Вселенная выпускников : Литература

Вселенная выпускников : Литература

“...нитью лучей начинаю
Вселенную
Новую
Шить...”
(Стихотворение “О текущем положении моих дел”.)

Читаю, листая страницы напечатанного “самиздатом” в феврале 2016 года сборника стихов, подаренного мне на выпускном вечере в июне 2016 года сейчас уже бывшим моим учеником. 92 печатные страницы с иллюстрациями, нарисованными тоже моей ученицей. Откровения, размышления, “...здесь много правды, много грусти”.

Прекрасные мои дети! Какова же эта ваша Вселенная?

Мысли выпускников далеко не детские: о выборе жизненного пути, о своей сущности, своем предназначении, об отношении к людям, к миру, мысли от первого лица:

Я же решил все равно
Связывать бусы из всех облаков,
Греть теплом сколько угодно
Продрогнувших рук.
(Стихотворение “О текущем положении моих дел”)

Я думаю, начало этому решению, несомненно, положили уроки литературы, например, осмысление и понимание такого шедевра, как стихотворение “Гамлет” Б.Л. Пастернака.

Вспоминаю первое прочтение стихотворения в классе. Поверхностные суждения, вялые высказывания.

Начинаем думать и обсуждать:

Кто лирический герой? (Я).

Что можно видеть в монологе лирического героя?

1. Исповедь актера, играющего Гамлета.

2. Размышления самого Гамлета.

3. Гефсиманское моление Христа.

4. Размышления человека нового времени - Юрия Живаго.

Противоречат ли эти образы друг другу? Кажется, они совершенно разные. Что может их объединять?

- Они сопрягаются. Это самый важный момент в их жизни - момент выбора жизненного пути. Это момент осмысления жизни, как роли, данной свыше. Это осознание того, что каждый волен в своем выборе, играть или не играть эту роль. Это решение проблемы, как играть выбранную роль, понимание того, что играть нужно только хорошо и что роль должна быть только жертвенной.

Они на “подмостках жизни” и думают, “что случится на моем веку”.

Является ли эта ситуация типовой, т.е. ситуацией каждого человека в этой жизни вообще?

- Ситуация типовая. Но каждый решает ее по- своему.

Как решают ее Пастернак и его герои?

- Пастернак показывает , что у всех героев побеждает “замысел упрямый”, что “продуман распорядок действий”. Он раскрывает мысль о том, что не среда обитания и обстоятельства накладывают отпечаток на сознание человека. Напротив, человек прежде всего существует в системе координат , заданных еще подвигом Христа в Гефсиманском саду, который молился о “пронесении” чаши, но взял ее на себя. Человек волен в выборе, чаще всего он руководствуется изначально этим величайшим примером.

Но кровавый 20 век обесценил духовность в людях, люди стали забывать Христа. Но Пастернак не согласен с тем, что этот процесс необратим. На примере своих героев он показывает, настаивает на том, что человек осознал и прочувствовал пример Христа, который побуждает его делать выбор в пользу добра. Пастернак утверждал идею важности личностного начала в системе мироздания. самоценности человеческой личности. Я в мире - личность, центр принятия веры в торжество и чудо жизни, в ее силы и могущество. Именно в этом бессмертие человека.

Гамлет, лирический герой, Ю.Живаго следуют за образцом Христовой жизни, заповедовавшей высокую трагедию личной жертвы как единственно возможного разрешения всех коллизий жизни. Это своеобразная “юродивость”, но святого образца.

Трагичность времени осознается лирическим героем: “Все тонет в фарисействе”. Но назначение героев, не внимая фарисейству, заполнить духовную пустыню, оставаться человеком, сохраняющим живую жизнь, верящим в величие мироздания, даже если тебя не понимают, и они это делают.

За это приходится платить трагическим ощущением разлада с толпой, платить мукой, как заплатил за это Христос. Но в этом - жизнь.

И как окончательное подтверждение идей стихотворения звучат последние строки: “Жизнь прожить не поле перейти”. Это народная мудрость, а она непреложна. Жизнь трудна, но живи как человек.

Пастернак переносит идеи стихотворения и на сферу искусства, поэзии, творчества. Творчество - это судьба, поэт обязан исполнить свой высший долг: прославлять жизнь и любовь, осуществлять духовную связь времен и поколений.

Мне кажется, мои ученики поняли все это. Начинающий поэт написал в своем сборнике:

Но нужно, чтоб все затмевала
Та радость, что в каждом из дней!
Чтоб грусть навсегда прогонялась!
Любовь была послана миру!
Чтоб зло глубоко зарывалось,
Чтоб в жилах текла постоянная сила.
(Стихотворение “ Я знаю”.)

Оптимистично, бодряще звучат строки:
Эту жизнь, возлюбив, принимаю,
Ее дар принимаю за честь!
(Стихотворение “Любить жизнь”. )

Творения, конечно, еще несовершенны с точки зрения классической литературы. Но главное дети поняли, и вот такую новую Вселенную, созданную еще в Гефсиманском саду Христом, а также Пастернаком и Гамлетом, начинает “шить” новое поколение. Вселенную жизни и любви.

Приложение.

P.S. Стихи написал выпускник ГБОУ Лицей №1564 Якубовский Станислав. Иллюстрации создали Якубовский Станислав и выпускница ГБОУ № 1564 Копилевич Ангелина.

Читать еще:


Новые материалы:

Система Монтессори в образовательной области "Художественное творчество" :: Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии :: Подвижные игры в работе педагога-психолога при коррекции нарушений поведения и развития у детей с ОНР :: Перспективные планы по трудовой деятельности. Старшая группа :: Программирование списков в среде Delphi :: Реальный Рокки ( The Bleeder ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Тумбы / Дана / Тумба Дана ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD