Рабочая тетрадь "Великая Отечественная война в лирике поэтов Кузбасса, Прокопьевска и Прокопьевского района" : Литература

Рабочая тетрадь "Великая Отечественная война в лирике поэтов Кузбасса, Прокопьевска и Прокопьевского района" : Литература

Тема № 1. Развитие литературного процесса в Кузбассе

28 апреля 1962 года правление Союза писателей РСФСР  приняло постановление: «Организовать  отделение Союза писателей  в городе Кемерово». 14 июня прошло организационное собрание писателей Кузбасса, которое избрало Евгения Сергеевича Буравлёва ответственным секретарём. Молодая организация насчитывала пять человек.

Александр Никитич Волошин известил страну и планету (его роман переведён на несколько иностранных языков) о существовании земли Кузнецкой. Роман «Земля Кузнецкая» отмечен Государственной премией СССР и стал значительным явлением советской литературы военного времени. Из-под пера Волошина позднее вышли произведения: «Всё про Наташку», «Дороги зовут»,«Зелёные дворики».

Геннадий Модестович Молостнов тоже относится к фронтовому поколению. Известен романами «Междуречье», «Голубые огни», «Даруя жизнь», книгами стихов, повестей, рассказов.

Герберт Генке писал на немецком языке. Его книги выходили в переводах Валентина Махалова. Для вступления в члены Союза писателей СССр ему дала рекомендацию всемирно известная писательница Анна Зегерс.

Тамара Ян – поэтесса и драматург. Её пьесы шли на сцене Новокузнецкого драматического театра. Героями вышедших в Кузбассе поэтических книг стали молодые строители Запсиба.

Евгений Сергеевич Буравлёв – первый руководитель писательской организации. Автор многих лирических книг. В соавторстве с композитором Мартыновым создал оперетту «Жемчужина Кузбасса», которая была в репертуаре Кемеровского театра оперетты. Был близким другом Василия Дмитриевича Фёдорова, нашего прославленного земляка, известного русского поэта.

Организация росла и крепла. Становятся членами Союза писателей поэты-фронтовики Владимир Измайлов и Михаил Небогатов, критик Анатолий Срывцев, прозаик Анатолий Соболев. Затем получает всероссийское признание творчество поэта Виктора Баянова и прозаика Владимира Мазаева. Это уже второе послевоенное поколение кузбасских литераторов, связанное с так называемой «хрущёвской оттепелью» шестидесятых.

Владимир Мазаев – автор книг «Конец лосиного камня», «Птицы не поют в тумане», «Грозовая аномалия», «Последний цветок лета» принимает бразды правления Кемеровской писательской организацией (1971 – 1983), редактирует альманах «Огни Кузбасса».

Именно в Кемерове в 1966 году прошёл зональный семинар молодых литераторов западной Сибири и Урала. Мастера слова Леонид Соболев, Василий Фёдоров Марк Соболь, Антонина Коптяева, Ярослав Смеляков, Виктор Астафьев, Василий Казаниев приехали в Кузбасс, чтобы оценить творчество молодых писателей и поэтов.

Несмотря на обретение новых имён, Кемеровская писательская организация долгое время численно не росла, тяготела к цифре 13. Прежде всего потому, что понесла горькие потери: многие писатели и поэты ушли из жизни, многие уехали за пределы области.

Третье поколение писателей Кузбасса – это воспитанники литературной студии «Притомье», которая начала действовать с октября 1979 года. Членами Союза писателей стали известные ныне поэты и прозаики Николай Колмогоров, Сергей Донбай, Любовь Никонова, Владимир Иванов, Иосиф Куралов, Александр Катков, Владимир Ширяев, Александр Раевский… и другие.

В 1997 году Владимир Коньков составил первую хрестоматию «Литература земли Кузнецкой», куда поместил произведения четырнадцати ушедших из жизни писателей.

Количество членов Союза писателей В Кузбассе сегодня насчитывает более 50 человек. Усложняется сфера забот Бориса Васильевича Бурмистрова, который ныне возглавил Союз писателей Кузбасса. За сорок лет существования писательской организации Кузбасса вышли сотни книг, обогативших духовное поле провинции, стали традиционными Фёдоровские чтения и Чивилихинские чтения, литературный праздник «Весна в «Притомье», встречи поэтов и прозаиков Кузбасса с читателями. 

А.Катков С.Донбай
В.Баянов В.Креков
  1. Прочтите стихотворения В. Баянова «Ветряки» и М. Небогатова «Шахтёр». Ответьте на вопрос: каковы взаимоотношения человека и природы в данных стихотворных текстах?
  2. Прочтите стихотворение В. Измайлова «Дерево, из которого сделали столб…». Объясните, в чём заключается драматизм неполного включения человека в мир природы?
  3. Как вы понимаете выражения
    очеловеченность природы - ___________________________
    природность человека  - ______________________________
  4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения о родном крае одного их Кузбасских поэтов.

Тема № 2. Военная тема в лирике Веры Баженовой

 

Вера Баженова. Коренная прокопчанка, после окончания строительного техникума г. Новокузнецка по направлению отработала в Кемерове проектировщиком. Затем вернулась в родной Прокопьевск. Писала сатирические стихи и частушки, будучи редактором стенгазеты. Работая в клубе "Ветеран", стала писать различные стихи, в основном, о ветеранах. Написала несколько песен: "Фестивальная", "Песня о Прокопьевске", "Ветераны Второй Мировой", "Подснежники" и другие.

1. Прочтите стихотворение Веры Баженовой «Ветераны Второй мировой» Подчеркните те строчки, в которых раскрывается особенность темы войны.

Ветераны Второй Мировой

Ветераны Второй Мировой,
Вас так мало сегодня осталось,
Прошагали Вы путь боевой,
Вам нелегкая доля досталась.

И теперь Ваша жизнь, как в бою –
 Пусть исправить Вам все не под силу,
Но, как прежде, Вы снова в строю-
Это тоже Великая сила.

Нам, потомкам, нельзя забывать:
Вы Отчизну свою защищали,
Вместе с Вами мы будем встречать
Светлый праздник 9 мая.

Мы по улицам дружно пройдем,
На ветру развернутся знамена,
Вместе с Вами мы их пронесем,
Не редеет пусть наша колонна.

Как поживаешь, ветеран?

Как поживаешь, ветеран?
Прошел ты много разных стран.
А знал ли ты, когда шел в бой,
Что сделают с твоей страной.

Не знал, когда Вас убивали,
Когда вы ранены лежали.
И в День Победы ты не знал,
И даже не подозревал.

Ну, что теперь тужить, солдат,
 Ты жизни, может быть, не рад,
Ты голову не опускай,
Смотри смелей, не унывай.

Вот будет праздник, ветеран,
И встретишь ты однополчан,
Вы вспомните, как в бой ходили
И как все вместе победили.

Я верю, знаю – все года
Всё делал правильно, когда
Ты в смертном погибал бою,
Спасая Родину свою.

Ведь заслужил ты уваженье
За мужество и за терпенье.
Ты в этот день от нас прими
Поклон наш низкий до земли.

2. Приготовьте выразительное чтение двух стихотворений В.Баженовой о войне .

Тема № 3. Военная тема в лирике Михаила Глушкова

Михаил Глушков. Родился 25 января 1924 года в селе Елань Целиноградской области. В Прокопьевске проживал с 1927 года. Ветеран – фронтовик: принимал участие в боях на 3-ем Белорусском фронте. После окончания войны оставался в составе вооруженных сил до 1947 года. 

Геолог и художник, наставник и поэт, Михаил Глушков все свои стихотворные строки: с первой до последней - посвятил родному, любимому городу Прокопьевску. Выпущен авторский сборник стихов «Как прекрасен этот мир». В 2003 году Михаил Глушков выпустил сборник стихов «Я ищу свою звезду», посвященный детям. 18 февраля 2005 года, к сожалению, его не стало.

Продолжите заполнение схемы.  Воспользуйтесь, если это необходимо, литературоведческим словарём.

Прочтите стихотворения «В День Победы» и «Омыты вашими слезами».  Что объединяет эти два произведения?  В чём заключается  позиция автора?

В День Победы
Михаил Глушков

Тот лучше знает цену жизни,
Кто ощутил войны накал,
В боях за счастье, за отчизну
Свой след оставил на века.

Участник яростных сражений,
Свидетель доблестных побед,
Ты, заслуживший уваженье,
Стал в мирной жизни стар и сед.

Ушли из жизни дорогие
Друзья, а память велика.
Тревожат раны, ностальгия,
Болит душа фронтовика.

Но в День Победы по уставу
Ты на параде держишь строй,
И герб России златоглавый
Тебя приветствует, герой!

Омыты вашими слезами…

Осталось вас совсем немного:
Жен, матерей фронтовиков,
Прошедших трудную дорогу
Без самых милых мужиков.

Как сеткой из морщин, навечно
Покрылись лица наших дам
В сердцах от тяжких мук сердечных
Свой след оставила беда.

Тяжелая досталась доля
Вам ждать своих солдат с войны.
Но, вопреки душевной боли,
Вы оставались им верны.

Солдаты, выдержав экзамен,
Теряли жизни, мир храня.
Омыты вашими слезами
Те, кто когда-то пал в боях.

Я знаю: ваши мысли гложет
Невыносимая тоска,
Но кто же в горе вам поможет,
Вселить надежды, приласкать?!

Солдат тех бывших не заменят
Ни похвалы, ни ордена.
Живут их подвигов мгновенья,
Простых героев имена!

***

Модель первая:  _____________________

Модель вторая: _____________________

Дайте  определение термину «метафора». Найдите в стихотворении «В день Победы» этот троп. С какой целью автор использует его в произведении?

Метафора – это ___________________


Например (из анализируемого текста): _____________________

С целью __________________________

Представьте, что вам предстоит выступить оформителем сборника стихотворений Михаила Глушкова. Приготовьте несколько иллюстраций к сборнику.  Обоснуйте (устно) ваши предложения по вопросам оформления сборника.

Тема № 4.Военная тема в лирике Михаила Горбатенко

Иван Горбаченко. Родился в городе Салаире 26 декабря 1940 года. После окончания 10 классов поступил в прокопьевский горный техникум, а в 1961 году был призван в армию. Во время работы на шахте Коксовая в 1969 году поступил в СМИ и в 1975 году, окончив институт, перешел работать на подземный участок горным мастером, затем заместителем начальника участка и начальником участка.

Поэзией занимается около 30 лет. Принимает участие в поэтических клубах "Маяк" и "Вдохновение". Его произведения печатаются в различных газетных изданиях.

Выполните анализ стихотворения «Солдат России …» по следующему плану:

  • Дата написания.
  • Реально-биографический и фактический комментарий.
  • Жанровое своеобразие.
  • Идейное содержание:
  • Ведущая тема.
  • Основная мысль.
  • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
  • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
  • Преобладание общественных или личных интонаций.
  • Структура стихотворения:
  • Сопоставление и развитие основных словесных образов:
    а) по сходству;
    б) по контрасту;
    в) по смежности;
    г) по ассоциации;
    д) по умозаключению.
  • Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
  • Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
  • Основные особенности ритмики:
    а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
    б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
  • Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
  • Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
  • Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Солдат России

Я не был на войне, но мой отец
Ушел, когда мне было лишь полгода,
Я просто несмышленый был малец,
Шагнувший в мир, дарованный природой.

В боях жестоких смерть была красна.
Вслед за врагом брели людские беды.
Но шла четвертая весна
И вместе с ней желанная Победа.

Отец вернулся, хоть и ранен был,
Оставив руку там, на поле битвы,
Но жизнь ему Бог сохранил
Для мирного труда и для молитвы.

Его война осталась далеко,
Но не имел он права расслабляться,
И, стиснув зубы, жил. Ведь нелегко
Растить детей, с хозяйством управляться.

Он не дожил до наших светлых дней:
Война в окопах забрала здоровье.
Так за свободу Родины своей
Он заплатил мужской горячей кровью.

Выполните по тому же плану анализ стихотворения «Ветеранам»

Ветеранам

Земной поклон вам, наши ветераны,
За трудные бои, за ваши раны,
За свет, который вы нам подарили,
За мир и счастье, что вы защитили.

Вам было суждено в живых остаться,
Чтоб за погибших жизнью наслаждаться
И помнить их, героев тех событий,
А если что не так, вы нас просите.

Тема № 5. Военная тема в лирике Лилии Клапатун

Лилия Клапатун.   Родилась 27 мая 1949 г. В Курганской области в семье преподавателя русского языка и литературы. В г. Прокопьевск переехала с родителями в 1953 году. Десять классов окончила в школе №6, затем Новокузнецкий педагогический институт. И началась педагогическая деятельность учителя математики. Больше 20 лет проработала в школе №5 г. Прокопьевска. Стихи начала писать в 2000 году. В июне 2006 года познакомилась с обществом поэтов «Вдохновение». Атмосфера встречи и беседы в клубе поэзии «Вдохновение» помогли совершенствовать ее поэтическое творчество

Прочтите стихотворение Л. Клапатун «Ветеранам войны».  Выделите строки, в которых есть противопоставление как средство художественной выразительности.

Ветеранам войны

Ужасное  слово «война»,
Прекрасное слово «Победа».
О тех не забудет страна,
Кто горе войны той изведал.

Июнь 41-го черным
Остался в сердцах  россиян.
Погибших  в боях будем помнить,
И помним  ушедших от ран.

Немного в живых их осталось,
Прошедших горнило войны.
Победа им трудно досталась.
Тем с большим почтением мы

Должны к ним сейчас относиться.
Проходит их  жизнь не спеша,
В глубоких морщинах их лица,
В глазах молодая душа.
...

Охарактеризуйте композиционное строение стихотворения Л. Клапатун «Ветеранам войны», его тему, основную мысль.

Сочините акростих, раскройте в содержании стиха особенности творчества Л.Клапатун.

К_____________________________________________
Л_____________________________________________
А_____________________________________________
П_____________________________________________
А_____________________________________________
Т_____________________________________________
У_____________________________________________
 Н____________________________________________
              

 Тема № 6. Военная тема в лирике Нины Бобрышевой

Нина Бобрышева. Родилась в Алтайском крае в 1943 году. В Прокопьевске живет с раннего детства. Окончила машиностроительный техникум. Работала инженером – химиком. Писать начала в зрелом возрасте о детях и для детей.

Печаталась в газетах «Шахтерская правда», «Народовластие», «Левый берег», а также в двух выпусках сборников стихов поэтов Прокопьевска «Вдохновение».

Дайте определение слова  «молитва». Воспользуйтесь для этого  толковым словарём.

Молитва – это ______________

Прочтите стихотворение «Молитва матери», выпишите примеры художественных тропов.

России стойкие сыны,
Не знать вам ужасов войны,
Не знать от боли страшных мук,
Не знать страданий от разлук.
От всяких бед, от всех невзгод.
Спаси вас, всемогущий Бог.

Не знать вам, храбрые сыны,
Афганистана и Чечни,
Чтобы достать из-за угла
Вас злая пуля не смогла.
Не хочет ни жена, ни мать
Вестей печальных получать.

России главные сыны,
Пусть мирные вам снятся сны.
Пусть каждый день, пусть каждый час
Хранит моя молитва вас.
Для мирной жизни рождены
Мои российские сыны.

Художественные тропы

Цитаты из текста произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните одно задание на выбор

  • Выучить стихотворение Баллада о любви  и дать его интерпретацию.
  • Найти произведения, созвучные с данным по построению, поэтической мысли.
  • Создать иллюстрацию к стихотворению, подобрав материал и технику.
  • Подобрать и исполнить (или сочинить) музыкальное произведение, соотносимое по настроению со стихотворением.
  • Создать авторский текст на тему, созвучную теме стихотворения В.Баженовой

Баллада о любви

В семнадцать мальчишка
Её полюбил,
Записок не слал
И цветов не дарил.
Семнадцать пробило
Ему в роковом,
В свинцовым, неласковом
Сорок втором
И вместо признаний,
И вместо любви
Ему довелось
Искупаться в крови.
Мальчишке семнадцать,
Мальчишка не жил,
Под Киевом
Он навсегда отдружил.
И розы, и росы,
И теплый рассвет
Остались средь нас,
А мальчишки-то нет.
Та девочка
 женщиной стала - семья.
Её окружают
Свои сыновья
И видит она,
Тихо глядя на них,
Весну и ровесников
Юных своих.
Из памяти
Не убывает война,
К солдатской могиле
Приходит она
Под алой звездою
Мальчишка здесь спит.
Над ним, как над сыном,
Седая скорбит,
Знать, женское ей
Подсказало чутье,
Что спит здесь мальчишка,
Любивший её.

Тема № 7. Анализ изобразительно-выразительных средств в лирике С.Соколовой

Светлана Соколова . Родилась в с.Шарап Прокопьевского Муниципального района в 1964 году. Окончила Новокузнецкий Государственный педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Работала в Шарапской средней школе. Стихи начала писать давно. Сначала писала друзьям поздравления к праздникам. Потом поняла, что способна на большее. Теперь пишет и о любви, о природе, о родном крае,  на философские и гражданские темы. К юбилею Победы написала цикл стихов о войне.

Определите размер и рифму стихотворения «Не понимаю я..».

Сделайте вывод об особенностях ритмики произведения.

Не понимаю я...
Зачем война напрасная?
У каждой из сторон
Бьёт юшка красная!
И одинаково у всех
Родятся дети
И пуповиной все
Привязаны к планете
Какой мы нации?
Сам чёрт не разберёт!
Мы - все ЗЕМЛЯНЕ,
Мы - один НАРОД!

 Самостоятельная работа

Выполните сопоставительный анализ изобразительно-выразительных средств в лирике В. Савинникова и М Глушкова.  По результатам работы заполните таблицу:

Аспекты анализа

Лирика В.Савинникова

Лирика М.Глушакова

Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.

 

 

Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

 

 

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

 

 

Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

 

 

Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

 

 

Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет).

 

 

Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

 

 

Закончите заполнение таблицы дома.

Список литературы

  1. Казаркин А. П. Пульс времени. Этюды о поэтах Кузбасса. - Кемерово: Книжн. изд-во, 1985. - 136 с.
  2. Киселев И. Человек приходит к человеку. Стихотворения. - Кемерово: Книжн. изд-во, 1975. - 109 с.
  3. Киселев И. Ночные реки. Стихотворения. - Кемерово, 1980.- 223 с.
  4. Киселев И. Благодарю, Земля, благодарю... Стихотворения. - Кемерово, 1983. - 207с.
  5. Киселев И. Под солнцем и ненастьем. Стихотворения. - М: Сов. Россия, 1989.-224с.
  6. Словарь символов / Сост. Н. Жюльен. Перевод с французского С. Каюмова, И. Устьянцевой. - «Урал», 1999.
  7. Бикметов Р.А. Донковцева Г.Ф. Победа была за нами. – Прокопьевск: Пласт, 1995.
  8. Лукьянова Л.П. Минута памяти. Сборник кузбасских поэтов.  - Прокопьевск, 2010.
  9. Медведев В.А. Прокопьевск на рубеже веков. - Новосибирск, 2002 .
  10. Рабочая тетрадь О.Осиповой, г. Осинники.
Читать еще:


Новые материалы:

Математический праздник "В гостях у царицы Математики" :: Признаки равенства прямоугольных треугольников :: Урок-практикум по математике. Этапы подготовки :: Урок математики. Тема: "Путешествие в страну математики". 2-й класс :: Урок-спектакль по русскому языку на тему: "Части речи" :: Сафари ( Safari ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Кресло компьютерное VOYAGER Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD