Вселенная выпускников : Литература

Вселенная выпускников : Литература

“...нитью лучей начинаю
Вселенную
Новую
Шить...”
(Стихотворение “О текущем положении моих дел”.)

Читаю, листая страницы напечатанного “самиздатом” в феврале 2016 года сборника стихов, подаренного мне на выпускном вечере в июне 2016 года сейчас уже бывшим моим учеником. 92 печатные страницы с иллюстрациями, нарисованными тоже моей ученицей. Откровения, размышления, “...здесь много правды, много грусти”.

Прекрасные мои дети! Какова же эта ваша Вселенная?

Мысли выпускников далеко не детские: о выборе жизненного пути, о своей сущности, своем предназначении, об отношении к людям, к миру, мысли от первого лица:

Я же решил все равно
Связывать бусы из всех облаков,
Греть теплом сколько угодно
Продрогнувших рук.
(Стихотворение “О текущем положении моих дел”)

Я думаю, начало этому решению, несомненно, положили уроки литературы, например, осмысление и понимание такого шедевра, как стихотворение “Гамлет” Б.Л. Пастернака.

Вспоминаю первое прочтение стихотворения в классе. Поверхностные суждения, вялые высказывания.

Начинаем думать и обсуждать:

Кто лирический герой? (Я).

Что можно видеть в монологе лирического героя?

1. Исповедь актера, играющего Гамлета.

2. Размышления самого Гамлета.

3. Гефсиманское моление Христа.

4. Размышления человека нового времени - Юрия Живаго.

Противоречат ли эти образы друг другу? Кажется, они совершенно разные. Что может их объединять?

- Они сопрягаются. Это самый важный момент в их жизни - момент выбора жизненного пути. Это момент осмысления жизни, как роли, данной свыше. Это осознание того, что каждый волен в своем выборе, играть или не играть эту роль. Это решение проблемы, как играть выбранную роль, понимание того, что играть нужно только хорошо и что роль должна быть только жертвенной.

Они на “подмостках жизни” и думают, “что случится на моем веку”.

Является ли эта ситуация типовой, т.е. ситуацией каждого человека в этой жизни вообще?

- Ситуация типовая. Но каждый решает ее по- своему.

Как решают ее Пастернак и его герои?

- Пастернак показывает , что у всех героев побеждает “замысел упрямый”, что “продуман распорядок действий”. Он раскрывает мысль о том, что не среда обитания и обстоятельства накладывают отпечаток на сознание человека. Напротив, человек прежде всего существует в системе координат , заданных еще подвигом Христа в Гефсиманском саду, который молился о “пронесении” чаши, но взял ее на себя. Человек волен в выборе, чаще всего он руководствуется изначально этим величайшим примером.

Но кровавый 20 век обесценил духовность в людях, люди стали забывать Христа. Но Пастернак не согласен с тем, что этот процесс необратим. На примере своих героев он показывает, настаивает на том, что человек осознал и прочувствовал пример Христа, который побуждает его делать выбор в пользу добра. Пастернак утверждал идею важности личностного начала в системе мироздания. самоценности человеческой личности. Я в мире - личность, центр принятия веры в торжество и чудо жизни, в ее силы и могущество. Именно в этом бессмертие человека.

Гамлет, лирический герой, Ю.Живаго следуют за образцом Христовой жизни, заповедовавшей высокую трагедию личной жертвы как единственно возможного разрешения всех коллизий жизни. Это своеобразная “юродивость”, но святого образца.

Трагичность времени осознается лирическим героем: “Все тонет в фарисействе”. Но назначение героев, не внимая фарисейству, заполнить духовную пустыню, оставаться человеком, сохраняющим живую жизнь, верящим в величие мироздания, даже если тебя не понимают, и они это делают.

За это приходится платить трагическим ощущением разлада с толпой, платить мукой, как заплатил за это Христос. Но в этом - жизнь.

И как окончательное подтверждение идей стихотворения звучат последние строки: “Жизнь прожить не поле перейти”. Это народная мудрость, а она непреложна. Жизнь трудна, но живи как человек.

Пастернак переносит идеи стихотворения и на сферу искусства, поэзии, творчества. Творчество - это судьба, поэт обязан исполнить свой высший долг: прославлять жизнь и любовь, осуществлять духовную связь времен и поколений.

Мне кажется, мои ученики поняли все это. Начинающий поэт написал в своем сборнике:

Но нужно, чтоб все затмевала
Та радость, что в каждом из дней!
Чтоб грусть навсегда прогонялась!
Любовь была послана миру!
Чтоб зло глубоко зарывалось,
Чтоб в жилах текла постоянная сила.
(Стихотворение “ Я знаю”.)

Оптимистично, бодряще звучат строки:
Эту жизнь, возлюбив, принимаю,
Ее дар принимаю за честь!
(Стихотворение “Любить жизнь”. )

Творения, конечно, еще несовершенны с точки зрения классической литературы. Но главное дети поняли, и вот такую новую Вселенную, созданную еще в Гефсиманском саду Христом, а также Пастернаком и Гамлетом, начинает “шить” новое поколение. Вселенную жизни и любви.

Приложение.

P.S. Стихи написал выпускник ГБОУ Лицей №1564 Якубовский Станислав. Иллюстрации создали Якубовский Станислав и выпускница ГБОУ № 1564 Копилевич Ангелина.

Читать еще:


Новые материалы:

Геометрические тела и их проекции :: Авторская программа элективных курсов "Ведение домашнего хозяйства", 10-й класс :: Интегрированный урок технология + фольклор (дополнительное образование) по теме "Изготовление наличников для русской избы" (плоскостное моделирование) :: Открытый урок по технологии на тему "Строение и функции волос. Уход за волосами" :: Урок литературы в 5-м классе по теме: «"Восприятие, истолкование и анализ стихотворения И. Северянина "В парке плакала девочка"» :: Эксперимент «Офис» ( The Belko Experiment ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Вентал / Тумба для обуви Viva 3 черная ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD