Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание" : Литература

Цели урока:

  • Обучающие
    • познакомить обучающихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
    • помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»;
    • подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
  • Развивающие
    • формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;  
    • формировать умения в монологической форме выражать  свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
    • развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
  • Воспитательные
    • воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в группе.

Ход урока

I. Оргмомент.

Наш урок  об уникальном городе, построенном в начале XVIII века по замыслу Петра I.  

- Какие названия этого города вам известны?

Презентация.

II. Актуализация опорных знаний.

- Кто из вас бывал в Санкт-Петербурге? Какое впечатление сложилось у вас после встречи с этим городом?

- Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. (Обращение к фотовыставке)

- Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, вновь Санкт-Петербург… В этих названиях одного города - его история.

Северная Венеция, Северная столица - эти названия, безусловно, говорят о его значимости и красоте.

В 1703 году Пётр I заложил в устье Невы город Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади, набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих.  Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В городе много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Конечно, красотой города нельзя не восхищаться.

Петербург не раз становился действующим лицом произведений русских авторов.

Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Давайте вспомним, каким представлен этот город в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова.

III. Создание учебно-проблемной ситуации и формулирование основной учебной задачи.

2. – А каким же был этот город в 19 веке?

Но таким ли мы видим Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

- Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М. Достоевского.

Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека.

Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролёты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.

Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу...”

– Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?

“Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека”.

С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты – “лохматники”, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.

Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?

Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.

Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.

Чтобы полностью восстановить образ города, нам придется разделиться на три группы (по количеству рядов), и каждая из групп получит возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.

 

Характеристики

Пейзаж

Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.
Вызывает чувство омерзения, общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

Сены уличной жизни

Ребенок, распевающий “Хуторок”;
– пьяная девочка на бульваре;
– сцена с утопленницей;
– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Интерьер

Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.
Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.
Комната Сони - “уродливый сарай”.
Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

6. Выводы по теме урока.

– Какой же Петербург Достоевского?

Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Петербург Достоевского – это город одиночества.

Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.

– Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?

Петербург – своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов – только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры “углов”– создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает впечатление безысходности, толкает на скандалы и преступления.

– Для чего мы, читатели XXI века, изучаем это произведение сегодня?

Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.

Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.

Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие "День рождения" :: Формирование коммуникативной компетентности в обучении английскому языку :: Урок английского языка по теме "Is An Englishman's Home His Castle?" :: Элективный курс по английскому языку. Тема: "The Monuments of World Heritage: English Town Bath". 9–11-й классы :: Когнитивные параметры языковой личности на примере Б.Шоу "Пигмалион" :: Жених на двоих ( Jour J ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 17-05-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Калькулятор дефицита калорий для похудения

Какой ежедневный дефицит калорий создавать, чтобы похудеть? Все уже давно знают, чтобы похудеть, нужно есть калорий меньше, чем расходуешь. А на сколько меньше...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как похудеть как перестать есть

8 способов перестать много есть Как перестать много есть? Как перестать есть постоянно и много? Обычно такой вопрос задают люди с повышенным аппетитом, страдающие...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как мужчине накачать красивое тело

Как накачать красивое тело мужчине — советы и упражнения Все мужчины, страдающие от избыточного веса, желают иметь крепкий торс. Этого хотят даже те, кто никогда...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как правильно делать упражнение планка чтобы похудеть

Реальный результат: как делать планку, чтобы похудеть? Планка – универсальное упражнение для разных групп мышц, которое, к тому же, помогает похудеть....

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD