Вселенная выпускников : Литература

“...нитью лучей начинаю
Вселенную
Новую
Шить...”
(Стихотворение “О текущем положении моих дел”.)

Читаю, листая страницы напечатанного “самиздатом” в феврале 2016 года сборника стихов, подаренного мне на выпускном вечере в июне 2016 года сейчас уже бывшим моим учеником. 92 печатные страницы с иллюстрациями, нарисованными тоже моей ученицей. Откровения, размышления, “...здесь много правды, много грусти”.

Прекрасные мои дети! Какова же эта ваша Вселенная?

Мысли выпускников далеко не детские: о выборе жизненного пути, о своей сущности, своем предназначении, об отношении к людям, к миру, мысли от первого лица:

Я же решил все равно
Связывать бусы из всех облаков,
Греть теплом сколько угодно
Продрогнувших рук.
(Стихотворение “О текущем положении моих дел”)

Я думаю, начало этому решению, несомненно, положили уроки литературы, например, осмысление и понимание такого шедевра, как стихотворение “Гамлет” Б.Л. Пастернака.

Вспоминаю первое прочтение стихотворения в классе. Поверхностные суждения, вялые высказывания.

Начинаем думать и обсуждать:

Кто лирический герой? (Я).

Что можно видеть в монологе лирического героя?

1. Исповедь актера, играющего Гамлета.

2. Размышления самого Гамлета.

3. Гефсиманское моление Христа.

4. Размышления человека нового времени - Юрия Живаго.

Противоречат ли эти образы друг другу? Кажется, они совершенно разные. Что может их объединять?

- Они сопрягаются. Это самый важный момент в их жизни - момент выбора жизненного пути. Это момент осмысления жизни, как роли, данной свыше. Это осознание того, что каждый волен в своем выборе, играть или не играть эту роль. Это решение проблемы, как играть выбранную роль, понимание того, что играть нужно только хорошо и что роль должна быть только жертвенной.

Они на “подмостках жизни” и думают, “что случится на моем веку”.

Является ли эта ситуация типовой, т.е. ситуацией каждого человека в этой жизни вообще?

- Ситуация типовая. Но каждый решает ее по- своему.

Как решают ее Пастернак и его герои?

- Пастернак показывает , что у всех героев побеждает “замысел упрямый”, что “продуман распорядок действий”. Он раскрывает мысль о том, что не среда обитания и обстоятельства накладывают отпечаток на сознание человека. Напротив, человек прежде всего существует в системе координат , заданных еще подвигом Христа в Гефсиманском саду, который молился о “пронесении” чаши, но взял ее на себя. Человек волен в выборе, чаще всего он руководствуется изначально этим величайшим примером.

Но кровавый 20 век обесценил духовность в людях, люди стали забывать Христа. Но Пастернак не согласен с тем, что этот процесс необратим. На примере своих героев он показывает, настаивает на том, что человек осознал и прочувствовал пример Христа, который побуждает его делать выбор в пользу добра. Пастернак утверждал идею важности личностного начала в системе мироздания. самоценности человеческой личности. Я в мире - личность, центр принятия веры в торжество и чудо жизни, в ее силы и могущество. Именно в этом бессмертие человека.

Гамлет, лирический герой, Ю.Живаго следуют за образцом Христовой жизни, заповедовавшей высокую трагедию личной жертвы как единственно возможного разрешения всех коллизий жизни. Это своеобразная “юродивость”, но святого образца.

Трагичность времени осознается лирическим героем: “Все тонет в фарисействе”. Но назначение героев, не внимая фарисейству, заполнить духовную пустыню, оставаться человеком, сохраняющим живую жизнь, верящим в величие мироздания, даже если тебя не понимают, и они это делают.

За это приходится платить трагическим ощущением разлада с толпой, платить мукой, как заплатил за это Христос. Но в этом - жизнь.

И как окончательное подтверждение идей стихотворения звучат последние строки: “Жизнь прожить не поле перейти”. Это народная мудрость, а она непреложна. Жизнь трудна, но живи как человек.

Пастернак переносит идеи стихотворения и на сферу искусства, поэзии, творчества. Творчество - это судьба, поэт обязан исполнить свой высший долг: прославлять жизнь и любовь, осуществлять духовную связь времен и поколений.

Мне кажется, мои ученики поняли все это. Начинающий поэт написал в своем сборнике:

Но нужно, чтоб все затмевала
Та радость, что в каждом из дней!
Чтоб грусть навсегда прогонялась!
Любовь была послана миру!
Чтоб зло глубоко зарывалось,
Чтоб в жилах текла постоянная сила.
(Стихотворение “ Я знаю”.)

Оптимистично, бодряще звучат строки:
Эту жизнь, возлюбив, принимаю,
Ее дар принимаю за честь!
(Стихотворение “Любить жизнь”. )

Творения, конечно, еще несовершенны с точки зрения классической литературы. Но главное дети поняли, и вот такую новую Вселенную, созданную еще в Гефсиманском саду Христом, а также Пастернаком и Гамлетом, начинает “шить” новое поколение. Вселенную жизни и любви.

Приложение.

P.S. Стихи написал выпускник ГБОУ Лицей №1564 Якубовский Станислав. Иллюстрации создали Якубовский Станислав и выпускница ГБОУ № 1564 Копилевич Ангелина.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассные мероприятия в начальной школе. "Урок толерантности" :: Сценарий праздника "Прощай, Масленица!" :: Сценарий внеклассного мероприятия "Они сражались за Родину", посвященный 65-й годовщине освобождения Тахтамукайского района от немецко-фашистских захватчиков :: Литературный праздник "Мир детства в творчестве Валентина Берестова (к 80-летию автора)" :: Творческое научно-методическое исследование "Приобщение детей к духовному наследованию своего народа" :: Мой любимый динозавр ( My Pet Dinosaur ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Ванные комнаты/Мебель для ванных / Ангстрем / Зеркало Cls 600.12 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Настойка для похудения из имбиря

Имбирная и ананасовая настойки для похудения Мечта любой женщины — кушать что угодно, ни в чем не ограничивать себя и при этом худеть. Может показаться, такое...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как прокачать среднюю ягодичную мышцу

Как накачать среднюю и малую ягодичные мышцы13 января 2016 Всем известно, что углеводы необходимы организму, но мало кто знает, что они бывают как полезные, так...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD