Мотивированное чтение как технология приобщения обучающихся к литературным ценностям : Литература

Целью литературного образования учащихся среднего и старшего звена остается образование в полном смысле слова: приобретение обширных знаний, привычка мыслить, воспитание благородных чувств. Задачи, которые решает учитель литературы - воспитание “эмоционального интеллекта”, “активной совести”, формирование идеала, пробуждение мысли, осознание духовных ценностей. Разумеется, чтобы превратить учебную задачу в личностно-значимую, реализовать возможность воспитания вдумчивого читателя, утолить голод интеллекта и души ученика, передать знания, которые существенно влияют на нравственное становление личности, способствует познанию самого себя и окружающего мира, - необходимо время. Источником времени для учителя словесности считаю внеклассную работу по предмету.

Мотивированное чтение как технология приобщения обучающихся к литературным ценностям нацелена на “погружение” в текст, обдумывание прочитанного, что напрямую связано с дефицитом урочного времени. Кроме того,“трагическое распутье” (выражение Ю.М. Лотмана), на котором оказалась русская литература: сохранить ли свою национальную, веками сложившуюся традиционность или же превратиться в развлекательное чтиво- причина того, что у подростков не вырабатывается система, не прививается культура чтения, способствующие социально-нравственному самосознанию. И разумеется, стандартный подход к изучению творчества писателя: биография -аналитическое чтение текстов – сочинение, - исчерпал себя, т.к. такие личностные качества ученика, как мобильность, креативность, коммуникабельность не задействованы, остаются вне урока. Именно поэтому “классика после урока…”, внеклассную работу по предмету, считаю важнейшим средством мотивации учащихся при изучении литературы в условиях модернизации образования.

Одна из форм работы - учебно-информационные, познавательные поездки со школьниками одновозрастных групп по культурно-историческим центрам, усадьбам России и зарубежья. Как напутствие нам, современникам XXI века, звучат слова К.Г.Паустовского: “Если хотите быть подлинными сынами своей страны и всей земли, людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности…Людьми, создающими духовные ценности, - то будьте верны музе далёких странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие – это прикосновения в область значительного и прекрасного”.Такие поездки не только запоминаются на всю жизнь, но и собранный фото- видеоматериал, личные впечатления, ощущения – это то, что используется впоследствии учащимися на уроках, в реферативных работах, будит желание взять в руки тексты, понять творчество не просто писателя, а личности, которую помогли “увидеть” экскурсоводы, увидеть книгу как артефакт культуры.

В качестве результата внеурочной деятельности в форме “Путешествовать, чтобы учиться” считаю мотивированное чтение как следствие освоения разнообразных способов постижения мира учеником– доминанты путешествия; познания мира в деятельной сопричастности, первичности наблюдения и опыта по отношению к информации.

Дважды посетив с учащимися литературное “гнездо” России – Орёл и литературные усадьбы орловщины: Ясную Поляну Л.Н.Толстого, Овстуг Ф.Тютчева и места , связанные с биографией “соседа” А.Фета, Спасское-Лутовиново И.Тургенева и, конечно, дома-музеи г.Орла: Н.Лескова, И.Бунина, Л.Андреева, в течение 10дней мы с учащимися были погружены в атмосферу жизни и творчества, образов литературных произведений, в окололитературную среду 19 века и современности. Как результат, желание учащихся использовать материалы путешествия на уроках.

Результатом неоднократного посещения музея-заповедника “Пушкинские горы” (под Псковом), Михайловского (музея-заповедника А.С.Пушкина), Святогорья - места захоронения поэта, Тригорского считаю неподдельный интерес к произведениям периода михайловского уединения – поры расцвета пушкинской лирики. Поездки в Царское Село (г. Пушкин), в Царскосельский Лицей и совместные семейные просмотры фильмов пушкинской тематики, например, “1814” (о Пушкине-лицеисте), после поездок влияют на восприятие темы лицейского братства.

Ежегодные поездки под общим названием “Петербург литературный” включает в себя темы одного дня, например, “Серебряный век Петербурга”,“Петербург пушкинской поры”. Результатом работы учащихся являются рефераты, проекты, семинары,“Литературные гостиные” как одна из форм внеклассной работы по предмету. Театральные постановки находят в детях живой отклик- это ролевая игра, стимулирующая фантазию, развивающая память, внимание, эрудицию, погружающая в первоисточник.

Материалы экскурсии “Петербург Гоголя” легли в основу “Литературных чтений”, подготовленных учениками и актёрами при участии родителей. Творческие встречи с актёрами, поэтами и писателями города, участие в презентации книг, альбомов стали одной из приветствуемых учащимися форм работы по предмету.

Поездки “Петербург Достоевского” в виде тематических пешеходных экскурсий и музейных уроков: “Мир “Преступления и наказания” и др.; подобные литературные поездки в Москву: (“Грибоедовская Москва”, мир Островского- “Колумб Замоскворечья”, пешеходные экскурсии “По страницам романа “Мастер и Маргарита” и др.). как этап мотивированного чтения позволили учащимся подготовить презентации и выступления на семинарах по творчеству классика.

Ежегодные поездки по Европе связываю с литературой “Русского Зарубежья”

Например, общая тема “ Книги о детстве” (Л.Толстой, Ф.Достоевский, С.Аксаков) после посещения в Париже музея Гари была дополнена его гимном матери – романом “Обещание рассвета”. Эта книга стала одной из любимых и “читаемых” среди моих учеников среднего звена школы. Она возглавила список книг “Семейного чтения” и постепенно заполнила “Читательские копилки” учащихся. Ведение записей по внеклассному чтению в форме “Читательских копилок”, занимающих место на стенде в кабинете, считаю наиболее эффективными с точки зрения влияния на мотивацию чтения, так как любой, кто работает в кабинете : учащийся, родитель, учитель- могут открыть эти страницы.

На уроках по биографии писателя неоценима работа учащихся по составлению и комментированию галереи портретов писателей с использованием самостоятельно созданных мультимедийных презентаций. Выступающий обязательно подчёркивает тот факт, что интерес к теме вызвала поездка по литературным местам, связанным с жизнью и творчеством писателя как неординарной интересной личностью своего времени.

Встречи с актёрами театра им. Чехова, малой сцены ТЮЗа, драматургом Николаем Коляда и посещение спектаклей (особенный интерес вызывают суп – спектакли театра-Коляда) стали не только традиционными для учеников, но уроками освоения книги как литературной ценности, уроками развития критического мышления, что позволяет выходить с детьми на обсуждение нравственных и моральных проблем:спектакли “Собака” Думбадзе, “У ковчега в 8”, “Шутовской колпак”, “Мёртвые души” - это “классика после урока”. Рецензии, рефераты, презентации после посещения спектаклей учащиеся пишут самостоятельно и обязательно читают до или после просмотра подлинники текстов. Как результат подобной работы – участие большого количества учащихся во Всероссийском конкурсе “ Страна читающая”.

Рассказы об интересных страницах биографии писателей, творческой истории (подбор материалов из личного архива) как продолжение внеклассной работы на уроке – возможность учащимся реализовать свои возможности в публичном выступлении, в умении вести диалог с публикой - аудиторией одноклассников, так как всегда подобное выступление вызывает у слушателей множество вопросов. “Привлекательность и человечность зла..Какого?” (По творчеству М.Булгакова) “Добро - категория христианской морали? И только?” (По творчеству Л.Толстого, Н.Лескова” и подобные мотивируют на погружение в текст.

Характерные особенности технологии мотивированного чтения и работы с учащимися в “сфере вечных ценностей” сформулирую так: организация обучения как творческой деятельности, воспитание читателя; формирование творческого отношения к работе; развитие культуры речи; обучение средствам выразительности языка; возможность самовыражения школьников, проявления самостоятельности.

Многолетний опыт работы с такими и другими формами внеклассной жизни детского коллектива, подсказывает целесообразность, необходимость продолжения подобных поисков и экспериментов, так как позволяет увидеть результаты своего труда и труда учащихся, их родителей по приобщению к мотивированному чтению классической литературы как одному из источников познания жизни, формирования идеалов, морально-нравственных ориентиров, что, несомненно, скажется на качестве жизни личности подрастающего читателя.

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка интегрированного урока информатики и физической культуры :: Сплочение коллектива в подвижной игре "Лапта" с ИКТ :: Организация тематических дней в летний оздоровительный период :: Программа кружка по кулинарии ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list3.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Малые олимпийские игры :: Жизнь Кабачка ( Ma vie de Courgette ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Пуфики/Мебель для гостиной/Мягкая мебель/Пуфы / Вентал / Пуф Вентал ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Гимнастика для похудения живота

5 эффективных упражнений для похудения живота Каждая женщина мечтает, чтобы у нее был стройный, подтянутый, плоский животик, но, к большому сожалению, не у...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать грудные мышцы в домашних

Как накачать грудные мышцы в домашних условиях Не у всех желающих заниматься совершенствованием своего тела есть возможность посещать тренажерные залы. Причина...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD