе ее. Была старшей сестрой в семье, а теперь только в госпитале. Если бы не они {две маленькие дочки}, — Олег кивнул на тахту, обнесенную досками, на фронт бы ушла.

— Тебя бы оставила?

— Я же взрослый. {Олегу 12-13 лет})

Мама очень переживает, что раньше редко говорила своему мужу, что очень любит его.

(— Я не щадила тебя, — тихо сказала она, когда отец собирался по повестке на сборный пункт. Или, вернее сказать, на войну. — Я не щадила тебя... Прости уж, Алешенька. Но ты всегда мог быть абсолютно спокоен. Я пыталась воспитывать тебя... Это глупо. С близкими надо находить общий язык. Вот что главное... Ты простишь меня)

Дима с мамой едут в эвакуацию.

Главный герой очень быстро начинает взрослеть.

(- Я знал, что хорошее начинаешь гораздо острей ценить, когда оно от тебя уходит. И что наши приобретения становятся в тысячу раз дороже, когда превращаются в наши потери или воспоминания. Эта истина казалась мне раньше лежащей на поверхности, а значит, не очень мудрой.

Но, качаясь на нарах, под потолком, где было много времени для размышлений, я понял, что первым признаком мудрой мысли является ее точность: все, что недавно было обыденным и привычным, стало казаться мне нереальным, невозвратимым. А неприятности и заботы, так волновавшие меня прежде, я не разглядел бы теперь ни в один микроскоп.

- “Ценишь, когда теряешь” — эту истину война все упрямей, с жестокой прямолинейностью вдалбливала мне в сердце и в голову.

- Я подумал, что нужно будет вообще забыть о своем возрасте. Взять и забыть...)

Но мама не хотела, чтобы я забывал.

(- Здесь ты будешь делать уроки!

-Ты ребенок! Мы идем с тобой в школу. Прямо сейчас! Никто не может лишить тебя этого. Детство не повторяется.

- Вытаскивала со дна еду, завернутую в газету, и протягивала ее мне. В сумке обязательно стояла бутылка молока, которая тоже полагалась маме “за вредность”. Сидя на матраце, я ел хлеб с котлетой и запивал молоком.

— Так поздно ужинать вредно, — говорила мне мама. — Но война все перевернула вверх ногами.

— А ты-то поела?

— Конечно, — отвечала она.

— Я захватила из Москвы отцовские целебные травы. Два или три пакета... Буду заваривать, чтобы ты понемножку пил. Это защищает от дистрофии.

— Но я ведь и так... съедаю все, что тебе дают на работе за “вредность”.

— Ты растешь, — категорически заявила мама. — Закладывается фундамент здоровья. А мой фундамент был заложен в мирное время.)

- Что особенно сближает в это время героя с мамой?

Беспокойство за отца, который воюет на передовой.

(— Теперь мы с тобой так и будем жить: от письма до письма, — грустно сказала она. — Надо привыкать. Что тут поделаешь!

“Повезло Олегу, — подумал я. — Отца его больше никуда не отправят...” Я сразу же устыдился этой мысли. Но она все равно осталась со мной. (У отца Олега ампутирована левая рука.)

— Спокоен? Разве там, где он... бывает спокойствие? Ты вообще представляешь, что там происходит?

— Представляю.

— Это невозможно себе представить!

- Теперь нельзя давать себе отдыха... ни на минуту!

— Ни на минуту?!

— Чтоб некогда было сходить с ума... — Она вынула из сумочки фотографию, где отец был совсем молодым и веселым. — Он всегда был беззащитней меня. Так казалось в будничной жизни. Мужчины берут на себя самые страшные тяготы века, а зубной боли они боятся. Это известно. Я обязана быть... рядом с ним... Пусть даже здесь!)

Герой, несмотря на трудное военное время, благодаря маме, не лишается детства! Мама заботится о сыне, а он проявляет уже не детскую заботу о маме: они с Олегом подменяют письмо с сообщением, что отец пропал без вести на сообщение о том, что папа в партизанском отряде.

(- Мы заменили листок с типографским текстом на тот, который пришел “от командира воинской части”. И я спрятал конверт в портфель.

Я скрывал от мамы извещение, пришедшее из Москвы, но свой предстоящий разговор строил так, будто она, как и я, обо всем уже знала.)

- А легко ли было маме в эвакуации? Какой была эта замечательная женщина?

Образ мамы Екатерины Андреевны Тихомировой

- волевая

- целеустремленная

- сильная, НО и вдруг ее сила исчезла. Тут же, на наших глазах. Она растерянно опустилась на сундук, заменявший нам стол. И стала беспомощно оглядываться, как бы прося защиты. (письмо о муже)

- ответственная

- заботливая

- честная

- “за собой надо следить. А то вернется отец — не узнает!”

- хорошая мать

- любящая жена

- надежный друг

- гостеприимная хозяйка

- самообладание в трудных ситуациях, умение сконцентрироваться

-“ей всегда было противопоказано то, чего в доме у нас не хватало”

- А только Екатерина Андреевна была такой? Она была уникальна?

Вспомните общий праздник, когда фашистов разгромили под Москвой.

(Их разгромили под Москвой! Вы это предвидели, Катюша. И говорили об этом... Свершилось!

А вечером мы собрались, чтобы отметить праздник.

Усталые, серые лица вроде бы оживились — и в бараке стало уютней.

В тот вечер, в бараке, мама предложила всем “объединить продуктовые запасы”, откинуть бывшие скатерти, старые ковры и портьеры, разделявшие нас. Барак сразу сделался длинным, как деревянный туннель. Резали затвердевшие от холода буханки. казавшиеся ненастоящими, бутафорскими; покрывали хлебные куски таким тончайшим слоем масла, что сквозь него ясно просвечивали цвет хлеба и все его поры.

Кто-то принес полбутылки спирта и разбавил его водой до такой степени, что остался лишь запах.

— “Друзья мои, прекрасен наш союз”! — воскликнул Подкидыш. Это прозвучало слишком возвышенно, и я пригнул голову, уставился в пол, как бывает в театре, если на сцене происходит что-то неестественное, фальшивое.

Но в ответ все захлопали. И тогда мама сказала:

— За Москву! И чтобы наши мужья вернулись... — Посмотрела на женщин и поспешно добавила: — Братья и сыновья тоже!)

Люди - одна большая семья! Общая беда сближает!

— Радость может быть безграничной, — продолжал папа Кузя (папа Олега). — Я за это! Но беда...Чтобы ее можно было выдержать, перенести, возникает энергия родства. Какой еще не бывало... Между чужими людьми! Вы заметили?

Война — время писем, — сказал однажды Подкидыш. — Она всех раскидала в стороны. И люди пишут друг другу, как никогда! Разлучает, объединяет...

Я редко встречался с нашими соседями по бараку: они затемно уходили и возвращались во тьме. Но когда мы стали прощаться, вдруг выяснилось, что я знал не только их надвинутые на глаза мохнатые шапки, не только их валенки и полушубки, — я угадывал, сам того не подозревая, их лица. И помнил глаза... Оказалось, что мы с ними в этом бараке сроднились.

Позже я понял: война не давала людям возможности и просто-напросто времени для проявления всех своих “разнокалиберных” качеств. На передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра. Ими, настигавшими врага даже из дальнего тыла, были каждодневная, будничная отвага и готовность жертвовать и терпеть. Люди становились чем-то похожи друг на друга. Но это не было однообразием и безликостью, а было величием.

“Большое видится на расстоянье”. Быть может, сравнения мои звучали слишком высокопарно. Но ведь и геройство людей, живших с нами рядом, в бараке, тоже было высоким.

Мама, Подкидыш, родители Олега... Их судьбы- судьбы взрослых, которым еще тяжелее от осознания того, что их дети вынуждены переносить тяготы военного времени вместе с ними.

Вам нужно в парке культуры на каруселях кружиться. А вы воюете, голодаете... Теперь вот будете ходить по морозу. Ты думаешь, я за это? Уродства военного времени!

Дети не отдыхают, не развлекаются, а помогают взрослым.

При этом дети все же остаются детьми. Работа сначала воспринимается как игра.

(После уроков мы с таинственными лицами, не позволяя себе улыбаться или шутить, шли на те объекты, которые не числились в “засекреченных”.

С последних уроков нас сняли и послали на расчистку подъездных путей...Нас часто посылали на такие работы. И хотя орудовать на морозе лопатами и скребками было нелегко, мы радовались: во-первых, приобщались к важному делу, а во-вторых, срывались уроки. Мы одержимо стремились к взрослости, но оставались детьми.)

- Скажите, что случится с самой прочной основой, если на нее нагружать и нагружать все больше тяжестей?

— Я устала. Очень устала.

Мне казалось, что устала она прежде всего от мыслей: об отце, о Подкидыше. А стремясь избавиться от усталости, нагружала на себя все больше и больше дел.

Я никогда до той поры не догадывался, что душевные перегрузки подтачивают здоровье гораздо сильнее, чем физические. В физических мама искала спасение. И нагружала себя и нагружала...

Организм не выдержал. Не осталось сил сопротивляться воспалению лёгких. Мама умерла.

Она так и не узнала о том, что её муж всё-таки чудом выжил...

Величие людей особенно ярко проявляется в годы испытаний.

Война – это страшно! И страшно не только на передовой!

Люди совершают подвиг, каждый на своём месте: кто-то подрывает себя вместе с вражеским танком на поле боя, а кто-то утраивает и утраивает свои силы, чтобы поскорее пустить в строй завод, который будет выпускать оружие, которое так необходимо в бою!

Это общий подвиг, объединяющий всех людей в единую семью!

Об этом написал в своей повести Анатолий Георгиевич Алексин, написал без громких слов, как о чём-то само собой разумеющемся. Ведь по-другому быть не могло!

III. Итог урока.

Семью и Родину нельзя разделить! Даже война не способна разрушить настоящие ценности!

Даже разлучённые войной люди чувствовали поддержку своих близких!

Народ объединился в одну большую семью, в которой нет чужой беды! В которой одна любовь на всех- любовь к своему Отечеству!

Поэтому наш народ и выстоял!

С чего начинается Родина?..
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять...

IV. Домашнее задание. Рефлексия.

Напишите о главных нравственных ценностях вашей семьи. Расскажите, с чего для вас начинается Родина.

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий праздника в старшей группе "Родимый край – тебя я славлю" :: Мини-музеи в детском саду :: Особенности речевого развития в дошкольном возрасте :: Сценарий праздника "Святки" в подготовительной группе :: Открытый урок технологии по теме: "Сервировка стола к ужину" с использованием национально-регионального компонента" :: Fast & Furious 9 (), 2020 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Merdes / Стеллаж-колонка СБ-15/4 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD