И.Бунин «Лапти». План урока по технологии «Шести шляп» : Литература

Цели урока:

  1. Продолжить формирование навыков анализа рассказа
  2. Активизировать творческую деятельность учащихся
  3. Формирование знаний, умений, навыков благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса

Ход урока

1. Орг. момент

Учитель кратко рассказывает ученикам о методе «Шести шляп» (Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим).

Белая шляпа – факты

Красная шляпа – эмоции

Черная шляпа – проблемы, противоречия

Желтая шляпа – позитивное мышление

Зеленая шляпа – творчество

Синяя шляпа - обобщение

2.  1 стадия – вызов

Ассоциативный ряд. (Ученикам демонстрируется первая шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная человеческая реакция). На экран проецируется картинка, на которой изображены лапти.

- Наш рассказ называется «Лапти». Ребята, какие у вас возникают ассоциации с этим словом? Подберите слова-ассоциации и  запишите их в карту урока.

­ Варианты записи: «село», «деревня», «крестьяне», «крестьянский быт» и т.д. Важно настроить ребят на то, что при выполнении этого задания нет правильных или неправильных ответов.

Рассказ-предположение (вторая шляпа - зеленая : отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов.)
- Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по опорным, ключевым словам (слова заранее записаны на доске).

ВЬЮГА-РЕБЕНОК-НЕФЕД-БЕСПОМОЩНОСТЬ-ГОРЕ-ГОСПОДИ-ЗАЩИТИ-ЛАПТИ

(Ребята записывают рассказ-предположение в карту урока. Работают индивидуально, затем заслушиваются несколько вариантов работ, обсуждаются)

3. 2 стадия - осмысления. Чтение текста по учебнику. (третья шляпа – белая: сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, где найти информацию, как использовать уже известные факты.)

Чтение с остановками, выделением  непонятных, сомнительных слов. По ходу чтения учащимся необходимо подчеркивать ключевые слова и словосочетания. Чтение текста до слов «А когда наконец рассвело…». Толкование непонятных слов. Чтение опорных слов.

- Какие слова в этом отрывке непонятны? (Варианты ответов: хутор, сумрак, верста, топка, фуксин, зипун) Где можно узнать лексическое значение слова? (В интернете, в толковом словаре) Найдите значения слов в толковом словаре? (Словари раздает учитель, ребята зачитывают определения)

- Какие опорные слова вы подчеркнули в тексте? (Несло вьюгой, большое горе, болен ребенок, просил дать красные лапти, верно, не выживет, надо добывать, где же в такой ужас дойти, Нефеда не было)

- Где происходят события рассказа? (В хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки)

- Кто такой Нефед? Что мы узнаем о нем из текста? (Крепостной в доме барыни, барыня обращается с ним ласково, называет его «Нефедушкой»)

- Почему Нефед отправился за лаптями? («Значит, душа желает» - желание умирающего ребенка, верил, что сможет помочь больному ребенку).
- Большое внимание в рассказе уделяется природе. Найдите и подчеркните описание природы. («Непроглядная вьюга», «в белом от снега», «в такую страсть», «все в снегу, все обмерзло», «утопая по сугробам», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана и мрака») Как изображает автор природу? (Угрожающе, страшно, свирепо)

- Найдите в тексте определения слову «вьюга» (Вьюга = море во время урагана)

4. 3 стадия - прогнозирование. (четвертая шляпа – зеленая: отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. )

- Ребята, как вы думаете, чем закончится рассказ? Допишите возможные концовки, опираясь на имеющие сведения. (В карту урока) Чтение возможных концовок.

Чтение рассказа до конца.

5. 4 стадия - обобщение. Стадия рефлексии. (пятая шляпа - синяя)

Заполнение трехчастного дневника. (В карту урока)

КТО?

КАКОЙ?/КАКАЯ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

Ребенок

Больной, беспомощный

Болеет, лежит в жару, плачет, просит лапти

Мать

Не отходившая от постели, беспомощная

Плакала, кидалась на колени, била себя в грудь

Нефед

Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки
(Бунин дает Нефеду портрет без глаз, без взгляда?)

Принес соломы, дыша холодом, задумался, притворив дверь, ушел ни слова не говоря

Природа

Страшная бездна, ураган, мрак

Топит, губит

6. Д/з. Написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни всегда есть место подвигам» от лица барыни или ее мужа.

Карта урока

1.Ассоциативный ряд.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

2. Рассказ-предположение
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

3. Прогнозирование. Допишите финал.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

4. Заполнение трехчастного дневника.

Кто?

Какой?/Какая?

Что делает?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать еще:


Новые материалы:

Прикладное творчество как фактор эстетического воспитания. Забавный батик :: Метод проектов как способ художественного освоения мира :: КВН для 7–х классов :: Разработка урока на тему: "Геометрическая резьба" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list6.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Мини-проект "Текстильная открытка" :: Отцы и дочери ( Fathers & Daughters ), 2014 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для гостиной/Шкафы-купе / Мебельсон / Шкаф-купе Мебельсон ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как похудеть экстренно за неделю

Секретные методы похудения за неделю: Узнайте прямо сейчас! Если лишние несколько килограммов веса еще можно пережить, то прибавку в пять кило не перенесет ни...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Овощи для похудения и выведения жира

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD